Основные проблемы привлечения китайского капитала в экономику России
Иностранные инвестиции необходимы для динамичного и сбалансированного развития, роста экономики страны. В результате исследования данных по притоку иностранных инвестиций и оттоку капитала из нашей страны в 2014 году можно отметить негативные тенденции в данной области. По данным Центрального Банка РФ во втором полугодии 2014 года прямые иностранные инвестиции перестали поступать в экономику России. Если в первом полугодии 2014 года их объем составил 24,8 млрд. долларов, то во втором полугодии общий отток иностранных капиталовложений составил около 2,6 млрд. долларов.[24]
В докладе ЮНКТАД отмечается, что в целом за весь 2014 год иностранные инвестиции в российскую экономику снизились на 70% по сравнению с 2013 годом примерно до 19 млрд. долларов, а чистый отток частного капитала достиг рекордных 151,5 млрд. долларов и превысил отметку в 133,6 млрд. долларов, что является показателем кризисного 2008 года. [25]
Европейский банк реконструкции и развития дает, к сожалению, неутешительные прогнозы в области привлечения иностранных инвестиций в экономику России, а именно, сокращение иностранных инвестиций более чем на 10% по сравнению с уровнем 2015 года.
Китай все в большей мере стремится к инвестиционным вложениям в зарубежные для него страны, и в этой связи, можно говорить о том, что у России есть все шансы для улучшения своего экономического положения за счет сотрудничества с китайскими партнерами. Однако экономическое сближение наших стран не так просто и подразумевает в обязательном порядке некие изменения в структуре наших отношений, произвести «Разворот на Восток».
Китай и Россия давно начали говорить о возможности сближения в экономическом смысле. Россия в рейтинге 20 основных торговых партнеров Китая на начало 2015 года заняла 9 место. В планах на 2015 год поставлена цель нарастить двусторонний объем товарооборота до 100 млрд. долларов в год, однако возникли трудности, которые не только не нарастили объемы, но еще и снизили их: [26]
- общая геополитическая напряженность, осложнение ситуации в Украине, введение западными странами экономических санкций в отношении России, ухудшение мировых внешнеторговых условий, в том числе снижение спроса на зарубежных товарных рынках, волатильность глобального финансового рынка, долговые проблемы еврозоны и США.
- замедление темпов экономического роста, как в России, так и в Китае и, как следствие, падение темпов прироста товарооборота
- падение мировых цен на энергоносители и сырьевые товары, которые составляют более 80% российского экспорта в Китай[27]
- снижение покупательской способности российских потребителей китайской продукции в силу резких курсовых колебаний российского рубля к основным мировым валютам, в том числе китайскому юаню.[28]
- длительные новогодние каникулы в России и новогодние праздники в Китае (в феврале2015 г.), когда замирает деловая активность, в том числе и в сфере внешней торговли
- усиливающееся давление нисходящего тренда во внешней торговле Китая, начавшегося еще в2014 г. и в полной мере проявившегося в первом полугодии 2015 г.
Согласно таможенной статистике, внешнеторговый оборот Китая в январе-июне 2015 года сократился на 6,9%, в том числе экспорт увеличился на 1,0%, импорт сократился на 15,5%. Отрицательная динамика отмечается не только в торговле с Россией, но и с основными внешнеторговыми партнерами Китая. В том числе, товарооборот с ЕС сократился на 6,7%, с Японией – на 10,6%, Германией - на 8,9%. Незначительный рост отмечет в торговле с США - 4,0% и АСЕАН - 1,6%.
Говорить о том, что именно в 2014-2015 годах начался резкий спад инвестиций в экономику России, не представляется корректным, поскольку до 2013 года происходило увеличение доли прочих инвестиций, состоящих в основном из краткосрочных займов, которые не выгодны нашей стране. За период 2008 -2012 гг. совокупный чистый вывоз капитала из России составил 361 млрд долл., а только по итогам первых трех месяцев 2013 г. из страны было вывезено порядка 25 млрд долларов. При том что только в 2012 г. из России незаконным образом было вывезено порядка 49 млрд долларов.[29] Следовательно, иностранные инвесторы и тогда не хотели или опасались надолго оставлять свой капитал в России и использовали российский рынок как площадку для проведения высокодоходных спекулятивных операций, ну а нынешнее положение России, только усугубило данную ситуацию.
В 2015 году неподалеку от Ботанического сада должны были появиться парки в китайском стиле и деловой центр под названием «Парк Хуамин», площадью 200 000 кв.м. Однако данный план, как впрочем и другие, такие как торгово-развлекательный центр, пятизвездочная гостиница и конгресс-центр, остались лишь в мечтах. Еще в 2001 году была предложена идея строительства этого бизнес-центра. Через год государственная нефтегазовая компания CNPC и еще две компании создали инвестиционную корпорацию «Хуамин», а еще через пять лет был заложен символически первый камень с изображением драконов, который оказался единственным камнем в строительстве данного центра. Причиной того, что проект не был реализован стало то, что российские чиновники очень долго тянули с выдачей разрешения на строительство по причине, которая не имела связи с данным инвестиционным проектом. Дело в том, что принадлежащая супруге московского градоначальника компания «Интеко» судилась с китайской компанией, не имеющей к «Хуамину» никакого отношения, за понесенный в Казахстане ущерб на сумму $50 млн. Разрешение все же было получено после года ожиданий и жалоб на московскую мэрию. Полученное с таким трудом документация стала последней, что китайцы хотели сделать совместно с Россией в данном проекте.
Ни для кого не секрет, что инвестировать в РФ довольно трудно, однако китайцам, как показывает практика, проблематичнее всего, однако причина кроется не только в нас, но и в них, иначе почему их недолюбливают во многих странах мира. Возможно, причиной этого является сильное отличие в менталитете и, как следствие, отсутствие понимания друг друга. Однако несмотря на все преграды, китайцы работают по принципу «вода камень точит» и нередко добиваются своего.
Для справки, в прошлом году китайские компании, по данным Thomson Reuters, инвестировали за рубежом $43,3 млрд. России, по оценке Росстата, досталось чуть больше 2% от этой суммы — $1 млрд, или $7 на душу населения. Для сравнения: в Австралию китайские компании инвестировали только в первом квартале прошлого года $13 млрд, или $650 на каждого австралийца.
Одной из главных причин недоверия китайцев российской экономике является коррупция. Китайцы, у которых главной идеологией в последние годы стал экономический рост, искренне не понимают, как можно требовать от инвесторов отката и плюс проблема бюрократии, когда для получения разрешения необходимо собрать огромное количество нужных и не очень справок и бумажек, что также является одним из факторов отторжения.
Не только для Китая, но и для всего мира главной, привлекательной и особо лакомой сферой деятельности как средство вложения денег, является сырьевая отрасль. Россия не согласна с этим и всячески пытается привлечь инвестиции в производство, а не в добычу. Это стало причиной, по которой не был реализован ряд проектов китайских вложений.
Например, первую попытку получить доступ в этой отрасли китайцы сделали в 2001 году, когда хотели купить государственный пакет акций «Славнефти» (74,95%), который был выставлен на аукцион, причем предлагали заплатить вдвое больше, чем любая российская компания. Однако Кремль все-таки своевременно понял, что нужно вмешаться в данную ситуацию и предотвратил проникновение иностранцев в «святую святых». [30]
Два года спустя CNPC купила за $200 млн. офшор Victory Oil, основного акционера оренбургской компании «Стимул», разрабатывавшего нефтеконденсатное месторождение под Оренбургом. И снова китайцам не повезло, так как сделку заблокировала антимонопольная служба, и компания досталась «Газпрому».
Немного позднее «Роснефть» была вынуждена в силу отсутствия денег на разгром «ЮКОСа» просить о предоставлении китайцами кредита в 6 млрд. долларов. Китайцы получили мощного союзника в лице «Роснефти» и в 2005 году Sinopec завоевала долю в проекте «Сахалин-3», а затем за $3,5 млрд приобрела у ТНК-BP «Удмуртнефть», контролем над которой тут же поделилась с «Роснефтью». А CNPC получила 49% в совместном предприятии с «Роснефтью» «Восток-Энерджи».
Выводом этих трех историй является то, что в России согласны терпеть китайское присутствие только в том случае, когда другого варианта нет.
Однако в истории нашего несостоявшегося сотрудничества есть и такие ситуации, о которых Россия может жалеть. К примеру, один из крупнейших китайских производителей бытовой техники Changhong предлагал вложить десятки миллионов долларов в создание в Подмосковье завода по производству цифровых телевизоров, все, о чем они просили чиновников,- это сдать им помещения в аренду. Цехов для Changhong не нашлось, свой европейский завод они открыли в Чехии.
Важной проблемой, с которой сталкиваются китайские инвесторы, является высокая степень бюрократии в нашей стране. Примером может служить еще одна «мутная» история, когда китайский автомобильный гигант Great Wall, который пытался построить завод по выпуску внедорожников в особой экономической зоне «Алабуга» (Татарстан), где к тому времени уже обосновалась российская «Северсталь-Авто» (ныне «Соллерс»). Компания планировала вложить в свой завод 100 млн долларов и отдать блокпакет предприятия республиканским властям. Для этого необходимо было подписать соглашение с российскими властями о работе в режиме промсборки - это позволяло получить льготы при ввозе комплектующих. Но в 2007 году китайцы уперлись в бюрократическую стену - они оказались единственными из 15 автопроизводителей, с кем такое соглашение заключено не было. Российские чиновники объясняли это тем, что Great Wall опоздала с подачей документов.[31]
Проблемой является и то, что при привлечении иностранных инвестиций следует добиваться долгосрочной реальной эффективности, бороться с желанием инвесторов достигать лишь краткосрочных результатов. В России наиболее быстро получить прибыль можно, вложившись в добычу нефти и газа, однако, как уже отмечалось выше, данный сектор Россия старательно закрывает от иностранцев.
Также среди проблем наблюдается и недостаточная информированность деловых кругов двух государств о возможностях и особенностях ведения бизнеса. Большие претензии китайские партнёры предъявляют к инвестиционному климату в РФ. По их мнению, в России пренебрежительно относятся к зарубежным товарам, капиталу, коммерсантам и рабочей силе. У многих китайских бизнесменов есть сомнения в отношении долгосрочных вложений в РФ из-за непоследовательности российской политики. Например, после прихода китайских компаний в РФ российская сторона может отменить обещанные ранее льготы, возникают проблемы с квотами на привлечение рабочей силы.[32]
В Китае региональные правительства предоставляют инвесторам готовые для инвестиций площадки, обеспеченные инфраструктурой. Или же если это сектор услуг, то каждый конкретный регион обычно обеспечен высококачественными офисными помещениями, имеющими хорошую
телекоммуникационную инфраструктуру. Слабая распространённость и низкая эффективность подобной практики в РФ приводят к тому, что Россия в целом и отдельные регионы в частности проигрывают в конкурентной борьбе за инвестиционные проекты другим странам и регионам.