Международное регулирование мировой торговли. Принципы деятельности и роль ВТО

Помимо форм государственного регулирования внешней тор­говли во второй половине XX в. получили свое развитие и различ­ные формы и методы ее международного регулирования. Это про­является как в форме деятельности региональных экономических организаций, союзов и группировок (примером наиболее разви­той региональной экономической группировки является ЕС, на­чало которому было положено еще в 1957 г.), так и в деятельности организаций общемирового масштаба, охватывающей подав­ляющую часть современной международной торговли.

Несмотря на превалирование в международной торговле тен­денций либерализации не только на уровне отдельных государств, но и торгово-экономических блоков, союзов и группировок, дей­ствуют формы протекционистской политики. С одной стороны, эти блоки и союзы способствуют развитию международной тор­говли, снимая всевозможные барьеры во взаимной торговле стран-участниц, а с другой устанавливают определенные барьеры для «третьих» стран, не входящих в их состав, и для других торгово-экономических союзов.

Хотя все страны в своей внешнеторговой политике исходят из собственных национальных экономических интересов (групповых интересов отдельных торгово-экономических блоков), они объек­тивно вовлечены в процесс интернационализации экономиче­ской жизни, все больше приобретающий черты глобализации. По­этому актуальной является необходимость согласованного регу­лирования международной торговли на многосторонней основе. Это позволяет решить целый ряд реальных проблем:

• сгладить противоречия между странами в сфере внешней тор­говли;

• добиться определенных компромиссов и единообразия в ре­гулировании внешней торговли отдельными странами и эконо­мическими группировками.

В рамках ООН международное регулирование мировой торговли осуществляется Конференцией ООН по торговле и развитию ( United Nations Conference on Trade and Development UNCTAD, ЮНКТАД) и Комиссией ООН по праву международной торговли ( United Nations Commission on International Trade Law, UNCITRAL, ЮНСИТРАЛ). Одновременно с ними действуют Всемирная торго­вая организация (ВТО), а также Международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО (International Trade Center UNCTAD/WTO), входя­щие в группу «Автономные организации, связанные с ООН». Наиболее существенную роль при этом играет ВТО.

ЮНКТАД была создана согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в 1964 г. в качестве специального постоянного органа. В 2000 г. членами ЮНКТАД являлись 185 государств чле­нов ООН и 3 члена представляли специализированные агентства.

Основными целями ЮНКТАД являются:

• содействие развитию международной торговли в целях ускорения экономического роста и развития, в особенности в развивающихся странах;

• установление принципов и политики, касающейся международной торговли, и связанных с ней проблем экономического развития, в частности финансов, инвестиций, передачи технологий;

• рассмотрение и содействие организации деятельности других учреждений в рамках системы ООН в области международной торговли и соответствующих проблем экономического развития;

• принятие в случае необходимости мер для ведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли;

. согласование политики правительств и региональных эконо­мических группировок в области торговли и связанного с ней раз­вития.

В основу деятельности ЮНКТАД положены функции, опреде­ленные резолюцией 1995 г. (XIX) Генеральной Ассамблеи ООН, и которые охватывают по существу все основные экономические и правовые аспекты международной торговли и связанные с ней вопросы экономического развития.

К числу основных направлений деятельности ЮНКТАД относятся:

1. Регулирование торговых и экономических отношений между государствами, разработка концепций и принципов развития ми­ровой торговли.

2. Разработка мер по регулированию международной торговли сырьевыми товарами.

3. Разработка мер и средств торговой политики и экономиче­ского сотрудничества.

4.Содействие развитию экономического сотрудничества между развивающимися странами.

5. Проведение совещаний экспертов, представителей прави­тельств, дипломатических переговорных конференций с целью согласования политики правительств и региональных экономических группировок по вопросам развития мировой торговли и других проблем.

6. Регулирование ограничительной деловой практики.

7. Ведение аналитической работы по широкому кругу про­блем. В 1996 г. IX сессия ЮНКТАД выделила четыре важнейшихнаправления этой работы:

• глобализация и развитие;

. инвестиции, развитие предприятий и технологий;

• международная торговля товарами и услугами;

• развитие инфраструктуры в сфере услуг.

ЮНКТАД публикует следующие издания: Доклады о наиме­нее развитых странах (Least Developed Countries Reports), Бюл­летень ЮНКТАД (UNCTAD Bulletin), Транснациональные кор­порации (Transnational Corporations), Наука и технология сегод­ня (Science and Technology Update), Бюллетень по системе оцен­ки передовых технологий (Advanced Technology Assessment System Bulletin), Обзор морского транспорта (Review of Maritime Transport), Ежемесячный бюллетень по ценам на сырьевые товары (Monthly Commodity Price Bulletin), ЮНКТАД Ревю (UNCTAD-Review).

8. Выполнение роли форума для обсуждения и сопоставления
позиций правительств по широкому кругу вопросов международ­ных экономических отношений, а также для переговоров между различными группами стран по конкретным вопросам международной торговли и развития.

9. Содействие координации деятельности в рамках ООН по воп­росам международной торговли.

10. Сотрудничество с международными экономическими орга­низациями, прежде всего ВТО, МТЦ ЮНКТАД/ВТО, с целью устранения дублирования и согласования направлений деятель­ности.

С точки зрения степени охвата современной международной торговли (свыше 95% в 2003 г.) крупнейшей организацией, в рамках которой проходят переговоры и консультации по пробле­мам международной торговли, является Всемирная торговая орга­низация (ВТО, World Trade Organization, WTO).

Ее предшественником явилось Генеральное соглашение по та­рифам и торговле (ГАТТ, General Agreement on Tarifs and Trade, GATT), подписанное в Женеве в 1947 г. (само соглашение и сфор­мированная на его основе организационная структура начали действовать в 1948 г.). Инициатором создания ГАТТ были США, которые после второй мировой войны, имея значительные кон­курентные преимущества, сформировали мощный экономичес­кий и научно-технический потенциал и начали борьбу за фор­мирование стабильных правил осуществления международной торговли.

ГАТТ представляло собой многостороннее соглашение об ос­новных принципах, нормах и правилах ведения и государственно­го регулирования взаимной торговли стран-участниц. Важно то, что данные принципы, нормы и правила были выработаны на основе мировой практики и не только определяли многосторон­ние условия международной торговли, но и были положены в основу национального регулирования внешней торговли страна­миучастницами ГАТТ.

Круг стран участниц ГАТТ, а затем его правопреемницы ВТО за годы существования этой организации существенно рас­ширился: в 1948 г. в состав ГАТТ входили 22 страны, а к концу 2003 г. участниками ВТО были 146 стран (из бывших республик СССР в состав ВТО входили Армения, Грузия, Киргизия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония). Около 50 стран в начале 2004 г. имели статус наблюдателей и вели переговоры о вступлении в ВТО (в том числе и Россия).

За годы существования ГАТТ/ВТО было проведено 8 раундов конференций по фундаментальным вопросам развития международной торговли. На Уругвайском раунде 19861994 гг. было при­нято решение о создании на базе ГАТТ/ВТО, а также приняты соглашения Генеральное соглашение по торговле услугами (The General Agreement on Trade in Services, GATS ГАТС), Соглаше­ние по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (The Agreement on Trade Related Aspects of Intellectual Property Rights, TRIPS ТРИПС), Соглашение о торговых аспектах инве­стиционных мер (The Agreement on Trade Related Investment Measures, TRIMS ТРИМС), около 60 других, более конкрет­ных соглашений и принята новая редакция ГАТТ (ГАТТ-94). Та­ким образом, в отличие от ГАТТ деятельность ВТО базируется на целой системе соглашений.

Однако основу деятельности ВТО составляет ГАТТ, главными принципами которого являются:

1. Режим наибольшего благоприятствования (осуществление торговли без дискриминации).

2. Принцип правомочности применения тех или иных средств внешнеторгового регулирования (в соответствии с которым за­щита отечественной промышленности от иностранной конкуренции может осуществляться только путем установления таможен­ных пошлин, а не количественных ограничений).

3. Сокращение размера пошлин в результате многосторонних пе­реговоров и исключение возможности их повышения в дальнейшем.

4. Предоставление консультаций странам-участницам с целью урегулирования проблем международной торговли (все возникающие в рамках ГАТТ проблемы международной торговли должны решаться путем переговоров).

5. Развитие международной торговли на основе справедливой
конкуренции.

6. Предоставление льготного режима международной торговли
для развивающихся стран.

7. Заключение региональных торговых соглашений.

8. Установление особых норм регулирования международной
торговли текстильной продукцией и одеждой.

Эти принципы были зафиксированы в ГАТТ, позднее в pезультате переговоров к ним добавился еще и принцип националь­ного режима.

Поскольку в основу ГАТТ были заложены идеи свободы торговли и равенства всех участвующих сторон, то существенное значение приобретает принцип режима наибольшего благоприятствования (Most Favoured Nation Treatment). Его суть состоит в необходимости соблюдения равенства и недискриминации всех участников внешнеторговой деятельности. Этот принцип предполагает обязательство стран-участниц устанавливать на взаимно поставляемые товары пошлины, величина которых не выше установлен­ных по отношению к любой третьей стране.

В ГАТТ этот тезис допускает исключения в случае создания специальных экономических (интеграционных) группировок. На момент подписания ГАТТ исключения из этого принципа предо­ставлялись странам-колониям, связанным с метрополиями осо­быми соглашениями. Однако позднее, с распадом колониальной системы, ситуация с такого рода исключениями изменилась: раз­вивающимся странам было предоставлено право пользоваться пре­ференциальным таможенным режимом на односторонней осно­ве, т. е. без взаимного снижения ими пошлин на товары, импор­тируемые из промышленно развитых стран.

Требует своего разъяснения второй принцип ГАТТ право­мочности применения средств внешнеторгового регулирования. Речь в данном случае идет о том, какие средства внешнеторгового регулирования допустимы в рамках ГАТТ (позднее ВТО). В каче­стве единственно приемлемого средства ГАТТ были признаны внешнеторговые пошлины. Все остальные формы и методы внеш­неторгового регулирования применяться не должны, а если они применяются, то это должно носить временный характер и обо­сновываться исключительными обстоятельствами.

Принципиальным здесь является вопрос об отношении ГАТТ к количественным ограничениям в международной торговле ГАТТ не рекомендует странам использовать квоты, а также экс­портные или импортные лицензии, но в тексте ГАТТ есть перечень возможных исключений, т. е. оговорены случаи, когда введение количественных ограничений допустимо. К ним относятся:

• случаи регулирования сельскохозяйственного производства;

• случаи нарушения равновесия платежного баланса.

ГАТТ отрицательно относится к таким государственным ме­рам внешнеторгового регулирования, как стимулирование произ­водства с помощью налоговых льгот, программ регионального развития и помощи и др. Данные меры не допустимы, когда это ведет к дискриминации стран участниц ГАТТ.

Из второго принципа логически вытекает и третий принцип ГАТТ постепенного, неуклонного снижения пошлин во вза­имной торговле стран-участниц в результате переговоров (без их дальнейшего повышения). Если в начале действия ГАТТ (конец 40-х гг.) таможенные пошлины стран-участниц были на уровне 4060 %, то к концу 90-х гг. они составляли 35 %.

На первых этапах деятельности ГАТТ механизм снижения по­шлин состоял в том, что основные страны-производители и стра­ны-потребители товаров договаривались о величине снижения, пос­ле чего эти сокращения автоматически распространялись на все страны участницы соглашения. На последних же этапах деятель­ности ГАТТ (когда величина таможенных пошлин значительно сни­зилась и одновременно возросло число участников ГАТТ) снижения таможенных пошлин стали осуществляться на основе списков, подготавливаемых странами-участницами. Списки составлялись та­ким образом, что величина потерь для национального, бюджета от снижения импортных пошлин должна быть равна сумме выигрыша национальных производителей, поставляющих свои товары за гра­ницу (за счет снижения импортных пошлин стран-контрагентов (покупателей)), т.е. действовал принцип равенства уступок.

В 70-е гг., когда участники ГАТТ стали решать проблемы регу­лирования нетарифных мер, принцип равенства уступок начал применяться в модифицированном виде основой переговоров стали подсчеты стоимостных эквивалентов потерь, понесенных стра­нами от введения тех или иных ограничений.

В целом же для стран участниц ГАТТ стало характерным бо­лее широкое и комплексное воздействие на мировую торговлю. По существу начал вводиться контроль за деятельностью госу­дарств в тех областях национальной экономической политики, которые влияют на международную торговлю опосредованно: внут­реннее налогообложение, акцизные сборы, инвестиционная и фи­нансовая политика.

Четвертый принцип ГАТТ отказ стран-участниц от односто­ронних действий в пользу переговоров и консультаций. В соответ­ствии с этим принципом страны обязуются не осуществлять од­носторонних действий, связанных с ограничением свободы тор­говли (все решения принимаются только на основе взаимных тор­говых переговоров). Действительно, в рамках ГАТТ до 2000 г. было проведено 8 раундов, некоторые из которых продолжались по не­сколько лет.

На пяти первых раундах (1947 г., 1949 г., 1950 г., 1956 г., 1960-1961 гг.) рассматривались вопросы снижения таможенных пошлин.

На раунде в 1964 1967 гг. (Женева, так называемый Кеннеди-раунд) помимо рассмотрения вопросов снижения таможенных по­шлин были введены преференции для развивающихся стран и раз­работан первый международный антидемпинговый кодекс.

На Токио-раунде 1973 1979 гг. (Токио, затем Женева) поми­мо рассмотрения традиционных вопросов, связанных со сниже­нием таможенных пошлин, был подписан ряд соглашений по не­тарифному регулированию международной торговли, в том чис­ле: Кодекс по субсидиям и компенсационным пошлинам', принят но­вый текст Антидемпингового кодекса; Кодекс по государственным заказам; Конвенция по упрощению и гармонизации таможенных про­цедур; подписано Соглашение по вопросам стандартизации и сер­тификации продукции.

Особую роль сыграл так называемый Уругвайский раунд 1986 1994 гг., (Пунта-дель-Эсте, Уругвай, затем Женева). В его рамках помимо рассмотрения традиционного вопроса снижения пошлин и проблем совершенствования механизма реализации ГАТТ был принят целый ряд кардинальных решений:

• подписано соглашение о создании ВТО;

• принята новая редакция ГАТТ (ГАТТ-94), при этом страны-
участницы прилагали к этому соглашению график собственных
обязательств по снижению взаимных торговых барьеров (снижение таможенных пошлин, сведение к минимуму практики количественных ограничений внешней торговли, введение в жесткие рамки субсидирования ориентированного на экспорт национального производства);

• разработано и принято Генеральное соглашение о торговле
услугами (ГАТС);

• разработано и принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (The Agreement on Trade Related Aspects of Intellectual Property Rights, TRIPS ТРИПС);

• в качестве элемента ГАТТ-94 было принято Соглашение о
торговых аспектах инвестиционных мер (The Agreement on Trade
Related Investment Measures, TRIMS ТРИМС);

• подписано соглашение о постепенном сокращении субси­дий фермерам (коснувшееся прежде всего стран ЕС) и снижении импортных пошлин на продовольственную продукцию, что фактически открывало продовольственный рынок Японии, стран Западной Европы, Республики Корея для поставок более деше­вых американских, австралийских, таиландских, новозеландских товаров;

• введено понятие «законных» и «незаконных» субсидий, при этом
к числу «законных» были отнесены субсидии, применяемые в связи
с охраной окружающей среды и региональным развитием;

• введены минимальные параметры, ниже которых субсидиро­вание автоматически признается «законным» (3 % от общей величины импорта или 1 % от общей стоимости товара).

После начала своего самостоятельного функционирования ВТО сохраняет все основные положения ГАТТ в редакции 1994 г. и решает новые задачи обеспечения свободы международной тор­говли, считая, что сфера деятельности ВТО существенно рас­ширилась и включает не только товары, но и услуги (спектр ко­торых значителен и постоянно расширяется), связанные с тор­говлей права интеллектуальной собственности, и инвестици­онные меры. При этом официально провозглашенной целью ВТО является обеспечение мирового экономического развития пу­тем создания условий для свободной торговли товарами и услу­гами.

В частности, ВТО обеспечивает свободу торговли не просто ее либерализацией, а так называемыми «увязками», основной смысл которых состоит в том, что страны участницы обязуются при­нимать решения по вопросам, связанным с односторонним по­вышением импортных пошлин только в увязке с одновременной либерализацией импорта других товаров. Фактически ВТО реализуется попытка заставить страны согласовывать принимаемые ими протекционистские программы с мерами по либерализации международной торговли.

В качестве основных принципов ВТО выступают режим наи­большего благоприятствования (РНБ) и национальный режим. При этом страны участницы ВТО должны предоставлять друг другу режим наибольшего благоприятствования в торговле товарами и услугами, обеспечивая преференциальный режим для развивающихся стран. Национальный режим применительно к товарам и
услугам иностранного происхождения означает, что после того,
как к ним применены меры внешнеторгового регулирования, они
обращаются во внутреннем торговом обороте страны на тех же
основаниях, что и национальные товары и услуги. Решая вопросы
их налогообложения, инспекции качества, транспортировки, ре­ализации и потребления, страны - члены ВТО не должны вво­дить никаких специальных правил, которые ставили бы их в не­выгодное положение по сравнению с отечественными товарами и услугами. Решениями ВТО запрещается установление более стро­гих стандартов для импортных товаров или введение для отече­ственных предприятий обязательных норм потребления отечествен­ной продукции (либо введение для них льгот, связанных с по­треблением этой продукции).

После создания ВТО принимаются новые решения по либе­рализации международной торговли. В декабре 2000 г. на мини­стерском совещании в Сиэтле (США) была предпринята по­пытка начать новый раунд переговоров стран- членов ВТО, од­нако она оказалась неудачной в результате острого противосто­яния, с одной стороны США и стран ЕС, а с другой разви­вающихся стран, а также двусторонних торговых противоречий между США и ЕС. Однако эти противоречия удалось несколько смягчить в ноябре 2001 г. на министерской конференции ВТО в Дохе (Катар), на которой в состав ВТО были приняты Китай и Тайвань. С этого периода начался новый раунд переговоров в рамках ВТО, который осуществлялся в форме так называемых министерских конференций. Последней из них к началу 2004 г. была министерская конференция ВТО в г.Канкуне (Мексика,

сентябрь 2003 г.)

Если ранее переговоры в сфере мировой торговли вели чаще всего США, страны ЕС, Япония и Канада, то в конце XX в. в этот процесс все активнее стали включаться другие страны- члены ВТО. С принятием в состав ВТО Китая ситуация в рамках этой организации существенным образом изменилась, поскольку экономический потенциал и, соответственно, авторитет этой страны на мировой экономической и политической арене возрастают.

В целом же к началу 2004 г. ВТО была представлена целой сис­темой соглашений (помимо ГАТТ-94, ГАТС, ТРИПС и ТРИМС ) ВТО осуществляет собственный регулярный контроль за внешне­экономической политикой стран-участниц с точки зрения соблю­дения принятых ими соглашений.

Международный торговый центр (МТЦ) ЮНКТАД/ВТО был создан в 1964 г. по решению стран - членов ГАТТ с целью оказа­ния содействия развитию торговли путем предоставления внешнеторговой информации и консультационных услуг в обла­сти международной коммерческой деятельности, а также предо­ставления технических услуг по осуществлению конкретных про­ектов. В 1968 г. к ГАТТ в качестве участника МТЦ присоединилась ЮНКТАД. В 1974 г. Генеральной Ассамблеей был определен пра­вовой статус МТЦ как рабочего вспомогательного органа ГАТТ и ООН, действующей через ЮНКТАД. В 1995 г. в связи с созда­нием ВТО как преемника ГАТТ его название изменилось на МТЦ ЮНКТАД/ВТО.

Учитывая указанный статус этой организации, МТЦ не имеет собственного членства, фактически его членами являются госу­дарства - члены ЮНКТАД и ВТО. Правовой статус МТЦ дает воз­можность объединять ресурсы, поступающие от ВТО и ЮНКТАД, устранять параллелизм и дублирование в деятельности этих орга­низаций в сфере содействия развитию внешней торговли разви­вающихся стран, позволяет целенаправленно использовать фон­ды Программы развития ООН (ПРООН).

ЮНСИТРАЛ, являющаяся вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН, была создана в 1966 г. с целью содействия развитию права международной торговли путем, в частности подготовки проектов международных конвенций и других документов. Так, ЮНСИТРАЛ были подготовлены: Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г. и Протокол о поправках к ней 1980 г., Конвенция о морской перевозке грузов 1974 г., Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г.

С целью регулирования международной торговли некоторыми сырьевыми товарами были заключены многосторонние соглаше­ния и созданы международные организации с участием госу­дарствимпортеров и экспортеров: по какао (Международная организация по какао МОКК, International Cocoa Organization), по кофе (Международная организация по кофе МОК, International Coffee Organization ICO), no натуральному кау­чуку (Международная организация по натуральному каучуку МОНК, International Natural Rubber Organization INRO), no сахару (Международная организация по сахару МОС, International Sugar Organization ISO). Страны экспортеры не­фти представлены в деятельности ОПЕК (Организация стран экспортеров нефти, Organization of the Petroleum Exporting Countries OPEC). Кроме этого действуют межгосударственные ассоциации или международные советы, а также международ­ные консультативные организации экспортеров меди, бокситов, железной руды, ртути, вольфрама, олова, серебра, фосфатов, древесины тропических пород, кожи, зерна, кокосовых продук­тов, джута, хлопка, черного перца, чая, бананов, арахиса, цит­русовых, мяса и маслосемян, а также международные исследо­вательские группы по сырьевым товарам (например, по каучу­ку, свинцу, цинку и меди).

Наши рекомендации