Тема 5. Подготовка экспортно-импортных сделок
1. Виды контрагентов в торговых сделках.
2. Выбор партнеров на мировом рынке.
3. Инициатива экспортера по заключению сделки.
4. Инициатива импортера по заключению сделки
1.
Даже если фирма производит конкурентоспособный продукт, она должна позаботиться о его реализации: найти покупателей и постараться сохранить их в качестве постоянных клиентов. Только это может обеспечить фирме устойчивую прибыль, возможности для инвестирования в целях освоения новых продуктов и рынков.
Обрести зарубежных покупателей можно двумя способами. Первый — когда потенциальные покупатели сами выходят на экспортера и выясняют, насколько его возможности соответствуют их потребностям. В этом случае экспортер, как правило, не обладает достаточной информацией о потенциальном партнере. Поэтому представляется весьма сложным определить, насколько надежным партнером станет данная фирма. Кроме того, опыт показывает, что будет весьма трудно сохранить такого клиента после выполнения его первого заказа: ведь, придерживаясь подобной стратегии, он может затем «попробовать» и других поставщиков. Другими словами, данный способ обретения новых клиентов ненадежен с точки зрения налаживания устойчивых деловых связей.
Возможен и второй способ, который предполагает, что инициатива будет исходить со стороны экспортера, который сам на основе выборки выходит на потенциальных клиентов. Обоснованная выборка означает, что в этот список войдут компании, потенциально заинтересованные в его продукции и имеющие финансовые возможности для ее оплаты. Этот метод, несомненно, более надежен, однако он требует дополнительных усилий.
Отношения, построенные на наличии у партнеров информации относительно друг друга, как правило, наиболее стабильны и взаимовыгодны. Основным условием реализации такой схемы взаимоотношений является наличие надежной информации, на основании которой компания сможет принять обоснованные и перспективные решения о выборе рынков сбыта и вступлении в деловые отношения с конкретными партнерами.
Мировой рынок и международная коммерческая практика уже давно разработали целый ряд методик и рекомендаций для реализации продуманного выхода на зарубежные рынки. Одним из основных условий для успешного осуществления внешнеторговых операций является выбор подходящего партнера (контрагента).
Контрагентами в международной торговле называются стороны, находящиеся в договорных отношениях по купле-продаже товаров или оказанию различного рода услуг.
Иностранными контрагентами российских организаций выступают фирмы и организации, являющиеся противоположной стороной в коммерческой сделке. Контрагентом продавца (экспортера) является покупатель (импортер), подрядчика — заказчик, арендодателя — арендатор, дебитора — кредитор и т.п.
Среди контрагентов можно выделить в зависимости от целей и характера деятельности:
· фирмы;
· государственные органы и организации.
Чаще всего при осуществлении конкретных внешнеторговых операций контрагентами выступают фирмы.
Под фирмой понимается предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность в целях извлечения прибыли. Выступающие на мировом рынке фирмы различаются по виду хозяйственной деятельности и характеру совершаемых операций, правовому положению, характеру собственности, принадлежности капитала и контролю, по объему операций.
По виду хозяйственной деятельности и характеру совершаемых операций фирмы-контрагенты могут быть промышленными, торговыми, транспортными, страховыми, инжиниринговыми, туристическими и др.
По правовому положению большая часть фирм представляет собой акционерные компании или общества с ограниченной ответственностью (либо близкие к этим специфические для законодательства отдельных стран формы).
По характеру собственности различают частные, государственные и кооперативные фирмы, а по принадлежности капитала и контролю — национальные, иностранные и смешанные фирмы.
По объему операций различают крупные, средние и мелкие компании, причем в различных странах эти понятия не являются одинаковыми.
Группа государственных предприятий и организаций также не является однородной. Государственные предприятия чаще всего создаются в отраслях, имеющих особо важное значение для экономики страны, либо в отраслях, требующих больших капиталовложений и в которых частные компании не могут обеспечить для себя достаточную норму прибыли.
Статус государственных предприятий в различных странах отличается большим разнообразием. При этом даже в одной стране, как правило, не существует единого законодательного акта, регулирующего положение всех государственных предприятий. Практически каждое предприятие образуется и действует на основании специального постановления государственных органов, регламентирующего методы контроля и руководства со стороны государства, а также регулирующего финансовые и имущественные отношения с государством и денежным рынком.
На основании этого государственные предприятия можно условно подразделить на три группы:
· бюджетные (казенные) предприятия;
· государственные корпорации (паблик корпорейшнз);
· смешанные акционерные общества.
В группу бюджетных или казенных предприятий входят предприятия, не имеющие ни юридической, ни хозяйственной самостоятельности. По своему положению они входят в систему государственного административного или местного-управления и непосредственно подчиняются или структурно входят в какое-либо министерство, ведомство или органы местного самоуправления.
Государственные корпорации являются наиболее распространенной формой государственных предприятий. Это юридические лица, наделенные имуществом, на 100% принадлежащим государству. Они имеют определенную правосубъектность и собственное имущество. За итоги своей деятельности они отвечают перед государством в лице того или иного ведомства, а нередко и перед законодательной властью.
Наряду с хозяйственной деятельностью они обычно выполняют определенные регулирующие и управленческие функции в установленных пределах от имени государства. Они могут быть образованы в форме акционерного общества, все акции которого принадлежат государству. Как правило, акционерные корпорации не входят в систему органов государственного управления, но согласовывают с ними планы своей деятельности и контролируются ими. Руководство государственной корпорации назначается соответствующими министерствами и ведомствами, однако ни управляющие, ни остальной персонал корпораций не считаются государственными служащими.
Смешанные акционерные общества образуются совместно государством и частными вкладчиками. Они считаются государственными, если государству принадлежит более половины капитала. Они действуют в соответствии с законом об акционерных обществах и являются юридически самостоятельными фирмами, участвующими в хозяйственном обороте на коммерческой основе наравне с частными фирмами. Государство контролирует их деятельность и управленческие решения лишь как акционер, заинтересованный в прибыли. Ограничения в их деятельности касаются только выхода на фондовые биржи (они продают свои акции только по подписке).
Тем не менее они обычно пользуются определенными привилегиями по сравнению с частными фирмами, которые могут выражаться в предоставлении государственных субсидий и дотаций, льгот в режиме получения импортных лицензий, гарантированных поставках сырья и полуфабрикатов с других государственных предприятий по твердо фиксированным ценам, гарантированном рынке сбыта производимой продукции, экспортных дотациях и т.д.
2.
Существует много специфических условий, определяющих выбор торгового партнера, но в то же время есть некоторые общие положения, которыми руководствуются все коммерсанты при осуществлении экспортных и импортных операций.
Выбор контрагента в большой степени зависит от характера внешнеторговой сделки (экспортная, импортная, компенсационная и т.д.), а также от предмета сделки. При этом возникают два вопроса: в какой стране и у какого иностранного контрагента лучше купить (продать) необходимый товар?
Выбирая страну, экспортеры и импортеры принимают во внимание целый комплекс факторов как экономического, так и торго- во-политического характера.
При выборе фирмы на первое место выходит работа по изучению различных аспектов деятельности потенциальных партнеров. Такими аспектами могут быть:
· технологический — изучение технического уровня продукции фирмы, ее технологической базы и производственных возможностей;
· научно-технический — сведения об организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и затратах на них;
· организационный — изучение организации управления фирмы;
· экономический — оценка финансового положения и возможностей фирмы;
· правовой — изучение норм и правил, действующих в стране потенциального партнера и имеющих прямое или косвенное отношение к результатам торговли.
Суммируя практический опыт и общепринятые методики оценки потенциальных партнеров, их надежности и выгодности, можно выделить ряд принципов, которые позволяют объективно провести работу по выбору контрагента. ч
Солидность фирмы. Под степенью солидности фирмы подразумеваются количественные показатели деятельности, масштаб операций, степень платеже- и кредитоспособности, а также степень доверия, которое ей оказывают банки.
Наиболее важным компонентом солидности фирмы является степень платежеспособности и кредитоспособности фирмы. Это прежде всего важно знать экспортерам, поскольку иностранный покупатель будет для них выступать в роли плательщика, однако покупателям товаров также весьма полезно быть информированным о финансовом положении их зарубежных поставщиков.
В целом высокий уровень кредитоспособности фирм определяется следующими данными:
· точностью исполнения платежей и сроками оплаты счетов;
· составом банков и других финансовых учреждений, которые ведут дела с компанией;
· общим объемом финансовых средств компании;
· отсутствием юридических проблем или неоплаченных долгов.
Для оценки солидности фирмы можно привлечь и ряд других показателей, таких как число занятых (в том числе сотрудников, участвующих в НИОКР), число предприятий и производственные площади, степень диверсификации фирмы.
Деловая репутация. Вторым важным принципом в выборе фирмы является ее непосредственная деловая репутация, деловое реноме. Репутация фирмы определяется тщательностью и добросовестностью при исполнении обязательств, наличием опыта в определенной сфере бизнеса, стремлением учитывать предложения и пожелания контрагента и решать все возникающие сложные ситуации путем переговоров.
Деловая репутация фирмы не связана напрямую с показателями солидности и в основном определяется опытом, которым располагает та или иная фирма, ведущая коммерческую деятельность в течение длительного времени.
В число принципов выбора фирмы-контрагента можно назвать и учет опыта прошлых сделок. При наличии прочих равных условий коммерсанты отдают предпочтение тем фирмам, которые хорошо зарекомендовали себя в прошлом.
Определенное значение при выборе партнера может оказать и его положение на данном рынке: является ли он посредником или самостоятельным производителем (потребителем) продукции. Коммерсанты, как правило, стремятся к устранению излишних посреднических звеньев в торговых операциях, с тем чтобы не уступать часть прибыли посреднику. В то же время посреднические услуги широко используются в тех случаях, когда они являются объективной необходимостью. В этих случаях фирма столь же тщательным образом подходит к выбору посредника, с которым ей предстоит работать.
3.
Во внешнеэкономических связях партнеры вступают во взаимные отношения, имея, как правило, различные цели, позиции по основным вопросам будущей сделки, различный опыт и законодательство в области предпринимательства. Поэтому процесс заключения сделки фактически состоит из двух стадий: во-первых, изложение собственной позиции и пожеланий партнеру, а также изучение его предложений и условий и, во-вторых, поиск взаимоприемлемого компромисса и оформление его в тексте соглашения.
Стороны во внешнеторговой сделке могут вступать друг с другом в контакт различными способами. Однако наиболее общепринятым является следующий порядок взаимодействия партнеров:
· предварительное изложение предложений и пожеланий, которое осуществляется обычно в письменной форме;
· уточнение и согласование отдельных позиций сделки, что может осуществляться более быстрым способом связи, в частности, с использованием телефона;
· окончательное урегулирование всех условий сделки на личной встрече сторон.
Каждый из этих этапов фактически представляет собой переговоры особого рода: переговоры по переписке, переговоры по телефону и личные переговоры. Для каждого из этих способов переговоров существуют свои общепринятые правила и особенности.
В принципе в зависимости от ситуации партнеры могут провести переговоры от начала до конца, используя только один из вышеназванных способов — современные способы связи и коммуникации вполне позволяют это. Переговоры могут быть начаты как продавцом, так и покупателем путем рассылки соответствующих коммерческих документов.
Если инициатива начала переговоров принадлежит продавцу, то он заявляет о желании заключить договор купли-продажи на определенных условиях путем рассылки инициативных предложений. Такое письменное предложение продавца в коммерческой практике называют офертой, а лицо, Пославшее оферту, — оферентом.
В настоящее время основным международным соглашением, регулирующим процесс заключения сделок купли-продажи, является Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров, называемая часто Венской конвенцией. В этом документе содержится понятие оферты, которое определено как «предложение о заключении договора, адресованное одному или нескольким конкретным лицам, если оно достаточно определенно и выражает намерение оферента считать себя связанным-в случае акцепта». Таким образом, можно сделать вывод, что главным признаком оферты является ее адресность, что отличает ее от предложения, адресованного неопределенному кругу лиц.
В том же соглашении определено, что «предложение является достаточно определенным, если в нем обозначен товар и прямо или косвенно устанавливаются количество и цена, либо предусматривается порядок их определения».
Коммерческое предложение может быть сделано различными способами в зависимости от предмета сделки, степени знакомства сторон и других факторов.
Во-первых, оферту можно оформить в виде делового письма. Этот способ подготовки оферт широко используется во внешнеторговой практике и является наиболее универсальным. Деловое письмо может быть направлено как уже известному партнеру, так и фирме, с которой деловых отношений еще не было.
Во-вторых, оферта может быть подготовлена в виде комплекта документов, состоящих из коммерческих и технических условий предполагаемой сделки. Такие оферты чаще используются для передачи предложений на сложные товары, требующие подробного технического описания. При этом технические условия являются приложением к коммерческой части оферты, которая оформляется как обычное деловое письмо.
В-третьих, оферту можно подготовить в форме проекта контракта, подписанного со стороны экспортера и содержащего все основные условия сделки. Такой способ используется, конечно, только при сделках с постоянными партнерами, которые знакомы с обычными условиями сделки данного продавца и с которыми уже предварительно обговаривались наметки будущей сделки в устной беседе или по телефону. Естественно, такой способ передачи предложений существенно ускоряет заключение сделки, но эффективен только при хорошем знании потребностей другой стороны.
Коммерческое предложение может быть также подготовлено как типовая оферта данного продавца, в которой указаны обычные условия его продажи. Типовые оферты широко используют фирмы, известные на мировом рынке и заключающие большое количество внешнеторговых сделок. Обычно на бланке типовой оферты уже внесены все общие условия будущего контракта (так называемые общие условия продажи), и продавец заполняет лишь те разделы, в которых речь идет об индивидуальных условиях данной сделки (количество, цена, срок поставки и др.). Эффективность типовых оферт возрастает, когда они направляются уже известным партнерам.
В определенных обстоятельствах оферта может быть сделана устно при личных встречах или по телефону с последующим подтверждением в письменной форме одним из вышеперечисленных способов. Составление предложения требует особого внимания. Продавец должен заинтересовать покупателя, показать выгоду своего предложения. Умело составленное предложение имеет больше шансов привести к скорейшему заключению договора.
При составлении текста оферты учитывается ряд правил. Во- первых, текст должен быть кратким, но в то же время четким и ясным. Надо избегать возможности различного толкования тех или иных условий предложения, что в дальнейшем может привести к большим недоразумениям между контрагентами. Кроме того, неясности в оферте могут вести к появлению новых встречных запросов от контрагента, что неизбежно ведет к потере времени, замедлению всей внешнеторговой работы и, следовательно, снижению ее эффективности.
Содержание оферт на один и тот же товар может видоизменяться в зависимости от контрагента, особенностей его потребности и степени знакомства с ним. В любом случае объективные данные о выгодности использования предмета оферты (цифровые данные об экономичности, производительности, качестве) более убедительны, чем голословное восхваление. Каждый клиент имеет свой, особый интерес к предлагаемому объекту. И если продавец сможет своевременно и правильно определить и развить этот интерес, то у него будет больше шансов на успешное завершение сделки.
Экспортер при подготовке оферты учитывает разные факторы. В частности, если контрагент не знаком с экспортером, то оферта должна носить как деловой, так отчасти и рекламный характер, представляющий фирму-поставщика с лучших сторон. В некоторых случаях даже предоставляются отзывы известных компаний — покупателей продукции.
Обычно в оферте указываются все коммерческие условия сделки: наименование товара, количество и качественные характеристики, базисные условия поставки и цена, срок поставки, условия платежа, порядок сдачи-приемки товара, характер тары и упаковки, гарантии и санкции. Оферта обязательно содержит юридический адрес и подписи со стороны продавца.
В то же время не всегда оферта должна содержать все перечисленные условия. В тех случаях, когда между сторонами ранее уже был заключен договор или когда стороны применяют типовые условия поставки, оферта может содержать лишь индивидуальные условия данной сделки (предмет соглашения, количество, качество, цена, срок поставки), а в отношении остальных условий делается ссылка на предыдущий контракт или типовые условия, известные другой стороне.
Особого внимания требует вопрос об указании цены в оферте. Установление цены является сложным и ответственным делом. С одной стороны, каждый экспортер стремится получить наиболее высокую прибыль и заинтересован в указании максимальной цены, но с учетом ситуации на рынке. С другой стороны, основные условия поставки, указанные в оферте, должны примерно соответствовать обычным рыночным условиям, так как товар, предложенный по завышенной цене, не вызовет у покупателя интерес, а на товар, однажды проданный по сравнительно низкой цене, трудно будет в дальнейшем повысить цены, если конъюнктура рынка в это время будет оставаться стабильной.
Для успеха оферты в ней чаще всего указывают твердую, вполне определенную цену товара. Твердое фиксирование цены и указание базиса поставки позволит покупателю определить свои полные затраты на приобретение товара у данного оферента и сравнить их с другими предложениями.
Ситуация, в которой экспортер готовит свое предложение, может быть различна. Во-первых, экспортер может подготовить и направить потенциальному покупателю оферту по собственной инициативе. Во-вторых, оферта может готовиться в ответ на запрос покупателя. В последнем случае оферент по многим причинам связан условиями запроса покупателя и, следовательно, его действия и варианты его предложений ограничены. В этом случае главная задача экспортера заключается в том, чтобы в кратчайший срок направить оферту покупателю и чтобы она наилучшим образом отвечала условиям его запроса.
Когда же инициатива предложения исходит от экспортера, то ему приходится самостоятельно решать все вопросы, связанные с выбором всех условий. И прежде всего продавец должен решить вопрос о том, какую оферту послать — твердую или свободную. Следует отметить, что эти термины — «твердая» и «свободная оферта» — сложились в коммерческой практике, в то время как Венская конвенция содержит указания на другую классификацию оферт (отзывная и безотзывная).
Твердая оферта представляет собой предложение, которое отправляется только одному возможному покупателю на данную партию с указанием срока, в течение которого продавец является связанным своим предложением и не может сделать аналогичное приложение другому покупателю. В том случае если покупатель согласен со всеми условиями полученной оферты, то он посылает продавцу письменное подтверждение, содержащее его безоговорочный акцепт, и его получение продавцом считается моментом вступления сторон в договорные обязательства.
В современных условиях многие фирмы, являющиеся постоянными партнерами, используют именно данный способ заключения сделок, не предполагающий оформление контракта. Даже если национальное законодательство партнеров предписывает заключение сделок в письменной форме, подобный порядок не противоречит этому положению, поскольку вместо контракта, заключенного в письменной форме, стороны имеют два письменных документа — твердое предложение продавца и акцепт этого предложения покупателем.
Неполучение ответа от покупателя в течение установленного в оферте срока равносильно отказу покупателя от заключения сделки на предложенных условиях и освобождает продавца от сделанного им предложения. Однако следует отметить, что к практике «молчаливого отказа» прибегают крупные, известные в международной торговле фирмы. Начинающие покупатели, а также небольшие фирмы обычно присылают вежливый письменный отказ. Письменная форма отказа считается более соответствующей хорошим деловым отношениям, и она позволяет и той и другой стороне надеяться на возобновление отношений в другой ситуации.
Если покупатель не согласен с одним или несколькими условиями оферты, то он посылает продавцу встречное предложение с указанием своих условий и срока для ответа, которые называются контрофертой. Если продавец не согласен с условиями контроферты, он либо считает себя свободным от своих обязательств по оферте (о чем письменно извещает покупателя), либо посылает ему новую оферту с учетом предложенных покупателем условий или на новых условиях, отличных как от своей первой оферты, так и от условий контроферты покупателя.
Свободная оферта делается одновременно на одну и ту же пар- тию товара нескольким возможным покупателям. Она не устанавливает срок для ответа и поэтому не связывает оферента. Согласие покупателя с условиями свободной оферты подтверждается твердой контрофертой. После подтверждения продавцом (акцепта) контроферты покупателя сделка считается заключенной.
Продавец акцептует контроферту того покупателя, которую он раньше получил, или покупателя, с которым он предпочел заключить сделку. Покупатель не вправе предъявлять какие-либо претензии продавцу, в случае если продавец заключит сделку не с ним, а с другим контрагентом.
В случае получения свободной оферты покупатели чаще всего пользуются формой молчаливого отказа, поскольку сама по себе свободная оферта предполагает обращение к нескольким партнерам и молчание одного из них не расценивается как неуважение.
На первый взгляд может показаться, что экспортеру выгоднее пользоваться свободными офертами, но в действительности это не всегда целесообразно. В настоящие время по большинству товаров позиции у продавцов часто бывают слабее, чем у покупателей. В этих условиях покупатели часто мало считаются со свободными офертами, так как не уверены в том, что приняв их, они могут стать собственниками товара; время же для выгодной покупки такого товара в другом месте может быть упущено. Поэтому сейчас экспортеры предпочитают направлять твердые оферты, у которых больше шансов заинтересовать возможного покупателя.
Свободными офертами экспортеры, однако, пользуются иногда для предварительного ознакомления с неизвестным для них рынком или при выходе на рынок с новым товаром, по которому у них еще нет конкурентов.
Говоря об офертах, особенно на машины и оборудование, нужно упомянуть так называемые стандартные предложения — заранее разработанные условия продажи на различные виды изделий. Подготовка таких предложений на сырьевые и продовольственные товары, как правило, не вызывает затруднений. Разработка же стандартных оферт на изделия машиностроения, учитывая их большое разнообразие, сложность и различное назначение, представляет значительные трудности. Однако если все же будут разработаны, они намного ускорят возможности посылки предложений клиенту и облегчат деятельность экспортеров.
Особенно хорошо зарекомендовали себя стандартные предложения на международных ярмарках и выставках, где фактор времени играет большую роль и где поэтому очень важно иметь возможность быстро вручить посетителям, проявившим интерес к тому или иному товару, соответствующие предложения.
4. Если инициатива вступления в переговоры исходит от покупателя, то его обращение к продавцу с просьбой прислать предложение принято называть запросом. Цель запроса — получить от экспортеров конкурентные предложения, из которых в результате анализа выбирается наилучшее. Для этого запросы обычно посылаются не одной, а нескольким фирмам различных стран, конкурирующим между собой. В запросе указывается точное наименование нужного товара, его качество, сорт, количество. Цена в запросе, как правило, не указывается. Делается это для того, чтобы покупатель имел свободу действий при последующих переговорах с экспортером, если оферта последнего будет представлять для него интерес. Однако вопрос цены слишком важен для импортера, чтобы он мог оставить его решение полностью на усмотрение оферента. Поэтому, как правило, импортер выражает в запросе пожелание относительно валюты, цены и базиса поставки.
В запросе также указывается, сколько времени покупатель будет ждать оферту. Такой срок обычно не превышает времени, необходимого оференту для составления и присылки предложения. Этот момент очень важен, поскольку, во-первых, в случае неполучения оферты в срок импортер не будет на нее рассчитывать И, во- вторых, если экспортер заинтересован в поставке запрошенного товара, но по каким-то причинам не может послать предложение к назначенной дате, то он попросит отсрочки. Это будет свидетельствовать о заинтересованности экспортера в предполагаемой сделке, что может быть использовано покупателем при последующих переговорах.
В целом запросы более лаконичны, чем оферты, и к их оформлению не предъявляется столь жестких требований. Ответом на запрос является твердая оферта продавца, которую он присылает одним из тех способов, о которых говорилось выше.
Импортеры обычно запрашивают предложение на меньшее количество товара, чем подлежит закупке. Это делается для того, чтобы при дальнейших переговорах получить дополнительную скидку с цены на увеличенный объем заказа. Некоторые формулировки, в частности «просим срочно дать предложение» либо «срочная поставка», стремятся не указывать в запросах, так как они ведут к завышению цены предложений и неуступчивости контрагента на переговорах. Покупатель может обращаться к продавцу не только с запросом, но и с определенным заказом. Заказом принято называть документ, в котором покупатель подробно указывает все необходимые условия для изготовления или подготовки заказываемого товара, а также все существенные элементы, необходимые для заключения внешнеторговой сделки.
Покупатель, который предварительно знаком с условиями поставок экспортера в результате личных бесед с представителями экспортера или предыдущих переговоров, переписки или закупок, может направить продавцу заказ, содержащий просьбу покупателя отгрузить ему на определенных условиях товар.
Заказы обычно направляются постоянным контрагентам, которые уже достаточно изучили потребности конкретного покупателя. Поэтому в заказе во многих случаях указываются лишь индивидуальные условия будущей сделки, а во всем остальном стороны могут руководствоваться обычными условиями поставок, заключенными между ними, либо условиями ранее выданного заказа (контракта).
Если продавец согласен с условиями заказа, он посылает подтверждение заказа. Подтверждение заказа — это коммерческий документ, представляющий собой сообщение о принятии условий заказа без оговорок.