Формы иностранных инвестиций

Международные инвестиции - это долгосрочные вложения капитала за рубежом с целью получения прибыли.

Различают две основные формы иностранных инвестиций:

- Прямые иностранные инвестиции;

- Портфельные иностранные инвестиции.

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) - капиталовложения в иностранные предприятия, которые обеспечивают контроль над объектом размещения капитала и соответствующий доход. По международным нормам доля иностранного участия в акционерном капитале фирмы, что дает право такого контроля - 25%, по американским - 10%, австралийскими и канадскими - 50%. Прямые иностранные инвестиции осуществляются в форме создания дочерних компаний, ассоциированных (смешанных) компаний, отделений, совместных предприятий и т.п.. Сегодня чаще создаются смешанные компании с участием местного капитала.

Смешанные компании, в которых иностранному инвестору принадлежит больше половины акций, называют компаниями преимущественного владения, а если 50% - иностранному инвестору и 50% - местному - компаниями одинакового владения, если иностранный инвестор менее 50% акций - смешанным предприятием с участием иностранного капитала.

ПИИ по международной классификации подразделяются на:

а) вложения компаниями за границу собственного капитала (капитал филиалов и доля акций в дочерних и ассоциированных компаниях);

б) реинвестирования прибыли;

в) внутрикорпоративные перемещение капитала в форме кредитов и займов между прямым инвестором и дочерними, ассоциированными компаниями и филиалами.

Портфельные инвестиции - вложения в иностранные предприятия или ценные бумаги, которые приносят инвестору соответствующий доход, но не дают право контроля над предприятием. Такими ценными бумагами могут быть акционерные или долговые ценные бумаги (простые векселя; долговые обязательства; инструменты денежного рынка и другие).

Четкой границы между прямыми и портфельными инвестициями нет. Вывоз предпринимательского капитала имеет большое значение для обеих стран. В то же время, характерной чертой последних лет является преобладание портфельных инвестиций. Если в 80-х годах прямые иностранные инвестиции составляли примерно 50% всего международного движения капитала, то в конце 90-х - уже 25%. Доля портфельных инвестиций возросла с 20% до 60%:

Таблица 3.3. Структура иностранных инвестиций,%.

  80-ті роки 90-ті роки
Прямі іноземні інвестиції Портфельні інвестиції Інші 50% 20% 30% 30% 60% 10%

Опережающий рост портфельных инвестиций объясняется тем, что, с одной стороны, организацию и размещение их за рубежом все чаще осуществляют институты, которые не обладают значительными денежными ресурсами и широкой информацией о состоянии мирового рынка ценных бумаг (трастовые и страховые компании, пенсионные фонды, банки и другие финансовые учреждения), а с другой - тем, что портфельные вложения часто используют не только как дополнительный источник прибыли, сколько для проникновения в высокомонополизированных области, крупные и крупнейшие корпорации.

Следует различать понятия "ввоз капитала" и "иностранные инвестиции". Ввоз капитала - периодический приток иностранного капитала; иностранные инвестиции - общая сумма накопленного иностранного капитала в национальной экономике за определенный период. Эта сумма может расти независимо от того, ввозится новый капитал или нет. В первую очередь это касается прямых инвестиций.

Инвестирование может осуществляться различными методами:

- Через развитие контрактных форм сотрудничества;

- Слияние и приобретение предприятий;

- Создание собственных филиалов, дочерних компаний, совместных предприятий.

Контрактные(неакционерные) формы инвестирования:

- Экспорт-импорт - торговля товарами и услугами - простейшая форма проникновения на международные рынки.

- Лицензирование - купля-продажа права на нематериальную собственность (патенты, авторские права, программы, торговые марки, ноу-хау) на определенный период. Этот способ организации производства за рубежом, который сводит к минимуму капитальные затраты, обеспечивает получение в обмен на лицензию активов других фирм или доходов с рынков, недоступных для экспорта или инвестиций. Плата за лицензию может быть в форме: роялти - периодических платежей в виде фиксированных ставок (3-5%) от дохода, связанного с коммерческим использованием лицензии или паушальных платежей - одноразовых платежей за лицензию.

- Франчайзинг - это передача продавцом (франшизером) права на использование своей торговой марки покупателю (франшизе). Торговая марка для бизнеса покупателя является наиболее важным активом, благодаря чему продавец оказывает постоянную помощь покупателю в его бизнесе. История франфайзинга начинается с XIX века. В США 35% оборота розничной торговли - это франчайзинг (в Европе - 10%). Эта система охватывает практически все виды услуг, в том числе рестораны и кафе, автосервис и т.д..

- Контракты на управление - является средством, с помощью которого фирмы могут прислать часть своего управленческого персонала для оказания поддержки фирме в другой стране или предоставления специализированных управленческих функций на определенный период за установленную плату. Талантливые менеджеры - важнейший актив фирмы.

- Подчиненное производство - связи на основе внутриотраслевой специализации. В его основе лежит углубление международного разделения труда и внутриотраслевой специализации (не по конечной продукцией, а деталями, узлами, комплектующими изделиями, технологическими процессами). В современном машиностроении только 15-20% всех деталей являются оригинальными, остальные - взаимозаменяемы, их производство выделяется в процессе развития промышленной кооперации.

- "Проекты под ключ" - это заключение контрактов на строительство предприятий, которые передаются владельцу для эксплуатации в состоянии их полной готовности. Это могут быть фирмы-производители промышленного оборудования, строительные фирмы, консалтинговые фирмы, государственные учреждения по производству определенного вида продукции.

Привлекательность контрактных форм инвестирования заключается в том, что они способны защитить активы фирм. Однако, они могут порождать проблемы:

а) потерю контроля;

б) возможно неадекватное использование лицензий;

в) могут порождать будущих конкурентов.

Поэтому, приобретая опыт, фирмы увеличивают свое непосредственное участие в международных операциях из-за распространения инвестиционной деятельности, главным образом через создание собственных зарубежных фирм и в форме совместного предпринимательства.

Собственные зарубежные фирмы создаются за рубежом в виде:

- Дочерней компании (subsidiary) - регистрируется как самостоятельная компания и имеет статус юридического лица с собственным балансом. Контролирует ее родительская компания, которая владеет частью акций или всем капиталом;

- Ассоциированной (смешанной) компании (associate) - отличается от дочерней меньшим влиянием родительской фирмы, которой принадлежит существенная, но не основная часть акций. Смешанные компании, в которых иностранному инвестору принадлежит больше половины акций, называют компаниями преимущественного владения, а если 50% - иностранному инвестору и 50% - местному - компаниями одинакового владения, если иностранный инвестор менее 50% акций - смешанным предприятием с участием иностранного капитала.

- Отделения (branch) - не являются самостоятельными компаниями и юридическими лицами и на все 100% принадлежат отцовской фирме. Отделения могут иметь форму представительства головной компании за рубежом, партнерства, в том числе и с местными предпринимателями, движимого имущества (корабли, самолеты, нефтяные платформы), что принадлежит головной компании и функционирует за рубежом не менее 1 года.

Страна, в которой располагается головная компания, называется страной базирования, а страны, где находятся компании-филиала - принимающими странами.

Совместное предпринимательство - это деятельность, основанная на сотрудничестве с предпринимателями, предприятиями и организациями страны-партнера и их совместном распределении доходов и рисков от осуществления этой деятельности.

Совместное предприятие - это организационно-правовая форма объединения усилий партнеров разных стран с целью осуществления совместной предпринимательской деятельности.

Преимущества совместного предпринимательства:

1 - это реальный способ функционирования на рынках стран, в которых запрещена или ограничена деятельность иностранных фирм без участия местного партнера;

2 - возможности объединения капиталов;

3 - возможности получить определенные льготы, преимущества местного партнера;

4 - возможности быстрого приспособления, понимание местной среды с помощью местного партнера;

5 - возможности минимизировать риск в условиях меняющейся политической и экономической ситуации в разных странах;

6 - обострение конкуренции на мировых рынках.

Недостатки:

1 - столкновение интересов партнеров;

2 - сочетание двух и более корпоративных культур не всегда дает возможность преодолеть противоречия.

В развитых странах совместное предпринимательство чаще всего обусловлено следующими причинами, как жесткая конкуренция на мировых рынках и объединения ресурсов для совместных научно-исследовательских и научно-производственных проектов. Так, 25-процентный пакет акций фирмы "Вольво" в компании "Рено" и 25-процентный пакет акций "Рено" в "Вольво" способствовали общим разработкам и производству технологически усовершенствованных компонентов при меньших затратах, что позволяло фирмам успешно конкурировать с такими автомобильными гигантами как "Дженерал Моторз" и "Фольксваген".

Все большее распространение среди компаний разных стран приобретают стратегические альянсы - доверительные долгосрочные взаимовыгодные отношения между фирмами, позволяющие каждой из них эффективно достигать долгосрочных целей, координировать и оптимизировать использование общих ресурсов и минимизировать трансакционные издержки. Цели в стратегических альянсов разные, но чаще всего - это объединения научного потенциала корпораций, производственное кооперирование и распределение рисков. Распространены в следующих областях: автомобильное производство, ЭВМ, авиакосмическая, фармакологическая, оборонная промышленность.

Основные причины формирования стратегических альянсов: получение доступа к рынкам партнеров, использование новых технологий, сокращение времени для нововведений. Альянсы обычно происходят без поглощений. Даже такой гигант как ИБМ считает целесообразным объединения усилий в сфере НИОКР, производстве капиталоемкой и наукоемкой продукции. Например, для разработки новой микросхемы, оцененной в 1 млрд. долларов США в начале 90-х годов в исследовательском центре ИБМ вместе работали 200 специалистов "ИБМ", "Тошиба", "Томсон", "Сименс".

Для альянсов в сфере НИОКР характерно то, что на рынках готовой продукции их участники конкурируют друг с другом, однако дороговизна научных исследований заставляет компании идти на союз с конкурентами с тем, чтобы снизить издержки и провести наиболее эффективные исследования. Примером может служить соглашение между "Дженерал Электрик" (в состав которой входят 12 отделений, каждое из которых является лидером в своей области) с "Тошиба" о совместном производстве и маркетинг газовых турбин нового поколения.

Некоторые виды стратегических альянсов рассчитаны на расширение ассортимента продукции и круга потребителей. К таким видам относятся альянсы о проведение совместных маркетинговых исследований, использованию общих сбытовых каналов, источников информации и проведение совместных рекламных кампаний. В условиях обострения конкурентной борьбы совместные усилия в области НИОКР, производства и сбыта продукции уменьшают затраты и расширяют сбыт, открывая новые рынки.

В последнее время возросло число стратегических альянсов, связанных с приобретением части акций компаний. Примерами таких сделок могут служить соглашения "Дженерал Моторз" с японскими фирмами. "Дженерал Моторз" приобрела 20% капитала "Фуджи Хэви Индастриз" за 1,4 млрд. дол., Заключив соглашение о широкомасштабном сотрудничестве в области разработки и производства легковых и грузовых автомобилей, их комплектующих и соответствующих технологий. Это соглашение должно привести к усилению позиций обеих сторон на мировом рынке. "Дженерал Моторз" также участвует в капитале "Сузуки" и "Тойота".

Самым известным является стратегический альянс "Вольво-Рено", который просуществовал фактически три года (1990-1993), а к середине 90-х годов 60% обединений этого типа распались. Итак, это создаваемая на временной основе сеть независимых предприятий, объединенных современной информационной технологии с целью взаимного использования ресурсов, снижения себестоимости продукции и увеличения рынка.

Слияния и поглощения - формы концентрации капитала, которые получили широкое распространение в современных условиях. Основными причинами слияний и приобретений компаний выступают:

1. Глобализация экономики и либерализация мировой торговли. Вступая в борьбу за перераспределение рынков, компании стремятся усилить свои позиции.

2. Перенес центра тяжести международной конкуренции в сектор высокотехнологичных товаров и услуг, что обусловливает необходимость роста расходов на НИОКР.

3. Проблема перепроизводства и поиски рынков сбыта.

В целом в 1990-1999 годах количество слияний компаний в мире возросло в 2,8 раз, с 9 тысяч до 25 тыс. Их новая стоимость выросла в 8,2 раза, с 290 млрд. дол. до 2,38 трлн. долл. Большинство слияний происходила по горизонтали, т.е. внутри одной отрасли. Цель такой стратегии - концентрация усилий на профильном направлении деятельности (путем продажи частей компании или с помощью обединения с партнерами).

С целью активизации инвестиционной деятельности, притока инвестиционных ресурсов в страну в мировой практике применяются различные средства, одним из основным из которых выступает создание свободных экономических зон.

Свободные экономические зоны (СЭЗ) - это территория одной страны, на которой товары не подлежат обычному таможенному контролю и соответствующем налогообложению. В литературе существует много определений СЭЗ, объясняется разнообразием их разновидностей, каждый из которых имеет свои особенности функционирования и играет свою роль в экономике страны.

Первые СЭЗ в современном виде возникли в 30-х годах в США в период выхода страны из "великой депрессии". Тогда было положено начало созданию свободных внешнеторговых, а впоследствии и бизнес зон. Интенсивно СЭЗ стали создаваться в странах Западной Европы и Америки в 50-х годах ХХ ст., И уже в 70-х они получили широкое распространение. Время, стали возникать "особые" экономические зоны. Первую особую экономическую зону, которая включала аэропорт и город Шеннон (Ирландия), была создана в 1960 г. Именно опыт ее деятельности стал исходным при массовом распространении таких формирований во всем мире.

Сейчас в мире насчитывается около 500 экспортно-производственных зон в 60 странах. Объем их экспорта составляет более 20 млрд дол., А занятость - около 4 млн. чел. Мировой опыт свидетельствует, что при отсутствии экспортных зон вывоз из страны товаров и услуг увеличивается в среднем за год на 7%, при наличии же их - на 20%.

Типы СЭЗ:

1) беспошлинные торговые зоны - зоны приграничной торговли, порты, склады, транзитные зогны, таможенные зоны на предприятиях;

2) экспортно-промышленные зоны, туристско-рекреационные - ориентированные на внешнюю торговлю;

3) импортно-промышленные зоны или импортозамещающей - их цель - обеспечить потребителей импортной продукцией или стимулировать производство по замещению импорта;

4) парки технологического развития - создаются на основе существующего научно-технического потенциала для привлечения иностранного капитала с использованием оборудования, ноу-хау, иностранного управленческого, коммерческого или маркетингового опыта;

5) банковские и страховые беспошлинные зоны - создан льготный режим осуществления банковских и страховых операций;

6) комплексные зоны - большие по территории, имеют признаки различных СЭЗ.

По размерам СЭЗ бывают:

великотериториальные - совпадают с административно-территориальной единицей;

точечные - создаются на небольшой территории и имеют четко выраженный функциональный характер: город, небольшой район, предприятие, склад, порт и т.д..

В Китае все предприятия СЭЗ имеют льготную ставку налога на прибыль в размере 15% (при средней ставке 55% для предприятий, расположенных на остальной территории страны), причем в первый год предприятие совершенно освобождается от уплаты налога, а в последующие 4 года платит его в половинном размере. В Южной Корее предприятия СЭЗ полностью освобождаются от налога на 5 лет, а потом еще три года платят его в 50-процентном размере. В Шри-Ланке налогообложения может отменяться на срок до 10 лет в зависимости от специфики предприятия, с учетом численности занятых работников, количества притока конвертируемой валюты, применяемой технологии. Подобные территориальные образования стали важным элементом структурных преобразований в мировой экономике. Например, остров Мэн в Великобритании, оказавшийся в сложном экономическом положении: пресной воды не было, животноводство сокращалось. Англия создала на нем СЭЗ: практически все налоги были сведены к нулю, за короткое время остров "расцвет".

В целом в мире существует около 2 тыс. зон: преимущественно производственно-экспортные, технопарки, оффшорные. К последним относится Кипр, на территории которого зарегистрировано около 800 филиалов банков. Кипр привлекает банкиров тем, что на этом острове налоги в 5-10 раз ниже, чем в США.

Некоторые СЭЗ часто называют "оффшорные зоны", в которых правительства с целью создания благоприятного предпринимательского климата предоставляют компаниям ряд льгот. Оффшорные компании практически имеют неограниченную свободу в распоряжении заработанными средствами, могут осуществлять любые торговые и финансовые операции по всему миру без ограничений, к ним применяется упрощенный таможенный режим и сведен к минимуму режим регистрации.

Льготы, предоставляемые правительством компаниям в оффшорных зонах:

- Низкий уровень налоговых ставок и упрощенная схема их начисления и уплаты;

- Простые процедуры заключения торговых контрактов на льготных условиях;

- Простые процедуры трансферта требований при осуществлении торговых операций;

- Упрощенный порядок списания расходов, связанных с заключением сделок;

- Анонимность владельцев, что значительно упрощает выдачу различных разрешений и лицензий;

- Предоставление эксклюзивных прав, которые предусматривают льготный порядок продажи продукции как в стране, где функционирует оффшорная компания, так и в других странах;

- Право ведения упрощенного бухгалтерского учета и отчетности.

Из стран, которые регистрируют оффшорные компании, можно назвать: Либерию, Лихтенштейн, Панаму, Гонконг, Швейцарию, Ирландию и т.д.. Эти компании здесь или не облагаются, например, в Либерии или Ирландии, или облагаются небольшим паушальным налогом, как в Лихтенштейне, Панаме или Антильских островах. Паушальный налог - общая сумма налога без дифференциации его на составные части. В некоторых странах налоги оффшорной компании имеют такую ​​же структуру, как и обычных фирм, но ставки налогов значительно уменьшены, например в Швейцарии.

Оффшорные компании могут иметь самые структуру и уставные виды деятельности. Так, они могут быть представлены владельцами вкладов и счетов в банках, коммерческими организациями, инкассаторскими фирмами для сбора роялти, процентных отчислений и комиссионных вознаграждений, компаниями по торговле недвижимостью, финансово-кредитными организациями, инвестиционными компаниями и т.д.. Через оффшорные компании осуществляют производственную деятельность, транспортные перевозки. Известно, что значительная доля морских перевозок приходится на компании, работающие под флагом Либерии.

Наши рекомендации