Тестовый контроль аудирования
Содержание
1. Тест,как одна из наиболее эффективных средств контроля в обучении иностранному языку.
2. Что же такое тест?
3. Существенные признаки теста.
4. Классификация лингводидактических тестов.
5. Клоуз-тест.
· Что такое клоуз-тест?
· Методика составления и проведения клоуз-теста.
6. Темы тестов, используемые на уроках английского языка.
· Фонетические тесты
· Тестовый контроль аудирования
· Грамматические тесты
· Тесты по страноведению
7. Заключительное слово. Тестовый контроль в процессе обучения иностранному языку.
8. Приложение. Практическая часть. Тесты, используемые на уроках английского языка.
Огромная заслуга тестов состоит в том,
что они позволяют обычный ответ учителя
«Так мне кажется» заменить словом
«Я это знаю» или «Я это не знаю».
П.П. Блонский
Успех в обучении иностранному языку во многом зависит от того, в какой степени качество знаний учащихся находится в поле зрения учителя и какое внимание уделяется профилактике ошибок.
Одним из наиболее эффективных средств контроля в обучении иностранному языку по праву считается тест. Тесты являются не только экономной формой контроля, но и более объективным показателем степени усвоения учащимися языкового материала.
Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание учеников на уроке, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий.
Что же такое тест, чем он отличается от традиционной контрольной работы и когда его следует применять в процессе обучения иностранному языку?
Тест – это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения.
Основное отличие теста от традиционной контрольной работы состоит в том, что он всегда предполагает измерение. (dimantion) Поэтому оценка, выставляемая по итогам тестирования, отличается большей объективностью( и независимостью, чем оценка за выполнение традиционной контрольной работы, которая всегда субъективна, поскольку основана на впечатлении учителя.
Контрольные задания для каждого класса отвечают принципу доступности и программным требованиям. Тесты используются на протяжении всего курса обучения с целью установить уровень усвоения, как отработанного нового материала, так и знаний ранее пройденного, позволяя выявить общие технические ошибки учащихся.
Таким образом, главная отличительная черта теста – объективность результатов тестирования, т.е. независимость оценки результатов от личных суждений, симпатий и антисимпатий тех, кто проверяет тест.
Объективность тестирования достигается путем стандартизации процедуры проведения
(на всех этапах проведения тестирования невозможно внести субъективную составляющую в оценку) и путем стандартизации и проверки показателей качества заданий и тестов целиком.
Тесты – более емкий инструмент – показатели тестов ориентированы на измерение степени, определение уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы, умений, навыков, а не констатацию наличия у учащихся определенной совокупности усвоенных знаний. Стандартизированная форма оценки, используемая в тестах достижений, позволяет соотнести уровень достижений учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам со средним уровнем достижений учащихся в классе и уровнем достижений каждого из них.
Тесты – более объемный инструмент – выполняя тестовую работу, каждый ученик выполняет задания, используя знания по всем темам, изучение которых предусматривала программа.
Тест (это наиболее важно) – широкий инструмент – и с точки зрения интервала оценивания. Можно отметить и гуманизм тестирования, который заключается в том, что всем предоставляются равные возможности, а широта теста дает возможность ученику показать свои достижения на широком поле материала.
Таким образом, ученик получает некоторое право на ошибку, которого он при традиционном способе оценивания не имеет.
Привлекательным оказываются тесты и с точки зрения задач управления. Они дают широкую возможность для варьирования сложности измерительного материала, широты охвата, целевой направленности. Система показателей качества теста дает возможность оценить то, насколько реально созданный инструмент соответствует этим требованиям, и использовать его строго в соответствии с этими требованиями. Кроме того, тесты эффективны с экономической точки зрения.
К существенным признакам теста относятся:
1. Выполнение им роли одного из средств психодиагностики и психопрогностики (лингводидактической, связанной с измерением знаний, умений и навыков учащихся), причем средства многоразового использования.
2. Существование в форме совокупности вопросов (заданий), обеспечивающих однозначность ответов испытуемых, выделение в этих ответах части несущей наибольшую информационную нагрузку, что позволяет ускорить, облегчить и объективировать их последующей анализ и обработку.
3. Тщательность разработки в соответствии с определенными правилами и процедурами.
Четко разграничены лингводидактические тесты: тесты стандартизированные (прошедшие экспериментальную проверку для установления определенных норм) и нестандартизированные (не прошедшие экспериментальной проверки, обычно составляемые учителем для учеников своих классов).
Предложена следующая классификация лингводидактических тестов:
1. По целевым, функциональным и содержательным признакам.
2. По формальным признакам.
По цели применения можно выделить
· Констатирующие тесты;
· Диагностирующие тесты;
· Прогностические тесты.
По виду осуществляемого контроля:
· Тесты текущего контроля;
· Тесты рубежного контроля (в конце четверти);
· Тесты итогового контроля (проводятся в конце учебного года, в каждом классе);
· Тесты заключительного контроля (в конце курса обучения).
По объему контроля:
· Тесты, измеряющие усвоение языкового материала (навыки);
· Тесты, измеряющие сформированность речевых умений.
По структуре и способу оформления ответа:
· Избирательные тесты;
· Тесты со свободным конкретизируемым ответом.
По характеру выборочных ответов:
· Альтернативные тесты;
· Тесты множественного выбора;
· Тесты перекрестного выбора.
По гомогенности заданий:
· Тесты на скорость, состоящие из равнотрудных заданий;
· Тесты на сложность, состоящие из все более и более усложняющихся заданий.
Тестовые задания должны быть составлены в строгом соответствии с правилами и процедурами тестологии и обладать достаточно высокими характеристиками валидности и надежности.
Каковы основные трудности, возникающие при разработке и применении тестов, и как их можно преодолеть?
Сложностью организационного характера часто представляется умение создать благоприятную обстановку. Доброжелательность учителя, понимание учеником задания, которое отвечало бы его возрастным особенностям и интересам, - вот слагаемые успешного выполнения теста.
Наиболее важной проблемой тестирования является поиск наиболее экономичного теста. Иногда решение этой проблемы видят в использовании прагматического клоуз-теста.
Что такое клоуз-тест?
1.Этот вид теста описан как тест дополнения или тест восстановления. Особенность клоуз-теста состоит в том, что ситуация в нем представляется в виде связного текста (как монолога, так и диалога). Принцип тестирования основан на теории о подсознательном закрытии, - заполнении пробелов в деформированном тексте, в котором пропущены отдельные слова. Успешность выполнения клоуз-теста находится в прямой зависимости от того, насколько быстро испытуемый может понять весь текст и восстановить связи между событиями или состояниями персонажей, описанными в тексте. Это определяется тем, как хорошо он владеет лексикой изучаемого языка, в какой степени у него развита языковая догадка и как адекватно он понимает текст. Это позволяет сделать вывод, что клоуз-тест может быть использован как форма контроля на продвинутом этапе обучения.
2.Методика составления клоуз-теста не представляет особых трудностей. Для основы клоуз-теста необходимо выбрать отрывок прозы не менее 100 и не более 300-400 слов, в котором пропускается каждое n-е слово ( т.е. 5-е, 7-е и т.д.), независимо от того, структурное оно или знаменательное. Отрывок должен представлять законченное по смыслу, логически обоснованное изложение фактов или событий, в котором почти не упоминаются имена собственные, а пропущенные слова достаточно легко восстанавливаются за счет контекста. Таким образом, текст заготавливается в количестве, соответствующем числу испытуемых. Учащиеся читают текст про себя дважды. При первом чтении они знакомятся с его общим содержанием, при втором – заполняют пропуски теми словами, которые они находят необходимыми для восстановления содержания всего текста. Учащиеся вписывают свои ответы (слова) в клоуз-тест. Правильность заполнения пропусков свидетельствует о точном понимании текста, а также о владении лексическим материалом в процессе чтения. С помощью клоуз-теста достаточно точно и объективно устанавливаются степень сформированности навыков чтения и уровень владения лексикой при чтении.
Клоуз-тест может явиться также средством проверки понимания иноязычной речи на слух. В этом случае он представляет собой звучащую речь (в монологической или диалогической форме), предъявляемую в нормальном темпе при наличии «естественных помех», роль которых выполняют пропущенные слова.
При подготовке клоуз-теста для контроля аудирования следует подбирать текст, содержащий знакомый учащимся лексический материал и простые синтаксические структуры. Длина предложений в тексте не должна превышать 13-15 слов. Если же основой клоуз-теста является диалог, то число участвующих в диалоге не должно превышать двух человек.
Клоуз-тест можно использовать и в целях текущего контроля, когда важно своевременно выявить, как учащиеся овладели лексическим материалом, пройденным за определенный промежуток времени.
При разработке клоуз-теста, так же как и при разработке клоуз-теста для контроля навыков аудирования, допускается вносить изменения в текст-основу.
Оценка качества выполнения клоуз-тестов может осуществляться следующим способом. За каждый правильный ответ ученик получает 1 балл, за неправильный – 0 баллов. Если для своего ответа испытуемый выбрал не то слово, которое требуется вставить, а близкое ему по значению (причем слово соответствует смыслу всего отрывка), то при проведении контроля навыков чтения или аудирования он получает 1 балл, а при проведении текущего контроля – 0,5 балла. При оценке качества выполнения теста общую сумму баллов сравнивают с реально набранным количеством баллов.
«Клоуз-тест является хорошим индикатором общих языковых умений, в том числе и умения пользоваться языком исходя из специфического лингвистического и ситуативного контекста».
Дж. Б. Хитон
Это позволяет сделать вывод о том, что клоуз-тест может быть эффективным средством проверки знаний, навыков и умений учащихся.
Широко используются тесты по темам:
1. тесты по правилам чтения;
2. тесты по фонетике;
3. тесты по лексике;
4. тесты по грамматике;
5. тесты аудирования изученных тем;
6. тесты по страноведению;
7. тесты по домашнему чтению.
Приведу примеры некоторых тем тестов, применяемых мной на уроках английского языка.
Фонетические тесты.
Фонематический слух, под которым понимается «способность человеческого уха к анализу и синтезу речевых звуков на основе различения фонем данного языка» играет большую роль в формировании и развитии всех видов речевой деятельности (аудирования, говорения, чтения и письма).
Традиционно обучение фонематическому слуху осуществляется с помощью упражнений на различение и узнавание звуков и идет одновременно с обучением произношению в период устного вводного курса.
Однако, краткосрочная, пусть даже интенсивная тренировка не может надолго обеспечить необходимый уровень развития слуховых навыков. Работа по поддержанию и совершенствованию слуховых навыков должна проводиться систематически, на протяжении всего курса обучения и сопровождаться регулярным контролем. В процессе этой работы рационально использовать фонетические тесты.
Такие тесты кроме контрольно-обучающей функции могут выполнять и диагностическую: данные, получаемые в результате их проведения, будут свидетельствовать о необходимости увеличения или сокращения объема тренировки. Таким тестам предъявляются следующие требования:
· Тест должен быть целенаправленным, т.е. ориентированным на контроль типичных фонетических трудностей.
· При составлении тестовых заданий нужно учитывать принцип постепенного нарастания трудностей.
· Формулировки тестовых заданий должны быть лаконичными и вместе с тем – ясными.
· Тесты нужно составлять на материале школьных учебников.
· Для получения объективных результатов тест должен содержать достаточное количество слов с трудным звуком (звуками) от21 до 25.
Как организовать работу с такими тестами на уроке?
Учитель формулирует тестовое задание. Приводит образец (пишет на доске несколько слов, произносит их, пишет ответ). Затем учитель предъявляет слова теста в своем исполнении.
Читает слова дважды: в первый раз с интервалами, которые бывают при обычном чтении слов, словосочетаний, предложений; во второй раз с паузами, в течение которых ученики делают записи. После чего учитель организует контроль или взаимоконтроль. В заключении теста учитель может поставить оценки, руководствуясь следующими критериями: оценка «5» ставится, если задание выполнено более чем на 80%; оценка «4» - более чем на 60%; оценка «3» - более чем на 40% и оценка «2» - менее чем на 40%.
В процессе теста внешние действия учащихся сводятся к начертанию символов “+” или
“-“, однако они являются результатом активного слушания и выполнения операций сличения, различения, узнавания и выбора.
Такие тесты обеспечивают прочность формируемых слуховых и произносительных навыков. Тесты являются новым приемом обучения и проверки. Вызывающим у школьников интерес, желание заниматься иностранным языком; они содержат элементы игры, соревнования, тесты легко включаются в учебный процесс и могут периодически использоваться на уроках. Методика проведения теста легка и легко усваивается преподавателем.
Тестовый контроль аудирования.
Предлагаемый прием тестового контроля аудирования – разновидность объективного теста с выбором ответа из ряда предложенных, так называемый multiple-choice test. Особенность его состоит в том, что, во-первых, учащиеся осуществляют последовательно выбор не одного, а пяти ответов из пяти предложенных, что исключает вероятность случайного отгадывания; во-вторых, выбор ответов происходит не на уровне отдельных языковых единиц, а на уровне текста. Это позволяет использовать тестовые задания также в качестве обучающих, т.е. речевых упражнений для обучения восприятию на слух монологической речи.
Тесты и описательные тексты к ним составлены на основе языкового и тематического материала соответствующих циклов учебника английского языка, поэтому тесты могут проводиться регулярно для осуществления промежуточного контроля по окончании каждого цикла занятий.
Методика организации тестового контроля аудирования проведения и проверки не представляет трудности для учителя. При правильной организации работы тесты позволяют быстро, в течение четырех-пяти минут, провести фронтальную письменную проверку понимания учениками пяти коротких текстов. Тесты просты и доступны как для сильных, так и для слабых учащихся.
Данный прием работы стимулирует интерес школьников к аудированию текстов описательного характера, наименее интересных, но необходимых при обучении иностранному языку.
Методика работы с тестами включает три этапа: подготовка, аудирование и выполнение тестового задания учащимися, подведение итогов.
Первый этап: До начала урока учитель записывает на доске тестовое задание.
Второй этап: Учитель прочитывает тексты, после каждого из них делая паузы, чтобы учащиеся могли записать номер текста. Материал аудирования предъявляется, как правило, один раз, темп чтения нормальный. Если же учителю приходится нарушать данные требования, это свидетельствует о несформированности аудитивных навыков учащихся.
Третий этап: Подводятся итоги: сверяются номера в ответах учеников с контрольными номерами. Если ответ правильный, то в соответствующей колонке ставится один балл, если ответ неправильный – ноль. Затем все баллы суммируются, и выставляется оценка в графе “Mark”.
Опыт работы с тестами позволил определить возможные способы проверки тестов и выставления оценок. Каждый раз я выбираю один из них, в зависимости от поставленной задачи.
1. Итоги теста нужны учителю, чтобы выставить оценки по аудированию. В этом случае учащиеся выполняют тест самостоятельно.
2. В целях самоконтроля можно дать каждому ученику возможность проверить тест и выставить себе оценку. Для этого необходимо на доске написать правильные ответы.
3. Для взаимоконтроля в парах школьники могут обменяться выполненными тестами, сверить ответы с номерами, написанными на доске и поставить оценки друг другу.
В своей работе я использую все виды тестов, описанные выше. Они повышают мотивацию, интерес к обучению английского языка.
В старших классах (9-11 классах) часто провожу грамматические тесты текущего контроля и рубежного контроля (в конце четверти или полугодия). Цель тестирования – помочь школьникам практически овладеть грамматикой английского языка и тем самым научить их более правильно говорить и писать по-английски.
В ходе работы с тестами происходит дальнейшее развитие умений и навыков в применении правил грамматики английского языка на практике.
Необходимы считаю тесты по страноведению в 8-11 классах. Обычно они проводятся по окончании цикла уроков по странам стран изучаемого языка и своей страны. Их цель- контроль ранее приобретенных учащимися знаний, навыков и умений. Данные тесты направлены на активизацию и проверку базовых знаний, на расширение лексического запаса, а также на усвоение новых сведений, касающихся англо-говорящих стран.
Не секрет, что этапы разработки тестов для разных целей использования должны быть различны. Тест, созданный учителем для проверки знаний учеников после изученной темы, и тест для итоговой аттестации учащихся должны отличаться.
Большинство тестов имеет несколько вариантов. Два уровня сложности заданий позволяют организовать проверку знаний с разной степенью обученности. Методы оценки результатов тестирования и время выполнения тестов зависят от уровня подготовки группы учащихся и определяются учителем самостоятельно.
Оценка результатов тестов может выполняться как под контролем учителя, так и с помощью самоконтроля и взаимоконтроля учащихся. Результаты проверки служат для него показателем уровня знаний учащихся, а также самооценкой работы самого учителя, что позволяет ему внести необходимые коррективы в процессе обучения. Тем учащимся, которые не справились с заданием, после анализа и исправления ошибок, дается возможность выполнить другой вариант тестового задания и получить более высокую оценку. Исключение неудовлетворительной оценки оказывает для учащихся дополнительный мотив (стимул) в овладении иностранным языком, реализацию в педагогической практике наказа Януша Корчака, обращенного к учителю: «Уважайте детское незнание».
Используемая литература
1. Варфоломеева Н.Н. 250 тестов по английскому языку. 5-11 классы. Москва: ООО «Дом Славянской книги», 2004.
2. Выборова Г.Е., Махмурян К.С., Мельчина О.П.Проверь себя! Тесты по английскому языку. Москва: АСТ-Пресс, 1996.
3. Гичева Н.Г.1200 тестов по английскому языку. Москва: Айрис-Пресс, 2002.
4. Красюк Н.И. Клоуз-тест, его особенности и возможности использования при обучении иностранному языку в средней школе. Иностранные языки в школе, №2,1986.
5. Кувшинов В.И. Тестовый контроль в процессе обучения иностранному языку. Иностранные языки в школе, №2, 1992.
6. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. Москва: «Интеллект-центр», 2001.
7. Натальин В.П., Натальина С.А. Тестовый контрль аудирования на уроках английского языка. Иностранные языки в школе, №2, 1989.
8. Николенко Т.Г.Тесты по грамматике английского языка. Москва: Рольф, 1997.
9. Рапопорт И.А. Тесты в обучении иностранным языкам. Иностранные языки в школе, №6,1989.
10. Сигал Т.К. Тесты. Английский язык.9класс. Москва: изд. «Дрофа», 1999.
11. Фролова А.Ю. Тесты. Английский язык. 10-11 классы. Москва: изд. «Дрофа», 1999.
12. Черкасова Е.А. Фонетические тесты на уроках английского языка. Иностранные языки в школе, №1, 1989.