Ошибки в употреблении форм прилагательных

Как правильно ответствен или ответственен? Варианты в образовании кратких форм прилагательных мужского рода с суффиксами -ен- и -енен- обычно наблюдаются в прилагательных, имеющих несколько согласных перед суффиксом -енн-: искусственный, естественный, ответственный, безнравственный. Нужно иметь в виду, что хотя обе формы являются литературными, однако последняя более свойственна книжной речи.

Запомнить! Он ответствен за проведение этого дела. Ему можно доверять, он ответственен.

Образование форм степеней сравнения

При образовании форм степеней сравнения следует помнить:

из двух вариантов простой сравнительной степени качественных прилагательных на -ее и -ей (активнее, активней) последний свойственен разговорной речи;

нельзя соединять простую и сложную формы степеней сравнения, сочетания типа менее активнее, более красивее, более лучше, самая красивейшая и т.п. являются грубыми ошибками, нужно – активнее или менее активный, красивее или более красивый, лучше или более хороший, красивейший или самый красивый);

такие формы степеней сравнения прилагательных, как длиньше, ширше, красивше и т.п. являются просторечными, т.е. выходят за рамки литературного языка.

Склонение количественных числительных

Склонение количественных числительных не имеет единого образца, оно представлено несколькими типами:

1) числительные 2, 3, 4. Пример:

И.п. два

Р.п. двух

Д.п. двум

В.п. два

Т.п. двумя

П.п. о двух;

2) числительные от 5 до 10 и все числительные, оканчивающиеся на -дцать и -десят. Примеры:

И.п. одиннадцать, пятьдесят

Р.п. одиннадцати, пятидесяти

Д.п. одиннадцати, пятидесяти

В.п. одиннадцать, пятьдесят

Т.п. одиннадцатью, пятьюдесятью (пятидесятью – доп. в разг. речи)

П.п. об одиннадцати; о пятидесяти;

3) числительные 200, 300, 400 и все заканчивающиеся на -сот. Пример:

И.п. двести

Р.п. двухсот

Д.п. двумстам

В.п. двести

Т.п. двумястами

П.п. о двухстах;

4) числительные 40, 90, 100, полтора, полтораста. Примеры:

И.п. сто, полтора, полтораста

Р.п. ста, полутора, полутораста

Д.п. ста, полутора, полутораста

В.п. сто, полтора, полтораста

Т.п. ста, полутора, полутораста.

П.п. ста, полутора, полутораста.

Употребление собирательных числительных

Собирательные числительные употребляются:

с сущ., обозначающими лиц мужского пола (двое милиционеров, студентов);

с сущ. общего рода (трое разинь, двое нерях);

с сущ., обозначающими названия детенышей животных (пятеро котят);

со словами дети, люди, лица, ребята (трое ребят);

с сущ., имеющими форму только множественного числа (двое саней, трое брюк).

Собирательные числительные не употребляются:

с сущ., обозначающими лиц высокого общественного положения (два ректора);

с сущ., обозначающими лиц женского пола (четыре студентки);

с сущ., обозначающими названия взрослых животных (три волка);

с сущ., обозначающими названия парных предметов (три носка, две перчатки).

Особняком стоят собирательные числительные оба и обе (оба – употребляется с сущ. м. и ср. рода, обе – со словами ж.р.). При склонении этих числительных нужно помнить, что основа слова оба заканчивается на -о (обо-их, обо-им), а основа слова обе на -е (обе-их, обе-им).

Трудности в употреблении форм глаголов

Глаголы класть и положить употребляются в настоящем-будущем времени в таких формах: кладу, кладем, кладешь, кладете, кладет, кладут; положу, положим, положишь, положите, положит, положат.

Не следует забывать о существовании форм с чередованиями согласных в основе: стричь (стригу, стрижем, стрижешь, стрижете, стрижет, стригут), жечь, течь, печь (пеку, печём, печёшь, печёте, печёт, пекут).

Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь образуют личные формы по типу I спряжения (выздоровею, выздоровеешь и т.д.).

Глаголы победить, убедить, ощутить, чудить, дудеть и некоторые другие принадлежат к недостаточным глаголам, т.к. не образуют форм 1 лица ед.ч. настоящего-будущего времени. Если необходимо употребить эти глаголы в указанной форме, используются описательные конструкции, например: сумею победить, могу очутиться.

Некоторые носители языка испытывают трудности в образовании форм повелительного наклонения следующих глаголов: лечь (ляг, лягте), бежать (беги, бегите), положить (положи, положите), класть (клади, кладите), ехать (поезжай, поезжайте), ездить (езди, ездите), взвесить (взвесь, взвесьте), вытереть (вытри, вытрите), махать (маши, машите).

Вызывает затруднения выбор форм с гласными о и а в корне слова: заподозривать - заподазривать, обусловливать - обуславливать, обезболивать - обезбаливать, опорочивать - опорачивать, уполномочивать – уполномачивать, удостоивать - удостаивать и т.д. Первые слова в парах – норма книжной речи, вторые допускаются лишь в разговорной речи.

Грубыми ошибками является употребление таких форм: ляжу (вместо правильного лягу), броюсь (вместо бреюсь), вытеру (вместо вытру), выкладу (вместо выложу), ездию (вместо езжу).

Глагол кушать употребляется только по отношению к детям и гостям, в остальных случаях употребляется глагол есть.

Наши рекомендации