Провозные платы на морском и речном транспорте
Экономическое содержание и формы построения тарифов
По внутреннему строению тарифы могут быть :
ü однообразными
ü дифференциальными
По форме построения тарифы различают в двух классификациях :
ü табличные и схемные
ü классные и постатейные
Существуют следующие понятия :
тарифный пояс - группы на которые разбиты расстояния перевозок груза
начальная ставка - плата за перевозку на расстояние, предшествующее расчетному тарифному поясу
ставка наращивания - тонно-мильные ставки за перевозку груза в пределах тарифного пояса
Тарифы на перевозку грузов и пассажиров имеют следующую классификацию
По видам плавания :
тарифы малого каботажа
тарифы большого каботажа
тарифы на перевозку экспортных и импортных товаров
По видам перевозок :
грузовые ( на перевозку сухих грузов или нефтегрузов )
пассажирские ( на проезд пассажиров и багажа )
По сфере действия :
основные
исключительные
местные
По сроку действия :
бессрочные
установленные на определённый период времени
Тарифы на перевозку грузов в каботаже
Каботажные тарифы предусматривают расчет провозной платы как сумму двух составляющих :
ü ставки, возмещающей затраты судна за время движения ( установлена единой для любого расстояния перевозки )
ü ставки, возмещающей расходы по содержанию судна на стоянке в портах погрузки и выгрузки ( рассчитывается как произведение тонно-мильной ставки на тарифное расстояние )
Тарифы на перевозку экспортно - импортных грузов
Тарифы на перевозку экспортно-импортных грузов состоят из трёх разделов :
ü на перевозку сухогрузов (разделены на классы )
ü на перевозку лесных грузов
ü на перевозку наливных грузов
Ставка провозной платы определяется по таблицам с учетом класса груза и направления перевозки.
Если направление перевозки отсутствует в таблицах, используют дифференциальный схемный тариф.
Взаимоотношение пароходств с отечественными грузовладельцами и портами
Взаимоотношения грузовладельца и перевозчика по предъявлению груза и предоставлению тоннажа
Нормативные документы и соглашения между грузовладельцами, перевозчиками и портами
ü повышают ответственность за выполнение взаимных обязательств ;
ü обеспечивают ритмичность и оптимальность транспортного процесса ;
ü способствуют созданию единой системы управления работой портов и флота
Основой оперативного планирования в заграничном плавании являются квартальный план с помесячной разбивкой и уточнённый месячный график работы флота .
В месячном графике работы флота по каждому предстоящему рейсу указывается:
ü наименование судна
ü дата подачи его под погрузку
ü род и количество груза
ü порты погрузки и выгрузки
ü номер фрахтового ордера
ü коммерческие условия, в соответствии с которыми выполняется данная перевозка
Долгосрочные соглашения на перевозку внешне- торговых грузов оформляются в виде прямых договоров . В них указываются :
ü наименование груза, его транспортная характеристика
ü весь объём перевозок и размер марджина
ü период действия договора
ü распределение общего объёма перевозок по периодам
ü наименование типов судов, работающих по договору
ü порты погрузки и выгрузки
Расчеты по стояночному времени судов в отечественных портах
Судо-часовые нормы на погрузку-выгрузку судов бывают :
ü специальными ( устанавливаются в портах с высокой интенсивностью переработки грузов определённого рода )
ü общими ( применяются, если в портах, в которых для определённого вида груза специальные нормы не установлены )
Величина общих судо-часовых норм зависит от:
ü свойств груза
ü технической оснащенности порта
ü приспособленности судна для грузовых работ
Л Е К Ц И Я № 4
Оформление перевозки грузов
Качество перевозки грузов и страхование
Общий порядок приёма и сдачи грузов судном
Перевозчик несёт ответственность за сохранность груза ( утрату, недостачу, повреждение ), что регламентируется нормативными документами :
ü Кодексом торгового мореплавания
ü Тарифным руководством 4-М
ü Уставом службы на судах
ü Приказами и инструкциями Морской администрации, пароходств
Ответственность перевозчика
Надлежащее исполнением ДМП со стороны перевозчика:
ü Приведение груза в мореходное состояние
ü Заботливость о грузе на всех этапах перевозки
ü Выдача груза правомочному получателю
Мореходность судна:
ü Прочность, водонепроницаемость корпуса, исправность механизмов;
ü Укомплектованность достаточным и квалифицированным экипажем
ü Снабжение всем необходимым
ü Пригодность грузовых помещений к перевозке данного груза в данном рейсе