Контрольная работа по курсу

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Для студентов-заочников всех специальностей

ВАРИАНТ № 1

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Алкоголь, алфавит, досуг, дефис, инсульт, коклюш, портфель, триптих.

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

1. Обилие аксессуаров отягощает сюжет, отвлекает внимание от главного. 2. В классе нерегулярно вентилируют помещение. 3. Выступающий оперирует положительными примерами.

2. Устраните ошибки, связанные с употреблением слов без учета их семантики в контексте и с неточным словоупотреблением.

1. Один поступок Чацкого привел меня в неясность. 2. «Гранатовый браслет» – одно из самых подтверждающих произведений Куприна. 3. Любовь поэта к Родине часто возрождала его от упаднических настроений. 4. Перед началом учебы я обратно прочел рассказы Чехова.

3. Выберите из предлагаемых паронимов подходящий по смыслу.

1. На поляне мы увидели высокий (земельный, земляной) холм. 2. Чтобы чаще бывать в театре, я купил (абонент, абонемент). 3. Любой (поступок, проступок) заслуживает осуждения. 4. Студент быстро (усвоил, освоил) материал. 5. Молодой рабочий (усвоил, освоил) профессию токаря.

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

Подберите к каждому предложению подходящие по смыслу устойчивые выражения.

1. Обычно он много болтает. А. Правая рука.

2. Он все умеет делать. Б. Язык без костей.

3. Он – главный мой помощник. В. Водой не разольешь.

4. Братья очень похожи друг на друга. Г. Как две капли воды.

5. Они неразлучные друзья. Д. Мастер на все руки.

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных. К существительным общего рода подберите согласованные определения.

Бездарь, воротила, выскочка, жертва, коллега, лакомка, лиса, марионетка, невежда, стрекоза, тряпка, тупица, ябеда, судья, старшина.

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа единственного числа и согласуйте с ними подобранные определения.

Жирафы, яблоки, гуси, клавиши, манжеты, босоножки, пожарища, грозди, шампуни, боты.

3. Напишите цифры прописью.

1. Частное от деления 6884 на 6 равно 1144. 2. Библиотека института ежемесячно пополняется 300 книгами. 3. Разность между 87 и 58 составит 29. 4. Это небольшой старинный город с 4675 жителями.

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, поставив заключенные в скобки слова в нужном падеже.

Встретиться (друг), мечта (счастье), преклонение (талант), долг (Родина), уплатить (квартира), восхищаться (друг), вздохнуть (свобода), скучать (родители).

2. Найдите ошибки в употреблении деепричастия и деепричастного оборота.

1. Как приятно знать, что, придя домой после работы, котенок встретит меня радостным мяуканьем. 2. Читая этот рассказ, создается впечатление, что Куприн был сам шахтером. 3. Сергей Эфрон, вернувшись на Родину, был арестован и убит. 4. Встретившись с Хлебниковым, в душе Ромашова наступил перелом.

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Т…желые тучи обл…жили горизонт. Холодный ветер рванул и со свистом понесся по степи бе…порядочно закружился и поднял такой шум что (из)за него (не) было слышно (ни, не) грома (не, ни) скрипа колес. Он дул (из)под черной тучи неся с собой облака пыли зап…х дождя и мокрой зелени. Лу(н, нн)ый свет бледный и др…жащий стал как (будто) грязнее звёзды еще больше нахмурились и видно было как по краю дороги сп…шили куда(то) назад облака пыли и их тени. Теперь вихри кружась и увл…кая с земли пыль сухую траву и перья поднимались под самое небо.

ВАРИАНТ № 2

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Разделите слова на 3 группы: с ударением на первом слоге, с ударением на втором слоге и с ударением на третьем слоге.

Угольщик, браковщик, чистильщик, бунтовщик, обувщик, горлица, гусеница, дьяволица, перекупщик, страховщик, кислица, танцовщица, часовщик, баловница.

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Бомонд, будуар, толерантность, грассировать, лорнет.

2. Устраните речевую избыточность.

Глубокая бездна, подскочить вверх, огромная махина, местный абориген, сатирическая карикатура, коллеги по труду.

3. Составьте словосочетания с приведенными паронимами.

Призывной – призывный, сытый – сытный, дипломник – дипломат, войти – взойти, черепаший – черепаховый.

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Я не верю политику, который красиво фразы сыпет бисером. 2. Для всей школы этот ученик стал басней во языцех. 3. Еще недавно ему пели фимиамы.

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания с данными словами, используя в качестве определения прилагательное.

Барбекю, дефиле, меню, Миссисипи, секьюрити, телешоу.

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Бурят, башкир, баклажан, гренадер, ботинок, сапог, мандарин, рентген.

3. Напишите цифры прописью в данных сочетаниях.

2 ученика, 2 учеников, 3 студентов, 3 студентки, 3 суток, 4 ножниц.

Наши рекомендации