Так называемый артикль среднего рода и его употребление

В настоящем учебнике по установившейся традиции lо считает­ся артиклем среднего рода. Однако у lо нет основных категориаль­ных признаков артикля. Во-первых, lоне соотносится ни с одним из испанских существительных, ибо среди них нет существитель­ных среднего рода. Во-вторых, lо не выражает значения определен­ности — неопределенности, этой главной семантической категории артикля. В-третьих, у lо нет собственной родовой и нумеральной характеристики. Lo может соотноситься с прилагательными и при­частиями любого рода и числа. У lо в языке есть одна основная функция: субстантивировать в речи различные слова, чаще всего, прилагательные, причастия, местоимения и наречия. Эта субстанти­вация окказиональная (временная, контекстуальная), происходящая лишь в процессе речи. «Опредмеченные» слова и словосочетания не становятся существительными, а лишь приобретают в данном кон­тексте некоторые семантические и синтаксические свойства существительных. Поэтому lо — это, скорее всего, особая словообразовательная частица, служащая для окказиональной субстантивации различных лексических единиц, слов и словосочетаний в момент письменного или устного общения.

Субстантивированное с помощью lо слово приобретает обоб­щенно-абстрактный, отвлеченный смысл:

lo malo   — все плохое, зло  
1о único   — единственное  
1о preparado   — (все) приготовленное  
lо dicho   — (все) сказанное  
lo mío   — все мое, все присущее мне  
lo lejos   — далекое  
Приведем документированные примеры употребления lo:  
Allá abajo... todo lo verde de Cuba... у lo azul de nuestro mar.. (D. OLEMA)   Там внизу... вся зелень Кубы...и синь нашего моря...  
El techo era lo más lujoso de la sala.   Роскошнее всего в зале был по­толок.  
(PÍO BAROJA)      
Las cuestiones de juego у los desa­fíos conptituían para el viejo cínico lomás importante de la vida, lo demás no pasaba de ser algo adjetivo у de роса monta. (PÍO BAROJA)   Карточная игра и дуэли пред­ставлялись старому цинику самым важным в жизни, все остальное лишь сопутствова­ло им и было сущим пустяком.  
Tal precaución parecia algo patológico, sobre todo por lo exagerada. (PÍO BAROJA)     Además, llamaba la atencion por lo hacendosa у económica. (BLASCO IBAÑEZ)   Такая озабоченность выглядела несколько патологической, осо­бенно из-за ее чрезмерности.  
Кроме того, (Бернарда) привлека­ла внимание своей хозяйствен­ностью и бережливостью.  

В функции субстантиватора употребляются и артикли еl и un. В этом обнаруживается функциональное сходство lo с артиклями. Однако для loфункция субстантиватора является основной, а для указанных артиклей — второстепенной. В отличие от lo они чаще cубстантивируют глаголы, междометия и целые словосочетания. Причем субстантивируемое слово сужает и конкретизирует свои признаки:



Amargo fue el despertar del joven hidalgo. (E. LARRETA)   Горестным было пробуждение молодого идальго.  
Hay un ir y venir de muchachas por todo el campamento.   По всему лагерю снуют девуш­ки (доел.: хождение взад и вперед девушек по всему лагерю).  
(D. OLEMA)      
No trascendió más que un jadear sordo, el arrastrar de pies, algún "ay" sofocado. (A. GRAVINA)   Слышалось только глухое пре­рывистое дыхание, шарканье ног и приглушенные стоны.  
 
Escucho sólo el rat-tat-tat de la ametralladora. (E. DESNOES)   Я слышу лишь тра-та-та пуле­мета.  
El ser es un de repente, lo improviso de súbito total. (H.CONTI)   Бытие — это сама неожидан­ность, (этакая) совсем внезапная импровизация  

Опущение артиклей

Часто существительное употребляется в речи без артикля. Опу­щение артикля (некоторые грамматисты называют это явление нулевым артиклем) имеет определенный смысл. Однако случаи отсутствия артиклей с трудом поддаются классификации. Можно перечислить лишь наиболее типичные из них. Артикль опускается:

1. Когда перед существительным стоят притяжательные, указа­тельные, отрицательные, а также некоторые неопределенные место­имения-прилагательные:

Mi madre trabaja en una escuela. Aguella muchacha estudia bien. Ningún hombre honrado lo hará.   Моя мать работает в школе. Та девушка хорошо учится. Ни один честный человек не сделает этого.  
Detrás de los deportistas corren algunos chicos.     Вслед за спортсменами бегут несколько мальчишек.    
2. Перед именами собственными, относящимися к человеку:  
Cervantes es un gran escritor de fama mundial.   Сервантес — великий писатель, пользующийся мировой сла­вой.    
Примечание. Об исключениях см. § 6, пункты 3—4, а-в.  

3. Перед подавляющим большинством названий континентов, стран и городов: Moscú, España, Europa, Madrid, Toledo и т.д.

4. Когда существительное является в речи обращением или приложением:

Maestro, déme su consejo. Учитель, дайте мне совет.

Buenas noches, señor Lorenzo. Доброй ночи, сеньор Лоренсо.

Hasta la vista, don Antonio. До свидания, дон Антонио.

Su marido, persona entendida, explica Ее муж, человек сведущий, преподает

física en la universidad. физику в университете.

5. Перед существительным, которое является именной частью сказуемого и называет профессию, занятие, национальность, зва­ние и т.п.:

Soy filólogo. Я — филолог.

Juana es obrera. Хуана — работница.

Примечание. Следует иметь в виду, что если упомянутые существительные Потребляются с прилагательными, то часто перед таким сочетанием ставится определенный артикль. Он повышает оценку качества, называемого прилагательным:

Enrique es un excelente pianista. Энрике — превосходный пианист.

Неопределенный артикль может ставиться и перед существительными, называющими национальность. В этом случае он либо указывает на то, что речь идет об одном из представителей данной национальности, либо имеет экспрессивное значение: предложение María es unа española может означать «Мария — одна из испанок» или «Мария — настоящая испанка».

6. Перед существительными (обычно с предлогом de), служащий дополнениями к другим существительным, которые являются собирательными или же обозначают количество, объем, размер, вес, а также посуду, тару, емкость и т.п.:

Tomo un puñado de tierra húmeda Я беру горсть сырой земли.

(D. OLEMA)

La azafata pasaba con una bandeja Бортпроводница несла поднос

de caramelos. (J. GOYTISOLO) с конфетами.

Como... entre un grupo de соmраñeros. Я обедаю... вместе с товарищами

(D. OLEMA) (доcл.: среди группы товарищей).

Guevara pidió... un trozo de tafetán Гевара попросил кусок тафты.

(PÍO BAROJA)

7. Перед существительными обычно с предлогом de, служащими определениями к другим существительным. Такие определения, как правило, по смыслу равнозначны относительным прилагательным:  
Nos deteníamos delante de una casita de madera con techo de zink. (D. OLEMA)   Мы остановились перед дере­вянным домиком с крышей из оцинкованного железа.  
A las ocho de la mañana, un teniente coronel decaballería entró... en casa de Doña Perfecta Polentinos. (RÉREZ GALDÓS)     В восемь утра кавалерийский подполковник вошел в дом Доньи Перфекты Полентинос.    
Un farol de petróleo cuelga de un clavo. (D. OLEMA)     Керосиновая лампа висит на гвозде.    
Cesado el fuego de cañón у de fusil, un gran resplandor iluminaba la ciudad. (RÉREZ GALDÓS)     Когда прекратился орудийный и оружейный огонь, сплошное сияние уже озаряло город.    

Примечание. Следует подчеркнуть, что в подобных случаях употребление без артикля характерно прежде всего для существительных, называющих мате­риал, из которого изготовлено что-либо (un bloque de hormigón — железобетон­ная плита), и для имен в стереотипных словосочетаниях, подобных dolor de cabeza — головная боль, torcedura de pie — растяжение ноги, función de cine — киносеанс и т.п.

В других сходных словосочетаниях артикль употребляется, так как в них вы­ражаются отношения к лицу, коллективу и т.п. (un plan del ingeniero — план инже­нера, la tía del padre — тетка отца, el miembro del partido — член партии), определительно-пространственные отношения (la carta de la aldea — письмо из деревни, la gente de la ciudad — люди из города), выделительные отношения (el aria de la ópera— ария из оперы), объектные отношения (la lectura del informe — чтение доклада) и др.

8. Перед существительными с предлогом con, выступающими в функции наречий образа действия: Digo esto con tono irónico у... Я говорю это ироническим тоном, Miriam me mira con disgusto. и... Мириам смотрит на меня с неудовольствием. (D. OLEMA) La dueña comía con avidez. (RÉREZ GALDÓS) Хозяйка ела с жадностью.   9. Перед существительными при перечислении, которые в таких случаях часто употребляются во множественном числе. Причем возможны следующие варианты:  

а) артикль опускается перед всеми существительными:

Ni árboles, ni colinas, ni montañas Ни деревья, ни холмы, ни горы

islimitaban la desmedida extensión не ограничивали бескрайнее пространство

del horizonte.(B.LILLO) горизонта.

Carretillas, barriles, palancas, Тачки, бочки, блоки, громадные деревянные

grandes vigas de madera, ca- балки, кабестаны, толстенные доски,

brestantes, tablones enormes, люди с мешками — все это двигалось

hombres cargados con sacos, одновременно и в разных направлениях

todo se movía a un tiempo en

todas direcciones. (R. MEZA).

б) артикль сохраняется перед первым существительным, а перед остальными опускается:

Volvimos la саrа у nuestra admiración Мы повернулись, и наше восхищение

creció al ver brillar... los возросло еще больше, когда мы увидели,

zafiros, esmeraldas, rubíes, diamantes, как сверкали сапфиры, изумруды,

ópalos y amatistas de las sortijas, collares рубины, бриллианты, опалы

у brazaletes. и аметисты в перстнях, колье и браслетах.

(R. MEZA)

La firmeza y sinceridad con que pronunció Твердость и искренность, с которыми

estas palabras la conmo- он произнес эти слова, потрясли ее.

vieron. (PALACIO VALDÉS)

Примечание. Замечено, что артикли часто повторяются при перечислении существительных, у которых есть определения, особенно развернутые, или предлоги. Следует также помнить, что в эмоционально-стилистических целях артикли при перечислении могут повторяться при каждом отдельном существительном:

Pero ni el cansancio, ni el frío, ni la sed, Но ни усталость, ни холод, ни жара, ни

ni el hambre le molestaban a lo más голод нисколько не беспокоили его.

mínimo. (В. LILLO)

Hablaba pestes de la clase privilegiada; Он всячески злословил по поводу

mas se comprendía que el lujo, la al- привилегированного класса, но

сurniа у el título Ie producían verda- чувствовалось, что роскошь, родовитость

dera sugestión. (PÍO BAROJA) и титулы действовали на него магически

(sugestión — подстрекательство, внушение).

10. При указании на то, что существительное во множественном числе называет не конкретные объекты мысли, а неопределенную совокупность их, один из многих возможных объектов данного рода:

Llevaba constantemente trajes vapo-rosos azules. (PÍO BAROJA) Noches después... le mаndó versosу flores. (PÍO BAROJA) A Josefina le gustaban las novelas de aventuras, con amores complicados, con torres misteriosas, escalos, raptos, desafíos у estocadas... (PÍO BAROJA)   Она всегда носила легкие голу­бые платья.   Несколько вечеров спустя он по­слал ей стихи и цветы. Хосефине нравились авантюрные романы с любовной интри­гой, таинственными башня­ми, подкопами, похищения­ми, вызовами на дуэль и поединками на шпагах.  

11. Перед неисчисляемыми существительными, когда указывает­ся на то, что используется часть названного вещества, продукта, материала и т.п.: Compré pan. (Я купил хлеба), Тото leche. (Я пью молоко), Juan come carne. (Хуан ест мясо).

Compramos pan... у nos lo distri- Мы купили хлеба и разделили

buimos. (PÉREZ GALDÓS) его.

Не sembrado habas. (M. MOLINER) Я посадил бобы.

12. Перед существительными, которые употребляются после без­личной формы hay (había, hubo и т.п.) или ее синонимов:

No hay médico. Нет врача.

No existe camino para ir hacia el ríо. Нет дороги, чтобы пройти к реке.

Примечание. В этих случаях перед существительным в единственном числе может использоваться неопределенный артикль: No hay un medíco; no exite un camino.

13. Перед названиями вузовских специализаций, когда они упот­ребляются в качестве дополнений: estudio filosofía у letras — я изу­чаю философию и филологию; los dos hacemos medicina — мы оба изучаем медицину т.п.

14. Иногда перед существительными, входящими в сравнитель­ные обороты с соmо:

La mayoríia lo consideraba соmо un genio político у соmо gran historiador у escritor. Tierry dijo que соmо poítico le parecía per-judicial у соmо literato e historiador muy malo. (PÍO BAROJA)   Большинство считало его поли­тическим гением, великим ис­ториком и писателем. Тьерри же утверждал, что как поли­тик он приносил только вред, а литератором и историком был совершенно заурядным.  

15. Часто перед существительными в заголовках, вывесках, названиях учреждений и т.п.:

“Festival gimnástico anual" — «Ежегодный гимнастический фестиваль» (название статьи

в газете)

"Habana Libre" — название отеля в Гаване

"Conjunto", "Сasа de las Américas" — названия кубинских журналов

"Ajedrez" — название раздела в журнале

16. Перед существительными, входящими во многие наречные обороты и другие фразеологические единицы:

  poner en libertad dar a luz hase frío dar permiso tener hambre en casa, a casa, de casa a pie en justicia a ciegas a brazo partido     — выпустить на свободу, освободить — родить, произвести на свет — холодно — разрешать — быть голодным — дома, домой, из дома — пешком — по закону, по справедливости — наудачу, вслепую — врукопашную, силой  

***

Следует еще раз подчеркнуть, что правильное употребление артиклей составляет особую трудность для изучающих испанский язык, ибо оно связано с различными, порою очень тонкими стилистическими и идиоматическими оттенками. Иногда в однотипных фразах, передающих сходное, но не равнозначное содержание, возможно употребление определенного, неопределенного и нулевого артиклей. Прокомментируем сказанное примерами:

Llegaré en el tren de las diez. Я приеду десятичасовым поездом (артикль идентифицирует,

уточняет объект).

Llegaré en un tren correo. Я приеду пассажирским (досл: почтовым) поездом

(артикль классифицирует объект, выделяя его из ряда

подобных).

Llegaré en tren.   Я приеду поездом (опущение артикля выделяет объект как вид среди других видов дан­ного рода. Это значит, что «я приеду поездом, а не прилечу самолетом»).    
Estoy en la España del siglo XX.   Я в Испании двадцатого века (т.е. в конкретной сегодняшней Испании).    
Estoy en una España muy cambiada.     Я живу (нахожусь) в очень из­менившейся Испании (т.е. в такой Испании, которая совсем не та, что прежде).  
 
   
Estoy en España.   Я в Испании (т.е. не во Франции или Англии).    
Es el médico de la casa.   Это (наш) лечащий (доcл: домашний) врач (т.е. знакомый  
    конкретный врач).  
Es un médico de la casa.   Он лечащий врач (т.е. один из лечащих врачей).    
Es médico.   Он врач (т.е. врач, а не преподаватель или техник).  
Примечание. Идиоматические свойства в употреблении артиклей проявляются и в таких простых фразах, как:    
Estoy en la clase.   Я в классе (т.е. нахожусь в помещении класса, в аудитории).  
Estoy en clase.   Я на уроке.  
Voy a la casa donde vive tu hermana.   Я иду туда (доcл. в дом), где живет твоя сестра  
Voy a casa.   Я иду домой.  
     

Или: hacia oriente, но: hacia el este (на восток), hacia occidente, но: hacia el oeste (на запад).

От личностного восприятия и привычки зависят такие употребления, как:

Pedro sabe el francés. = Pedro sabe francés. — Педро знает французский.

Compraria un coche en buen estado. = Compraria coche en buen estado. — Я ку­пил бы машину в хорошем состоянии.

В последних примерах возможность варьирования в употреблении артикля обусловлена модальностью фразы. Если в предложении не было бы модального оттенка, то опускать артикль было бы нельзя:

Juan ha comprado un coche en buen estado.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Terminología

Nombre sustantivo — имя существительное  
Nombre común — нарицательное имя  
Nombre propio — имя собственное  
Nombres del género común — существительные общего рода  
Nombres del género epiceno — существительные совмещенного рода  
Nombres del género ambiguo — существительные двух родов  
Animado — одушевленный  
Inanimado — неодушевленный  
Concreto — конкретный  
Abstracto — абстрактный  
Colectivo — собирательный  

Примечание. В испанском языке одинаково нормативны две формы: sustantivo и substantivo. Первая характерна для академической грамматики, вторая закреплена в академическом словаре. На практике наиболее частотна первая форма.

Наши рекомендации