Международное движение капитала и проблемы внешнего долга в современной мировой экономике
Как уже отмечалось, формы вывоза капитала (по характеру использования) включают вывоз предпринимательского и ссудного капитала. При этом к международному движению ссудного капитала относится предоставление на коммерческих условиях займов, кредитов, ссуд, по которым принимающая сторона обязана платить. Однако многие страны мира нередко оказываются в положении, связанном с невозможностью не только погашать полученные займы, кредиты, ссуды, но и нормально их обслуживать, т. е. своевременно платить по ним проценты. Таким образом, в мировой экономике возникает проблема внешнего долга (внешней задолженности), которая является одной из наиболее острых и сложных для начала XXI в.
В Британской энциклопедии внешний долгопределяется как долг, находящийся в собственности нерезидентов, иностранных кредиторов или государств.О масштабности проблемы внешнего долга в современной мировой экономике свидетельствует тот факт, что в 1993 г. суммарный объем непогашенных международных долговых обязательств составлял 2024 млрд. долл., а в 2000 г. он уже оценивался в 6050 млрд. долл. (т. е. превышал 6 трлн. долл.). Часть внешнего долга, по которой отвечают официальные государственные органы (если они сами брали в долг за рубежом или давали свои гарантии по оплате долговых обязательств частных фирм, банков и местных органов власти) называется государственным (официальным) внешним долгом, помимо которого имеет место и частный внешний долгдолговые обязательства частных компаний, банков и местных органов власти, не гарантированные государством.
В развивающихся странах и в странах с переходной экономикой государственный внешний долг, как правило, существенно больше частного долга. На 1 января 2000 г. государственный внешний долг России составлял 158,4 млрд. долл. (из которых на кредиты правительств иностранных государств приходилось 66,5 млрд. долл.; на кредиты иностранных банков и фирм -39,4 млрд. долл.; на государственные ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте, - 26,7 млрд. долл.; на кредиты ЦБ РФ - 6,4 млрд. долл.). Вместе с частным внешним долгом общий внешний долг России превышал 220 млрд. долл.
Однако государственный внешний долг России не является самым большим в мире. В 1999 г. самыми крупными, помимо России, должниками (долг более 100 млрд. долл.) были: США 862 млрд. долл., Бразилия 258, Канада 253, Китай 159, Австралия 156, Республика Корея 154, Мексика 154, Индия 136, Аргентина 133, Франция 117,6 млрд. долл. В 2003 г. государственный внешний долг США уже превышал 1 трлн. долл.
США действительно являются крупнейшим должником в современном мире. Однако ясно, что сами по себе абсолютные масштабы внешнего долга еще не свидетельствуют о степени остроты его обслуживания и погашения. Степень тяжести проблемы внешнего долга для экономики той или иной страны определяется такими показателями, как отношение суммы внешнего долга страны-должника к ее ВВП или объему экспорта товаров и услуг из этой страны; отношение суммы обслуживания внешнего долга к объему экспорта товаров и услуг из данной страны. Однако США имеют самый большой ВВП в мире (свыше 10 трлн. долл.). Аналогична ситуация и у других ведущих стран мира, также имеющих большой внешний долг. Эти страны одновременно являются и крупнейшими кредиторами, поэтому степень доверия к ним как должникам высока. Например, одними из крупнейших держателей государственных ценных бумаг США являются граждане Японии. Другое дело бедные страны, которые готовы брать в долг под высокие проценты, но, как правило, оказываются не в состоянии этот долг вернуть. Растущий внешний долг у таких стран в конечном итоге создает ситуацию так называемой «долговой петли» (ситуация, при которой все новые внешние заимствования идут главным образом на погашение ранее полученных займов, кредитов, ссуд). Иногда страны-должники отказывались от своих обязательств по обслуживанию внешнего долга (подобную ситуацию называют дефолтом). Подобные примеры были в Турции в 1875 г., Перу и Египте в 1876 г., Греции в 1893 г., Бразилии в 1898 и 1914 г., в России в 1917 г. В современных условиях и страны-должники и страны-кредиторы стараются не доводить ситуацию до дефолта.
Для того чтобы не оказаться в ситуации «долговой петли», правительства стран-должников должны проводить активную политику по управлению своим внешним долгом. Главное здесь с одной стороны, использовать внешние заимствования для достижения намеченных страной целей (социально-экономические, научно-технические, производственные, структурные), а с другой - решать проблемы непосредственно уменьшения внешнего долга.
Правительство России стремится активно работать со своими кредиторами, решая проблемы «старого» долга, который достался ей в наследство от бывшего СССР (Россия взяла на себя все пассивы и активы Советского Союза), и собственно российского долга. В феврале 2000 г. России удалось заключить соглашение с Лондонским клубом (объединяющим крупнейшие банки-кредиторы) по списанию более 36 % общей суммы долга членам этого клуба, составляющей около 32 млрд. долл.
В результате существенного улучшения общего экономического положения России начиная с 1999 г., улучшения внешнеэкономической конъюнктуры страны (связанного прежде всего с повышением цен на нефть в мировой торговле), а также проводимой Правительством РФ последовательной политики по сокращению внешнего долга к 2003 г. удалось существенно сократить его масштабы. Если рассчитывать внешний долг по международной методологии (по которой он включает долг федеральных органов управления, долги субъектов РФ, долг банковской системы России, долг нефинансовых предприятий и организаций), то на 1 января 2003 г. внешний долг России составлял 145 млрд.долл. (этой расширительной методологии подсчета внешнего долга придерживается Центральный банк Российской Федерации). По методологии Министерства финансов РФ, в соответствии с которой учитываются долговые обязательства федеральных органов управления, внешний долг России на 1 января 2003 г. составлял 122,1 млрд. долл., а на 1 января 2004 г. - 119 млрд долл. вместе с долговыми гарантиями, а без гарантий - 115 млрд. долл. Это составляет 27 % от ВВП страны, что представляет достаточно благоприятный показатель, поскольку в мировой практике (в частности, в рамках Европейского союза) допустимым для страны считается иметь внешний долг в объеме до 60 % ВВП.
Серьезной проблемой для России являются ее взаимоотношения с ведущими странами-кредиторами, объединенными в так называемый Парижский клуб (в сентябре 1997 г. Россия сама стала его членом), на который приходится 27 % совокупных внешних обязательств РФ. Правительство РФ стремится заключить с Парижским клубом соглашение о реструктуризации своего долга, т. е. переносе основных выплат по нему на более поздние сроки.
Вместе с тем Россия остается одним из крупных кредиторов. Доставшийся ей в наследство от СССР внешний долг различных стран составлял около 150 млрд. долл., но после списания его части он оценивается уже в 120 млрд. долл. Однако большинство из 57 стран должников СССР относятся к наименее развитым странам, многие из них обладают низкой платежеспособностью, а часть долгов была неправильным образом оформлена. Поэтому значительная часть этого долга является либо безнадежной, либо может быть погашена лишь частично. Учитывая это, реальная рыночная стоимость внешнего долга иностранных государств нашей стране оценивается примерно в 50 млрд.долл. Обслуживание его странами-должниками приносит российскому бюджету ежегодно 1,5 - 2 млрд. долл. (в основном это платежи Индии), хотя по графику сумма должна была составлять до 11 млрд. долл.
Крупными должниками России являются и страны-члены СНГ. Государственная составляющая их долга в 2000 г. оценивалась в 8,2 млрд.долл.