Методика работы над пассивной грамматикой
Упражнения в овладении ПГ минимумом имеют целью формирование навыков узнавания формы, соотнесение ее со значением и на этой основе – проникновение в смысл читаемого, узнавание иноязычной формы – отправной момент чтения, предполагает владение ее информативными сигнальными признаками. ПГ усваивается на трех этапах: ознакомление, тренировка, применение. 1) для ознакомления широко используются алгоритмы (памятки) 2) тренировочные упражнения учат автоматически схватывать признаки соответствующих грамматических явлений (определить тип предложения по схеме, вычленить из текста, на основе схем, сложноподчиненные предложения и определить видовременную форму сказуемого в придаточном предложении; в какой функции употреблен глаголов sein, haben– вспом., смысл., связка 3) преобразовать контекстную форму в словарную.
Контроль грамматических навыков.
3.5. Цель, задачи и содержание обучения лексической стороне речи. Методика овладения словом. Приемы работы по формированию лексических навыков. Формирование потенциального словаря
Что такое лексический навык.
Под знанием и владением слова традиционно понимается мгновенное его узнавание, т.е. способность вызывать слово из памяти и правильное употребление данной ЛЕ в сочетании с другими словами в ситуации. Лексический навык – есть синтезированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и ее правильному сочетанию с другими. Лексический навык включает в себя экспрессивные и рецептивные лексические навыки. Под экспрессивными лексическими навыками понимаются навыки интуитивно правильного словоупотребления и словообразования в устной и письменной речи в соответствии с ситуациями общения и целями коммуникации. Под рецептивными лексическими навыками подразумеваются навыки узнавания и понимания при восприятии на слух или при чтении лексических явлений (структура слова и его употребление
1. Цель, задачи и содержание обучения лексике. В отличие от грамматики, которая отражает отношения между классами слов и всегда обобщает, лексика индивидуализирует высказывание, придает ему конкретный смысл. Что значит овладеть словом? Это значит овладеть его значением, формой (его звуковым и зрительным образом), его способностью вступать в связь с другими словами (семантическую, грамматическую), при этом последняя не всегда мотивированна. Это значит овладеть словообразованием, словоизменением и употреблением слова в речи, т.е. в определенных типах предложений.
Целью обучения лексической стороне устной речи является овладение строительным материалом для осуществления устно-речевого общения, т.е. прямыми средствами передачи понятий, мысли в целом.
При обучении ИЯ мы должны осуществить три операции: 1) ввести слова в долговременную память учащихся 2) вызвать их в случае необходимости, актуализировать их 3) побуждать к включению слова в речевую цепь ( в связное высказывание) с учетом его парадигматического и синтагматического аспектов.
Таким образом ученик должен : 1) понять и запомнить иноязычное слово, его значение, звуковую и графическую формы; 2) выбрать именно его для решения определенной коммуникативной задачи в конкретной ситуации общения; 3) уметь употребить его в речи в сочетании с другими словами. При этом существенно ВАЖНО, что при обучении лексической стороне говорения (письма) мы идем от содержания к форме и употреблению; при обучении лексической стороне аудирования и чтения от формы к ее употреблению к значению.
Содержание обучения лексике для ее использования в устной речи составляет указанный объем лексических единиц, соотнесенных с тематикой и подлежащих усвоению, а также действия: 1. по раскрытию значения слова, его семантизации (догадка, словообразовательный компонент, по контексту, поиск слова в словаре и т.д.) 2. по запечатлению формы слова – звуковой и графической (произнесение, написание) 3. по ведению его в долговременную память и обеспечению прочного хранения там (семантическая группировка лексики, словообразовательная группировка) 4. по его быстрому вызову и актуализации (это реакция на внешние вербальные и невербальные стимулы, а также на внутренние стимулы – мысль). 5. по употреблению слова как в парадигматическом плане, так и в синтагматическом (это сочетание с другими словами на уровне словосочетания и целого предложения) 6. по функциональному замещению нужного, но неизвестного слова другим, близким по значению, или описание понятия с помощью перифраза.
В связи с развиваемыми видами речевой деятельности ставятся следующие задачи перед овладением лексикой:
I. для употребления слов в репродуктивных видах речевой деятельности 1. найти слово в памяти, а следовательно, оно должно быть сначала заложено в память 2. произнести его, что предполагает владение его фонетической формой 3. включить в сочетание на основе смысловой совместимости и в соответствии с грамматической нормой 4. включить сочетание в предложение, текст.
II. для рецептивных видов речевой деятельности нужно: 1. ассоциировать графический или соответственно звучащий образ слова с лексическим значением, при этом может помочь анализ слова по составу. 2. определить грамматическую форму слова, связи с другими словами, что обусловит проникновение в смысл. При этом необходимо помнить, что ясная речевая перспектива обусловливает мотивированность и успешность овладения словарем.
3. Методика обучения лексике