Финансовые условия внешнеторговых сделок
Финансовые условия определяют порядок осуществления расчетов и заключаются в согласовании сторонами контракта купли-продажи следующих вопросов:
· срок платежа;
· способ платежа;
· формы расчетов.
В контракте фиксируются конкретные условия расчетов и, прежде всего, согласуется срок платежа за товары или услуги. В контракт может быть включено условие предусматривающее платеж до момента поставки товара или передачи покупателю товаросопроводительных документов.
Соглашением сторон срок платежа может быть установлен, через определенное число дней после предоставления товара в распоряжение покупателя-импортера, или срок платежа наступает через определенное число дней после документального подтверждения продавцом-экспортером покупателя-импортера об отгрузке товара.
Срок платежа по контракту определяется выбранным способом платежа, который отражает момент его проведения по отношению к дате поставки товара. Таким образом, способ платежа в контракте определяет, на какой стадии физического перемещения товара должна производиться его оплата. Исходя из этого, выделяют следующие способы платежа:
1. Платеж авансом. Авансовый платеж предусматривает выплату покупателем продавцу оговоренной в контракте суммы в счет причитающихся платежей, до поставки товара или начала оказания услуг, или по получении подтверждения о готовности товара к отправке. В международной коммерческой практике авансовые платежи на всю или часть стоимости поставки широко распространены в контрактах на производство и поставку промышленного оборудования, морских судов другой продукции с длительными сроками изготовления.
Такой платеж выполняет следующие функции: во-первых, он является формой кредитования покупателем-импортером продавца-экспортера, и, во-вторых, он служит средством обеспечения обязательств, принятых покупателем-импортером по контракту. При отказе импортера принять заказанный товар в контракте может быть предусмотрено право экспортера использовать полученный аванс на возмещение понесенных им расходов, связанных с исполнением контракта. В отдельных случаях исполнение производителем-экспортером своих обязательств по контракту увязывается со своевременным перечислением авансового платежа покупателем-импортером.
ПРИМЕР. Оборудование должно быть отгружено на условиях FCA г. Милан, Италия (Инкотермс-2010), не позднее 30 апреля 2011 года при условии, что авансовый платеж в размере 50% от стоимости Контракта будет осуществлен Покупателем не позднее 15 января 2011 года.
В мировой практике авансовые платежи применяются достаточно часто, особенно в отношении малоизвестных партнеров, а так же тех, чья платежеспособность вызывает сомнения. Такой вид платежа оправдан, если процесс изготовления товара или предоставляемые услуги являются специализированными и требует существенных затрат, а так же при поставках дефицитных товаров.
Размер аванса зависит от его целей, характера и новизны товара, его стоимости, срока изготовления и других условий. Поэтому авансовый платеж может быть произведен в полной стоимости товара или услуги или части, чаще всего от 5% до 20% от стоимости по контракту, и обычно выплачивается после подписания контракта. Встречаются случаи, когда аванс уплачивается в размере полной суммы контракта.
ПРИМЕРЫ. 1. Сумма Контракта составляет 440 000, 00 (четыреста сорок тысяч) евро. Товар должен быть поставлен в течение 120 дней с даты проведения авансового платежа в размере 15% от суммы контракта.
Оставшиеся 85% от суммы Контракта оплачиваются Покупателем после получения извещения Продавца о готовности Товара к отгрузке.
Оплата производится банковским переводом. Валютой платежа является евро.
2. Платеж по настоящему Контракту производится на счет Продавца в порядке 100% предварительной оплаты. Валюта платежа – евро.
Авансовые платежи более выгодны продавцу-экспортеру и невыгодны покупателю-импортеру, поскольку он не имеет достаточных гарантий получения товара или предоставления услуги. При включении в контракт условия авансового платежа покупатель, как правило, требует от продавца обеспечения аванса банковской гарантией на случай, если продавец не выполнит условия контракта, либо включения оговорки о возврате ему всей суммы аванса в случае невыполнения продавцом условий контракта.
2. Немедленный (наличный) платеж. Наличный платеж означает оплату после поставки товаров против передачи продавцом-экспортером товаросопроводительных документов или самого товара в распоряжение покупателя-импортера.
Наличный платеж производится через банк авансом или немедленно после выполнения продавцом-экспортером контрактных обязательств либо вскоре после этого обычно в пределах одного месяца.
В международной практике достаточно часто возникают ситуации, когда товар прибывает в пункт (порт) назначения раньше, чем документы, подлежащие оплате, и в этом случае покупатель-импортер имеет возможность вступить во владение товаром еще до его оплаты.
Наличный единовременный платеж предполагает оплату полной стоимости товара по одному из следующих условий:
· при получении телеграфного извещения экспортера о готовности товара к отгрузке;
· при получении телеграфного извещения капитана судна об окончании погрузки товара на судно в порту отгрузки;
· при получении информации от банка экспортера в банке импортера о приеме и отсылке комплекта отгрузочных документов;
· против вручения импортеру комплекта товаросопроводительных документов, перечисленных в контракте.
Приведенные условия перечислены в последовательности от наиболее выгодного для экспортера, до наиболее для него невыгодного, а значит, выгодного для импортера.
ПРИМЕР. Оплата по настоящему Контракту производится в евро переводом на расчетный счет Продавца в течение 21 дня с даты поставки. Датой поставки считается дата загрузки товара в автомобиль и оформления экспортной таможенной декларации.
По условиям контракта наличный платеж может быть разбит на части в соответствии с графиком поставки или по мере готовности товара к экспорту.
3. Платеж в кредит. Платеж в кредит предусматривает оплату товара через какое-то время после его поставки, т.е. рассрочку платежа. В мировой торговле рассрочку платежа принято называть предоставление коммерческого или фирменного товарного кредита. Коммерческий кредит распространен достаточно широко и является важным средством конкурентной борьбы на товарных рынках.
По срокам предоставления коммерческие кредиты делятся: краткосрочные до 1 года, среднесрочные до 5 лет и долгосрочные свыше 5 лет.
При таком способе платежа в тексте контракта оговаривается:
· вид кредита, его стоимость и срок использования;
· валюта получения и погашения кредита;
· график погашения основного долга и процентов;
· льготный период, в течение которого по полученному кредиту не производится начисление процентов;
· гарантии погашения кредита и др.
Кредит может предоставляться и погашаться в товарной, денежной и смешанной формах. Наиболее распространенной формой кредита в международной торговле является кредит, возврат которого обеспечивается векселем. Такой вид кредита отличается простотой оформления и надежностью для экспортера.
ПРИМЕР. Общая сумма настоящего контракта составляет 744 303, 00 евро. Оплата осуществляется 36 равными ежемесячными взносами под 6% годовых процентов.
На эти взносы, включая годовые проценты, Покупатель предоставит в распоряжение Продавца 36 подписанных Покупателем векселей.
Первый ежемесячный платеж подлежит оплате в течение 14 дней с даты подписания акта ввода оборудования в эксплуатацию.
Как правило, особенно в контрактах купли-продажи машин и оборудования, способы платежа применяются в комбинированном виде. Например, в контракт может быть включено условие о том, что часть стоимости поставляемого товара оплачивается авансовым платежом, часть наличными, а на оставшуюся часть экспортер предоставляет импортеру кредит с рассрочкой платежа.
ПРИМЕР. Все платежи по настоящему Контракту осуществляются Покупателем в евро в следующем порядке:
30% от общей суммы контракта при подтверждении заказа Покупателем;
50% от общей суммы контракта в течение 5 календарных дней с даты поставки оборудования Покупателю (отметка таможни в CMR);
20% от общей суммы контракта 12 равными ежемесячными взносами под 5% годовых процентов. На эти взносы, включая проценты …
Организация международных торговых расчетов осуществляется через сеть банков-корреспондентов. Корреспондентские отношения – это система различных форм долговременного сотрудничества между двумя банками, направленная на обеспечение всех форм внешнеэкономических связей, и прежде всего, внешней торговли товарами и услугами. Целью установления корреспондентских отношений является проведение взаимных валютных платежей и расчетов по поручению сторон.
При установлении корреспондентских отношений банки обмениваются контрольными документами (образцами подписей должностных лиц, электронными ключами для идентификации документов), открывают друг у друга корреспондентские счета различного режима для осуществления взаимных валютных платежей и т.д.
Корреспондентские отношения банки устанавливают, прежде всего, исходя из потребности обслуживания экспортно-импортных операций своих клиентов. Большинство белорусских банков имеет корреспондентские отношения с крупными зарубежными и национальными банками. Например, Белвнешэкономбанк установил корреспондентские отношения с 25 банками в странах дальнего и ближнего зарубежья, в том числе с JP MORGAN – США, сбербанком России, DEUTSCHE BANK – Германия, CREDIT SUISSE – Швейцария и другими.
Проведение международных расчетов и платежей обеспечивается работой белорусских и зарубежных банков в системе SWIFT.
SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications – Сообщество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций, СВИФТ) – международная межбанковская система передачи информации и совершения платежей. Основано в 1973 году, соучредителями выступили 239 банков из 15 стран. СВИФТ – кооперативное общество, созданное по бельгийскому законодательству, принадлежащее его членам – более чем 9000 банкам из 209 стран (2010 год).
Каждый банк, включенный в систему, имеет свой уникальный СВИФТ код. Теоретически для совершения платежа достаточно знать СВИФТ код банка и IBAN код получателя. IBAN (International Bank Account Number) – международный номер банковского счета. В день через СВИФТ проходит более миллиона транзакций о денежных переводах, межбанковских платежах, ценных бумагах. Ежегодно по системе СВИФТ проходит более 2,5 млрд платежных поручений.
СВИФТ упрощает и унифицирует международные расчеты и платежи, снижает затраты на подготовку операций, проверку и отправку банку-корреспонденту международных платежных документов в СКВ, ускоряет до минимума передачу необходимых объемов расчетной информации, снижает вероятность возникновения ошибок, гарантирует секретность безопасность, проводимых операций. На базе унификации и стандартизации валютно-финансовой телекоммуникационной связи абонентам системы обеспечивается предоставление всего комплекса расчетно-платежных услуг.
Для каждого способа платежа характерно использование той или иной формы расчетов. Под формой расчетов подразумевается сложившиеся в коммерческой и банковской практике способы передачи и оплаты товарораспорядительных и платежных документов.
Формы внешнеторговых расчетов, выработанные международной практикой, являются своего рода защитными мерами от валютных рисков и отличаются между собой степенью взаимного доверия между партнерами, количеством стадий в оплате движения товара, степенью и формой участия в расчетах банков, которые выступают не только посредниками, но и кредиторами, выполняя при этом функции контроля и гарантов [27, с. 249].
Международные расчеты имеют документарный характер, что означает, что расчеты осуществляются против представленных товарораспорядительных, коммерческих и финансовых документов.
Передача товарораспорядительных документов от одного контрагента к другому означает переход права собственности на товар. К товарораспорядительным документам относят транспортные и складские документы. Коммерческие документы включают счет-фактуру (инвойс), упаковочный лист, сертификат качества, сертификат происхождения, таможенные документы. Финансовые документы: платежное поручение на перевод, векселя, чеки и т. д.
Во внешнеторговой деятельности применяются следующие формы расчетов:
· документарный товарный аккредитив;
· документарное товарное инкассо;
· международный банковский перевод;
· открытый счет;
· расчеты чеками и векселями.
Документарный товарный аккредитив. Аккредитивные расчеты осуществляются на основе «Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов», введенных Международной торговой палатой в 2007 году, публикация №600. Эти правила носят рекомендательный характер и действуют только в том случае, если стороны в контракте прямо указывают на то, что подчиняют свои отношения данным правилам. Но, как показывает практика, их придерживаются почти во всех странах мира при осуществлении международных расчетов.
Документарный аккредитив – это поручение клиента (импортера) банку произвести за его счет выплату денег экспортеру против получения указанных в этом поручении товарораспорядительных и других документов.
Документарные товарные аккредитивы имеют следующие разновидности.
Отзывные аккредитивы, банк импортера (импортер) в том случае если экспортер не произвел своевременно отгрузку товара в соответствии с условиями договора, имеет право без уведомления экспортера аннулировать аккредитив.
Безотзывный аккредитив, не может быть отозван не при каких условиях без согласия экспортера, он гарантирует экспортеру поступление валютной выручки. Если в тексте аккредитива не указано, что аккредитив безотзывный то он считается отзывным.
Подтвержденный аккредитив, предусматривает гарантию валютного платежа по аккредитиву не только банком импортера, но другим банком. По неподтвержденному аккредитиву конечным плательщиком является банк импортера. Подтвержденный документарный товарный аккредитив обеспечивает полную и безусловную гарантию экспортеру получения валютного платежа за поставленный товар, независимо от того получен ли товар импортером.
Покрытый аккредитив, открывается банком при размещении клиентом в банке денежных средств в сумме и валюте аккредитива на специальном счете клиента (счете покрытия). Списание средств с данного счета происходит в момент оплаты аккредитива после представления поставщиком в банк документов, подтверждающих факт отгрузки товаров.
Непокрытый аккредитив, открывается банком по поручению клиента без предоставления клиентом денежных средств для оплаты до срока платежа по аккредитиву. Данный способ расчетов позволяет импортерам не отвлекать оборотные средства на весь срок действия аккредитива, а эффективно использовать их в текущей экономической деятельности.
Срок открытия и действия аккредитива зависит от характера товара, условий его хранения и перевозки. Экспортер заинтересован в возможно более раннем срок е открытия и более длительном сроке действия аккредитива. Аккредитив открывается на сумму равную контрактной стоимости товара плюс проценты за кредит.
В контракте купли-продажи стороны определяют основные условия платежа посредством документарного аккредитива.
ПРИМЕР. Оплата по контракту осуществляется посредством безотзывного документарного подтвержденного первоклассным европейским банком аккредитива, открываемого ОАО АСБ «Беларусбанк» по поручению Покупателя. Оплата аккредитива осуществляется в 2 этапа:
1. 90% стоимости аккредитива 540.000 ЕВРО (пятьсот сорок тысяч евро) по готовности прошедшего таможенное экспортное оформление погруженного в транспортные средства оборудование и предъявлению следующих отгрузочных документов:
счет-фактуры, выписанной на имя Покупателя, с указанием общей стоимости Контракта и суммы подлежащей оплате – 1 оригинал;
международная товарно-транспортная накладная (CMR) – 1 оригинал;
экспортная таможенная декларация-1 копия;
сертификат происхождения, выданный Торгово-промышленной палатой страны Поставщика -1 копия.
2. 10% от суммы аккредитива 60.000 ЕВРО (шестьдесят тысяч евро), по предоставлению в банк:
подписанного двумя сторонами в г. Гомель, акта о вводе оборудования в эксплуатацию -1 оригинал;
счет-фактуры, выписанной на имя Покупателя, с указанием общей стоимости Контракта, оплаченной суммы и суммы подлежащей оплате в рамках аккредитива -1 оригинал.
Кроме того, в контракте стороны согласуют срок действия аккредитива, определяют какая сторона по контракту оплачивает комиссию на подтверждение аккредитива, а также за чей счет возмещаются расходы в случае изменения его условий.
Основными участниками международных расчетов с использованием аккредитива являются:
· приказодатель – лицо, дающее поручение банку на открытие аккредитива (обычно это покупатель-импортер);
· банк-эмитент – банк, открывающий аккредитив от своего собственного имени или по просьбе приказодателя аккредитива;
· бенефициар – лицо, в пользу которого открывается аккредитив и который обязан представить в авизующий банк документы, подтверждающие выполнение условий, предусмотренных аккредитивом (обычно продавец-экспортер);
· авизующий банк – банк, которому в соответствии с поручением банка-эмитента поручается известить бенефициара об открытии аккредитива в его пользу, передать ему текст аккредитива, удостоверив его подлинность, а также произвести выплату по аккредитиву.
Порядок осуществления платежа с помощью документарного аккредитива приведен на рисунок 8.1.
1. Продавец-экспортер и покупатель-импортер согласовывают и включают в подписываемый ими контракт условие расчета аккредитивом.
2. В срок, установленный в контракте, покупатель-импортер (приказодатель) обращается в банк-эмитент с заявлением на открытие аккредитива в пользу бенефициара (продавца-экспортера), перечисление покупателем денег при открытии покрытого аккредитива.
3. Банк-эмитент открывает аккредитив в пользу продавца-экспортера и направляет его авизующему банку-корреспонденту, обычно находящемуся в стране продавца-экспортера с просьбой авизовать (информировать) аккредитив продавцу. Авизующий банк может выступать в качестве исполняющего.
4. Авизующий банк-корреспондент проверяет по внешним признакам подлинность аккредитива, авизует его (подтверждает свое участие в расчетной операции), делая на нем соответствующую пометку, и направляет его продавцу-экспортеру.
5. Продавец-экспортер получает извещение об открытии аккредитива в его пользу. И он, в свою очередь, также тщательно проверяет содержание аккредитива на соответствие его условиям подписанного контракта и, убедившись в их соответствии, приступает к процессу отгрузки товара на экспорт. Получение от перевозчика документов, подтверждающих отгрузку и транспортировку товаров покупателю.
6. Доставка товара покупателю-импортеру транспортной компанией (перевозчиком).
7. Продавец-экспортер (бенефициар) оформляет и предоставляет в авизующий банк комплект документов, подтверждающих выполнение им контрактных обязательств по поставке для получения платежа по аккредитиву.
8. Авизующий банк проверяет внешнее соответствие полученных от продавца-экспортера (бенефициара) документов условиям аккредитива и осуществляет платеж в пользу продавца-экспортера.
9. Авизующий банк направляет полученные документы в банк-эмитент, который проверяет полученные документы и, убедившись, в их соответствии условиям аккредитива, оплачивает и извещает о произведенном платеже авизующий банк.
10. Банк-эмитент выдает оплаченные документы покупателю-импортеру (приказодателю).
Рисунок 8.1 – Порядок осуществления платежа с помощью документарного аккредитива
Аккредитивная форма расчетов достаточно сложная и дорогостоящая. Она наиболее выгодна продавцу-экспортеру, т. к. представляет собой твердое и надежное обеспечение платежа, полученное еще до начала отгрузки товара. Если представленные документы соответствуют условиям аккредитива, то осуществление платежа по нему не связано и не требует согласия покупателя-импортера на оплату товара. Обычно экспортер получает валютный платеж по контракту на базе документарного товарного аккредитива раньше, чем импортер получит отгруженный товар.
Аккредитивная форма расчета фактически исключает плательщиков из процесса принятия решения об оплате за поставленные товары. Аккредитив – это отдельный от контракта купли-продажи формализованный платежный договор, в котором банк принимает на себя обязательство оплатить указанную в нем сумму против предоставленных продавцом документов.
Но аккредитив является и наиболее сложным методом расчетов для продавца-экспортера, поскольку получение платежа связано с правильным оформлением всего комплекта документов и своевременным предъявлением их в банк. Предъявляя жесткие требования к оформлению документов в соответствии с условиями аккредитива, банки тем самым защищают интересы своих клиентов, являющихся покупателями-импортерами, т. к. действуют на основании их поручений.
Основными недостатками использования аккредитивов для покупателей-импортеров связаны с определенными временными задержками в процессе прохождения документов через банки, а также высокой стоимости аккредитивов. Например, тариф на открытие и сопровождение документарного аккредитива по импорту в Белвнешэкономбанке составляет 0,5% годовых от суммы аккредитива за фактический срок действия.
В международной практике сложился обычай разделять банковские расходы между сторонами сделки, каждая из которых оплачивает банковские комиссии на территории своей страны.
В международной торговой практике достаточно активно используется такая форма расчетов как инкассо. Практика расчетов посредством инкассо собрана и систематизирована Международной торговой палатой в виде стандартных международных правил «Унифицированные правила по инкассо». В настоящее время используется публикация № 522, вступившая в силу с 1 января 1996 года. Этот документ носит рекомендательный характер и действует только в том случае, если стороны прямо указывают в контракте, что подчиняют свои отношения данным правилам.
Документарное товарное инкассо – поручение экспортера банку на получение от импортера валютных средств, предусмотренных контрактом, против принятия им товара или комплекта товарораспорядительных документов.
При этой операции банк импортера всегда должен быть банком-корреспондентом по отношению к банку экспортера. При документарном инкассо на банк импортера возлагается обязанность получения от импортера предусмотренной договором суммы платежа в пользу экспортера (доверителя) против передачи импортеру комплекта документов, а также по перечислению полученного платежа в банк экспортера, без обязательства об оплате со своей стороны. Этим инкассовая форма расчета отличается от аккредитивной.
ПРИМЕР. Расчеты за товарные поставки по настоящему Контракту будут осуществляться Покупателем в евро в течение 5 рабочих дней против предоставленных Покупателю посланных на инкассо через уполномоченный банк-корреспондент следующих документов:
счет-фактура – 1 оригинал;
международная товарно-транспортная накладная (CMR) – 1 оригинал;
экспортная таможенная декларация-1 копия;
сертификат происхождения, выданный Торгово-промышленной палатой страны Продавца -1 копия…
Сумма платежа должна быть перечислена Покупателем в полном соответствии с платежными инструкциями, изложенными в инкассовом поручении.
Все расходы, связанные с выставлением и уплатой инкассо, оплачиваются Покупателем.
Участниками международных расчетов с использованием инкассо являются:
· доверитель-клиент – лицо, которое дает поручение на проведение инкассовой операции своему банку;
· банк-ремитент – банк, которому доверитель поручает проведение операции по инкассированию;
· инкассирующий банк – любой банк, который участвует в проведении операции по инкассо, но не является банком-ремитентом, инкассирующий банк получает валютные средства;
· представляющий банк – инкассирующий банк, делающий представление документов покупателю-импортеру (плательщику);
· плательщик – лицо, которое совершить платеж или акцептовать переводной вексель против представленных документов, Как правило, плательщиком является покупатель-импортер товара или услуг.
Порядок осуществления платежа с помощью документарного инкассо приведен на рисунке 8.2.
Рисунок 8.2 – Порядок осуществления платежа с помощью документарного инкассо
1. Между продавцом-экспортером и покупателем-импортером заключается контракт на поставку товара, в котором предусмотрено использование инкассовой формы расчетов.
2. Продавец-экспортер в соответствии с условиями контракта осуществляет отгрузку товара покупателю-импортеру и получает от транспортной компании товарно-транспортные документы.
3. Транспортная компания доставляет товар в пункт назначения.
4. Продавец-экспортер (доверитель) направляет в банк-ремитент инкассовое поручение с приложением к нему комплекта документов, подтверждающих отгрузку товара.
5. Банк-ремитент, после проверки передает инкассовое поручение и комплект документов в инкассирующий банк.
6. Инкассирующий банк после проверки представляет полученные документы об отправке товара для проверки и оплаты покупателю-импортеру (плательщику).
7. Покупатель-импортер (плательщик) получает документы против осуществления платежа. В том случае, когда расчет производится в кредит, банк импортера передает документы на товар против акцепта импортером векселей (тратт).
8. Инкассирующий банк переводит средства банку-ремитенту.
9. Банк-ремитент зачисляет полученные средства на счет продавца-экспортера.
Различают два вида инкассо: чистое и документарное.
Чистое инкассо означает платеж или акцепт переводного векселя при предоставлении финансовых документов, не сопровождаемых коммерческими документами. При этом финансовые документы включают переводные и простые векселя, чеки, платежные расписки или другие документы, используемые для получения платежей. Коммерческие документы – это счета-фактуры, транспортные, страховые и другие документы, не являющиеся финансовыми.
При чистом инкассо продавец-экспортер непосредственно направляет коммерческие документы покупателю-импортеру, тем самым передавая ему контроль над товарами, и при этом не требует в качестве предварительного условия платежа или акцепта векселя.
Под документарным инкассо понимается инкассо, при котором платеж или акцепт переводного векселя осуществляется при предоставлении финансовых документов, сопровождаемых коммерческими документами или при предоставлении коммерческих документов, не сопровождаемых финансовыми документами.
Документарное инкассо является банковской операцией, при которой банк играет роль посредника между экспортером и импортером. Банк получает инкассо вместе с инструкциями от экспортера и представляет документы, являющиеся доказательством фактической поставки товара покупателю-импортеру в обмен на платеж или акцепт векселя в соответствии с инструкцией.
Существует несколько видов документарного инкассо.
1. Вручение товарораспорядительных документов против немедленного платежа – в этом случае документы на товар передаются импортеру против платежа, который должен быть осуществлен немедленно. Немедленно в банковской практике означает: по первому предъявлению документов или по прибытии товара.
2. Вручение документов против акцепта – в этом случае документы передаются импортеру против акцепта тратты (переводного векселя) или выписки простого векселя.
3. Вручение документов против письма о принятии обязательства – в этом случае документы выдаются против представления письменного обязательства оплатить товар в определенный день в будущем, подписанное покупателем-импортером или банком покупателя-импортера.
Расчеты в форме инкассо дают определенные преимущества покупателю-импортеру. Импортер проводит платеж против товарных документов, дающих ему право на товар и ему нет необходимости заранее отвлекать валютные средства из своего оборота. При этом банки защищают его право на товар до момента оплаты документов. Право на товар покупателю-импортеру дают товарораспорядительные документы, во владение которыми он вступает после их оплаты. Данная форма расчетов выгодна для покупателя-импортера еще и потому, что подразумевает оплату после проведения полного контроля действительно поставленного экспортного товара. Расходы по проведению инкассовой операции относительно невелики, сопровождение операции по импортному инкассо в Белвнешэкономбанке составляет 0,1% от суммы документов, минимум 50 долл. США, максимум 300 долл. США. Максимальная ставка при экспортном инкассо для белорусского экспортера при приеме на инкассо векселей вместе с другими документами составляет 250 долл. США независимо от суммы контракта.
Вместе с тем инкассовая форма расчетов для продавца-экспортера имеет и определенные недостатки. Во-первых, продавец-экспортер несет риск, связанный с возможным отказом покупателя-импортера от платежа против представленных документов, что может быть связано с ухудшением конъюнктуры рынка или финансового положения покупателя-импортера (плательщика). В этом случае продавец-экспортер вынужден будет нести расходы, связанные с хранением груза, продажей его третьему лицу или перевозкой его обратно в свою страну. Во-вторых, существует значительный разрыв во времени между поступлением валютной выручки по инкассо и отгрузкой товара. Как показывает практика, длительность прохождения документов через банки и, соответственно, периода их оплаты – от нескольких недель до месяца и более.
Для устранения существующих недостатков инкассо на практике применяются дополнительные условия, включаемые в текст контракта. В целях более быстрого получения экспортной выручки в контракте может быть зафиксировано условие осуществления платежей путем применения телеграфного инкассо.
ПРИМЕР. Платежи за товары, поставленные в счет настоящего Контракта, будут осуществлены в евро Покупателем в течение 5 рабочих дней от даты сообщения уполномоченным банком Продавца банку Покупателя о том, что документы на инкассо получены им от Продавца.
При расчетах в форме документарного инкассо за товары, которые поставляются на условиях краткосрочного коммерческого кредита, условием обеспечения платежа импортером могут стать банковские платежные гарантии. Экспортер может настаивать на включении в текст контракта гарантий обеспечения платежей по инкассо против документов.
ПРИМЕР. Как обеспечение платежа Покупатель предоставит Продавцу в течение 10 дней от даты подписания Контракта безусловную и безотзывную гарантию банка-корреспондента Уполномоченного банка с платежом против простого первого требования Продавца.
Гарантия должна быть выставлена на полную сумму стоимости товара, включая проценты за пользование кредитом, и действовать до полного завершения расчетов по настоящему Контракту. Все расходы, связанные с выставлением, изменениями и использованием гарантии, оплачиваются Покупателем.
Применение инкассо в качестве формы международных расчетов целесообразно при условиях:
· контрагенты по сделке являются давними партнерами и доверяют друг другу;
· политическая и экономическая ситуация в стране импортера стабильна;
· в импортирующей стране отсутствуют ограничения на импорт и валютные платежи.
Международный банковский перевод – форма расчетов, при которой одна сторона контракта купли-продажи поручает банку перевести, предусмотренные контрактом валютные средства своему контрагенту.
Переводы выполняются при помощи платежных поручений, представляющих собой приказ банка направленный банку-корреспонденту, о выплате определенной суммы валютных средств по заявлению и за счет перевододателя иностранному получателю (бенефициару).
Преимуществом данной формы международных расчетов является быстрота проведения, низкая стоимость и простота оформления. Тариф Белвнешэкономбанка на осуществление банковского перевода в валюте по поручению банка-корреспондента составляет 20 долл. США независимо от суммы перевода. Основной недостаток – высокая степень риска для стороны, являющейся перевододателем: импортера при переводе авансового платежа, экспортера при поставке товара в кредит.
Участниками банковского перевода являются:
· перевододатель – лицо, выдающее первое платежное поручение в ходе кредитового перевода;
· бенефициар – лицо, указанное в платежном поручении перевододателя в качестве получателя средств в результате кредитового перевода;
· банк получатель – банк, который получает платежное поручение;
· банк посредник – любой банк получатель, не являющийся банком перевододателя и банком бенефициара.
Схема расчета банковским переводом представлена на рисунке 8.3.
Рисунок 8.3 – Схема расчета банковским переводом
1. Заключение контракта, в котором указываются условия и форма расчетов, а также банки, через которые будут производиться расчеты.
2. Отгрузка экспортером товара в соответствии с условиями контракта.
3. Предоставление импортером в свой банк поручения (заявления) на перевод.
4. Проверка банком импортера правильности заполнения поручения на перевод, осуществление перевода банком импортера валюты банку экспортера.
5. Проверка банком экспортера подлинности платежного поручения, зачисление экспортной выручки на счет бенефициара перевода и уведомление экспортера.
Банковские переводы осуществляются посредством платежных поручений, а также (при наличии межбанковской договоренности) банковскими чеками и иными расчетными документами. По поручению клиентов банки осуществляют перевод валюты за рубеж в порядке предоплаты по импорту, в качестве авансовых платежей, в оплату купленных товаров, при оплате векселей за купленные в кредит товары, а также в других случаях.
Открытый счет – форма расчета, при которой экспортер открывает счет в банке импортера в его стране, на который импортер периодически вносит сумму валюты за каждую отгруженную ему по контракту партию товаров.
Открытый счет означает договоренность между продавцом-экспортером и покупателем-импортером о том, что товары поставляются до их оплаты, а платеж будет произведен на конкретную будущую дату.
Такая форма расчетов выгодна покупателю-импортеру в связи с тем, что он оплачивает товары через согласованный сторонами срок после получения и проверки. Для продавца-экспортера риск заключается в том, что он передает право собственности на товар, не имея гарантии платежа.