Апелляция, имитировать, приоритет, импичмент, филигранный

2.Устраните речевую избыточность ( тавтологию или плеоназм).

1. Питательная маска подпитывает кожу. 2. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы. 3. Мизерные мелочи.

3.Составьте словосочетания с данными паронимами (при необходимости меняйте форму слова).

Праздничный – праздный, практичный – практический, туристский – туристический, лобный - лобовой.

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1.Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Эти вопросы имеют большую роль в развитии науки. 2. Пора тебе взяться за свой ум. 3. Ну хоть разбейся головой об стенку!

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Лебединая песня. 2. На седьмом небе. 3. Комар носа не подточит. 4. Держать нос по ветру.

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания.

Тюль, шимпанзе, кафе, мозоль, медресе, Капри.

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Бананы, грузины, килограммы, простыни, сапоги.

3. Напишите количественные числительные прописью, составьте с ними предложения.

1) 056; 2) перед 735; 3) с 1458; 4) к 111.

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) –упрекатьв бездеятельности.

Потребность (деятельность), заведующий (банк), тосковать (мы), вопреки (угроза), полон (бодрость).

2.Исправьте грамматические ошибки в предложениях.

1. У нас невольно возникают воспоминания о нашем медовом месяце, глядя на молодоженов. 2. Часть книг раскуплены сразу после издания. 3. Наконец пришло письмо, сообщавшее о приезде давнего друга и которого я так ждала.

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

В белом уже изрядн(о, а) поноше(н, нн)ом (полу)фраке с княжеского плеча но тщательно отутюже(н, нн)ом с (не)вероятным каким (то) шарфом на шее круглолиц…й и кривоногий с ореховой тростью в руке Афанасий медле(н, нн)о кружил в (н…)котором отд…лении от в…ранды с точ(?)ностью определяя име(н, нн) такое ра(с, сс)тояние которое позв…ляло ему (не)быть св…дет…лем госпо…ской беседы и одновреме(н, нн)о в нужный м…мент улавл…вать любые желания князя.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС

ВАРИАНТ № 24

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1.Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Броня, занятой, безобразный, хаос, характерный.

2.Как произносится (твердо или мягко) согласный звук перед буквой Е?

Адекватный, артерия, бутерброд, бассейн, детектив, рейтинг.

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1.Дайте лексическое значение иностранных слов.

Тривиальный, утилитарный, фатальный, эксцентричный, регресс.

2.Устраните речевую избыточность ( тавтологию или плеоназм).

1. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников. 2. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. 3. Монументальный памятник.

3.Составьте словосочетания с данными паронимами ( при необходимости меняйте форму слова)..

Абонент – абонемент, представить – предоставить, бережно – бережливо, орудие - оружие.

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1.Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Я привык отдавать себе отчеты во всех вопросах. 2. Он ругал всех на чем свет стоял. 3. У нас было несколько медовых месяцев.

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Рог изобилия. 2. Как пить дать. 3. Со щитом или на щите. 4. Без царя в голове.

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания.

Колибри, торнадо, меню, цунами, цеце, Кутаиси, Эри.

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Бланки, гектары, носки, оладьи, ясли.

3. Напишите Количественные числительные прописью, составьте с ними предложения.

1) с 250; 2) около 178; 3) к 1100; 4) через 275.

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) –упрекатьв бездеятельности.

Рецензия (работа), отзыв (диссертация), тормозить (движение), ругать (беспечность), сочувствовать (пострадавший).

2.Исправьте грамматические ошибки в предложениях.

1. Читая эту повесть, создается впечатление, что писатель сам был участником этих давних событий. 2. Благодаря удачному освещению актриса выглядела еще более моложе, чем в жизни. 3. Она долго рассуждала, что будет ли преступлением погубить свою душу, чтобы спасти жизнь детей.

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

С…реневый штиль окружал судно и зап…лнял к…юту. Из(за) вершин гор пр…чудл…вый с…луэт которых мог бы прийти в голову только в…ликому а…стракц…онисту подн…малось со…нце. Оно раск…лило до алого цвета тр…угольник неба вернее туч… между двумя вершинами. А остальное небо было в л…ловой тума(н, нн)ой мгле. Вода возле ж…лтого песка ни…кого берега была бледной едва голубой.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС

ВАРИАНТ № 25

Наши рекомендации