Мировая торговля и ее экономическая основа

РАЗДЕЛ IV

ЭКОНОМИКА МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

.

Мировое хозяйство — это многоуровневая, глобальная эконо­мическая система, представляющая собой совокупность нацио­нальных хозяйств отдельных стран, участвующих в международ­ном разделении труда и связанных системой международных экономических отношений.

Международное разделение труда (МРТ) — это устойчивая специализация отдельных стран на производстве определенных видов продукции, которыми страны обмениваются между собой. Все страны мира в той или иной степени включены в систему международного разделения труда.

В основе МРТ лежат разнообразные факторы:

· природные (географическое положение и размер террито­рии страны, почвенно-климатические условия, наличие природных ресурсов, площадь сельскохозяйственных уго­дий и т.п.);

· технико-экономические (степень освоения достижений НТР, возможности замены природного сырья, внедрения новых технологий, снижения трудоемкости продукции);

· социально-экономические (типы хозяйственной системы в той или иной стране, исторически сложившиеся отноше­ния между странами, идеология, религия, внешняя и внут­ренняя политика, проводимая страной).

Совокупность всех этих факторов определяет различные виды специализации стран: естественную — на основе различий в природно-климатических условиях; межотраслевую (предмет­ную), порождаемую индустриализацией производства; вызван­ную современной НТР внутриотраслевую (подетальную) специ­ализацию на производстве отдельных деталей, узлов, полуфаб­рикатов, комплектующих изделий.

Специализация страны на производстве той или иной про­дукции ведет к повышению эффективности использования ее ре­сурсов, позволяет полнее и с меньшими издержками удовлетво­рять потребности.

Одновременно с международной специализацией происхо­дит кооперирование (от лат. кооператио — сотрудничество) про­изводства — объединение предприятий разных стран в едином производственном процессе.

Углубление международного разделения труда и процесс ко­оперирования производства привели к развитию устойчивых экономических связей между странами, выходу процесса воспро­изводства за рамки национальных границ. Интернационализа­ция хозяйственной жизни, порожденная НТР, во второй поло­вине XX века стала ведущей тенденцией развития современного мирового хозяйства, которое объединяет сегодня более 180 стран.

На базе международного разделения труда между странами возникают международные экономические отношения — система экономических связей между субъектами хозяйственной деятель­ности разных стран. Основные формы международных эконо­мических отношений:

• мировая торговля;

• международная миграция капитала и международный кре­дит;

• миграция рабочей силы;

• международные валютные отношения;

• международное научно-техническое и производственное со­трудничество.

Необходимое условие включения страны в систему между­народных экономических отношений — это открытость ее эко­номики — возможность поступления в страну товаров, капитала, рабочей силы, технологий из других стран. Степень открытости экономики во многом зависит от структуры производства: чем больше в стране удельный вес добывающих отраслей, отраслей тяжелой промышленности, тем меньше ее участие в междуна­родном разделении труда и меньше открытость экономики, чем больше удельный вес производства сложной, современной, нау­коемкой продукции, тем больше, соответственно, открытость экономики.

Тема 14.МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

Мировая торговля и ее экономическая основа

Мировая торговля — это обмен товарами и услугами между государственно-национальными хозяйствами. Развитие мировой торговли привело к возникновению мирового рынка товаров. Мировой рынок — это совокупность взаимосвязанных и взаимо­действующих друг с другом национальных рынков отдельных стран, участвующих в международном разделении труда и свя­занных друг с другом системой международных экономических отношений.

Международная торговля растет и развивается в связи с вы­годностью и целесообразностью международного разделения труда, сосредоточения производства определенных продуктов в отдельных странах с целью их последующей продажи на мировом рынке и удовлетворения тем самым потребностей других стран, создающих спрос на этот продукт.

Если раньше основной предпосылкой международной тор­говли была неравномерность распределения ресурсов между раз­личными странами, то сегодня все большее значение приобре­тают различия в эффективности использования ресурсов, при­меняемых технологиях.

Развитие международной торговли:

· позволяет преодолеть ограниченность национальной ресур­сной базы;

· расширяет емкость внутреннего рынка и устанавливает свя­зи национального рынка с мировым;

· обеспечивает получение дополнительного дохода за счет разницы национальных и интернациональных издержек производства;

· расширяет производственные возможности стран (проис­ходит сдвиг кривой производственных возможностей впра­во);

· ведет к углублению специализации производства и на этой основе повышению эффективности использования ресур­сов и увеличению объема производства.

Мировая торговля формируется на базе внешней торговли, осуществляемой разными странами. Под термином «внешняя торговля» понимается торговля с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (эк­спорта) товаров. Основные отличия внешней торговли от внут­ренней:

• товары и услуги на мировом уровне менее мобильны, чем внутри страны;

• при расчетах каждая страна использует свою национальную валюту, отсюда возникает необходимость сопоставления разных валют;

•внешняя торговля подвержена большему государственно­му контролю нежели внутренняя;

•большее число покупателей и большее число конкурентов.

Внешняя торговля отдельной страны характеризуются сле­дующими показателями:

1) величина торгового оборота (сумма экспорта и импорта);

2) внешнеторговое сальдо — соотношение экспорта и импор­та. Если экспорт больше импорта, страна имеет положительное внешнеторговое сальдо (активный торговый ба­ланс), если импорт больше экспорта — отрицательное (пас­сивный торговый баланс). Разница между экспортом и им­портом образует чистый экспорт.

3) экспортная и импортная квота — доля, соответственно, экспорта и импорта в ВВП. Доля импорта и экспорта в объеме национального производства показывает степень включенности страны в международную торговлю, степень «открытости» экономики.

4) экспортный потенциал (экспортные возможности) — доля продукции, которая может быть продана данной страной без ущерба для собственной экономики;

5) структура внешней торговли — субъекты (с кем торгует стра­на) и объекты (чем торгует страна).

Состояние внешней торговли страны, уровень ее развития за­висят, прежде всего, от конкурентоспособности производимых то­варов, на уровень которой влияют:

· обеспеченность страны ресурсами (факторами производ­ства), в том числе и такими как информация, технология;

· емкость и требования внутреннего рынка к качеству про­дукции;

· уровень развития связей экспортных отраслей с сопряжен­ными отраслями и производствами;

· стратегия фирм, их организационная структура, степень развития конкуренции на внутреннем рынке.

Мировую торговлю характеризуют обычно с точки зрения ее объемов, темпов роста, географической (распределение товар­ных потоков между отдельными странами, регионами) и товар­ной (по видам продукции) структуры.

Особенностью современной мировой торговли с точки зрения ее географии является увеличение взаимной торговли между развитыми странами — большая часть мирового товарооборота — это торговля между США, Западной Европой и Японией. Высокими темпами растет в мировом товарообороте доля Азиатско-Тихоокеанского ре­гиона. Среди отдельных стран наибольший товарооборот приходится на долю США (28% мировой торговли), затем идут Германия, Япо­ния, Франция, Великобритания.

В структуре мирового товарооборота абсолютно преоблада­ют готовые изделия (70%) и только 30% приходится на долю сырья и продовольствия. (Для сравнения: в первой половине XX века более 60% товарооборота приходилось на долю продовольствия, сырья и топлива.) Наиболее высокими темпами растет мировой обмен средствами связи, электронной техникой, компьютерами, комплектующими товарами, узлами и деталями.

Наряду с товарами мировая торговля включает в себя обмен услугами транспорта, связи, туризма, строительства, страхова­ния и т.п. Следует отметить беспрецедентный рост торговли ус­лугами. Обмен услугами на мировом рынке растет в два раза быстрее, чем обмен товарами.

Теоретические основы мировой торговли. Почему страны торгуют между собой? Какие товары им выгодно покупать, а какие продавать? Что лежит в основе внешней торговли отдельных стран?

Очевидно, что, если в одной стране издержки производства товара А меньше, чем издержки производства товара Б, а в дру­гой стране издержки производства товара Б меньше, чем издер­жки производства товара А, то обмен товарами между этими странами взаимовыгоден. Это так называемые абсолютные пре­имущества, сформулированные еще А. Смитом.

Развивая идеи А. Смита, Д. Рикардо создал теорию сравни­тельных преимуществ, доказав, что внешняя торговля целесооб­разна и в том случае, если страна не располагает абсолютными преимуществами и издержки производства всех ее товаров выше, чем в другой стране.

В основу теории сравнительных преимуществ положена идея о существовании различий между странами в условиях произ­водства, В соответствии с этим предполагается, что в любой стра­не, при любых природных и климатических условиях в принци­пе можно наладить производство любых товаров. Так, в России в принципе можно наладить выращивание бананов, но стоимость их будет высока. Сопоставление затрат, связанных с производ­ством тех или иных товаров, приводит к заключению, что в каж­дой стране существуют товары, которые могут производиться с относительно меньшими (по сравнению с другими товарами) затратами. Специализация на товаре, издержки производства которого сравнительно низки, и его продажа на внешнем рынке позволят стране посредством обмена приобрести другие товары, издержки производства которых относительно высоки.

Итак, сравнительные преимущества — это способность стра­ны производить некоторые товары (и услуги) с относительно меньшими (сравнительными) издержками, чем другие товары.

Предположим, что Россия и Германия производят по 1000 грузовых автомобилей и 1000 т картофеля. Издержки производства 1 грузового автомобиля и 1 т картофеля (в ден. ед.) представлены в таблице14.1.

Таблица 14.1

Наши рекомендации