Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ. 1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов
1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.
Образец: Упрекать (бездеятельность) –упрекатьв бездеятельности.
Достичь (берег), радоваться (успехи), оплатить (проезд), информация (погода), согласно (приказ).
4. Исправьте речевые ошибки в предложениях.
1. Вернувшись на Родину, эмигрантам было предъявлено обвинение, и они были арестованы НКВД. 2. Подходя к лесу, мне стало холодно. 3. Он был менее ранимее меня.
Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.
Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
Каждый вечер перепл….чик Крапцер подм…тал маст…рскую соб…рал работу и выйдя на крыльцо дома долго гл…дел сквозь р…гатые очки на небо. Потом раскур…вал трубку возвр…щался обратно и по винт…вой лес…нице подн…мался в к…морку. Тут он заж…игал лампу ставил ее плотно (по)средине стола и с важностью усаж…вался в полома(н, нн)ое кресло.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС
ВАРИАНТ № 47
Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
3. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.
Делегировать, премировать, блокировать, пиццерия, договор.
4. Вместо точек вставьте нужную гласную: Е или Ё.
Подставить щ…ку, не ров…н час, оп…ка, ист…кший кровью, ж…лоб.
Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
4. Выберите существительные, образующие сочетания с глаголами НЕСТИ (ПОНЕСТИ), НОСИТЬ.
Жертвы, звание, нагрузка, имя, наказание, обязанности, название, урок, отпечаток, ответ, ответственность, печать, следы, поражение, потери, расходы, убыток, угроза, характер, утрата, ущерб.
5. Устраните речевую избыточность и тавтологию.
1. Наружная внешность героини достаточно привлекательна. 2. По сведениям из осведомленных источников ожидается приезд делегации. 3. Намечено подписание «Соглашения о национальном согласии».
6. Подберите к данным паронимам подходящие синонимы из скобок.
Оборотливый – оборотный (предприимчивый, противоположный), опасный – опасливый (рискованный, осторожный), скрытый – скрытный (неоткровенный, тайный), явный – явственный (бесспорный, нескрываемый, четкий, отчетливый).
Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.
3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.
1. Я привык отдавать себе отчеты во всех вопросах. 2. Он ругал всех на чем свет стоял. 3. У нас было несколько медовых месяцев.
2. Объясните смысл образных выражений.
1. Рог изобилия. 2. Прометеев огонь. 3. Со щитом или на щите.
Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания.
Колибри, картофель, меню, Чили, цеце.
2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.
Бланки, гектары, носки, оладьи, ясли.
3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.
178, 250, 275, 1100.
Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.
Образец: Упрекать (бездеятельность) –упрекатьв бездеятельности.
Страдать (разлука), касаться (стол), тормозить (движение), ругать (беспечность), сочувствовать (пострадавший).
4. Исправьте речевые ошибки в предложениях.
1. Читая эту повесть, создается впечатление, что писатель сам был участником этих давних событий. 2. Благодаря удачному освещению актриса выглядела еще более моложе, чем в жизни. 3. Она долго рассуждала, что будет ли преступлением погубить свою душу, чтобы спасти жизнь детей.
Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.
Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
В белом уже изрядн(о, а) поноше(н, нн)ом (полу)фраке с княжеского плеча но тщательно отутюже(н, нн)ом с (не)вероятным каким (то) шарфом на шее круглолиц…й и кривоногий с ореховой тростью в руке Афанасий медле(н, нн)о кружил в (н…)котором отд…лении от в…ранды с точ(?)ностью определяя име(н, нн) такое ра(с, сс)тояние которое позв…ляло ему (не)быть св…дет…лем госпо…ской беседы и одновреме(н, нн)о в нужный м…мент улавл…вать любые желания князя.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС
ВАРИАНТ № 48
Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
3. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.
Донельзя, втридорога, асимметрия, наотмашь, феномен.
4. Вместо точек вставьте нужную гласную: Е или Ё.
Никч…мный, ж…лоб, ж…ноненавистник, иноплем…нный, побас…нка.
Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
4. Произведите синонимические замены иностранных слов.
Адекватный, гипертрофированный, лояльный, позитивный, спонтанный.
5. Устраните речевую избыточность и тавтологию.
1. Это свойство свойственно всем писателям. 2. Необходимо реалистично и без иллюзий взвесить наши экономические шансы. 3. Автобиография жизни.
6. Составьте словосочетания.
Масленичный – масличный, обидный – обидчивый, пастырский – пасторской.
Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.
3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.
1. Эти вопросы имеют большую роль в развитии науки. 2. Пора тебе взяться за свой ум. 3. Ну хоть разбейся головой об стенку!
2. Объясните смысл образных выражений.
1. Лебединая песня. 2. На седьмом небе. 3. Пиррова победа.