Общая характеристика налоговой системы Швейцарии

Курсовая работа

по дисциплине: "Налоговые системы развитых стран"

Тема: «Налоговая система Швейцарии»

Выполнила: студент группы

ЭМБ-111 Медведева П. Ю.

Проверила: к.э.н., доцент Макеева Е. З.

Москва – 2015

СОДЕЖАНИЕ

1. Общая характеристика налоговой системы Швейцарии.

2. Характеристика налогов Конфедерации.

3. Налоги кантонов и муниципалитетов.

4. Специальные налоговые льготы.

5. Список источников

Общая характеристика налоговой системы Швейцарии

В настоящее время Швейцария - конфедеративное государство, состоящее из Конфедерации (центрального штата), 26 кантонов и входящих в них 3000 муниципалитетов. Кантоны являются суверенными административно-территориальными единицами. Степень муниципальной автономии определяется законодательством кантона.

Швейцарская налоговая система складывалась постепенно. До 1848 г. кантоны (штаты) извлекали большую часть своих доходов из таможенных пошлин, а в нескольких кантонах был также установлен налог на имущество. В 1848 г. кантоны передали Конфедерации юрисдикцию на взимание таможенных пошлин. В этом же году было образовано Швейцарское государство, однако кантоны сохранили за собой право взимать подоходные и поимущественные налоги.

Правительство Швейцарии уделяет большое внимание совершенствованию налоговой системы, так как среди множества факторов, принимаемых во внимание компаниями при осуществлении своей деятельности, именно налоги являются ключевым критерием и для больших корпораций, и для маленьких фирм. Основная задача заключается в сохранении общих благоприятных фискальных рамок, позволяющих адаптироваться к меняющимся рыночным условиям. Поэтому Швейцария прилагает все усилия для их поддержания и повышения привлекательности страны для коммерческой деятельности в условиях всемирной конкуренции.

В соответствии с принципом швейцарского федерализма в стране существует трехуровневая система налогообложения. Налоги взимаются конфедеральным правительством, кантонами и муниципалитетами.

В таблице 1 приведено распределение налогов по уровням и видам налогов.

Таблица 1

Распределение налогов в налоговой системе Швейцарии

  Налогообложение потребления и владения
Налоги с дохода и собственности
Конфедерация  
Подоходный налог Налог на прибыль и капитал Налог, взимаемый у источника Гербовые сборы Налог с лиц, не проходивших воинс­кую службу Налог на добавленную стоимость Налог на табак Налог на пиво Налог на дистиллированный спирт Таможенные пошлины (импортные, экспортные и дополнительные)
  Кантоны  
Подоходный налог и налог на чистые активы Подушный налог Налоги на прибыль и капитал Налог с наследства и дарений Налог на прирост капитала Налог на недвижимость Налоги на передачу недвижимости   Налог на транспортные средства Налог на собак Налог на зрелища Гербовые сборы Налог на гидравлические электростанции Другие налоги
Муниципалитеты
Подоходный налог и налог на чистые активы Подушный налог Налог на прибыль и капитал Налоги с наследства и дарений Налог на прирост капитала Налоги на недвижимость Налоги на передачу недвижимости Налог на торговлю Налог на собак Налог на зрелища Другие налоги

Согласно Конституции страны кантоны имеют право взимать любые виды налогов, за исключением тех, сбор которых является юрисдикцией Конфедерации. Данное положение объясняет различия между налоговыми законами Конфедерации и кантонов, с одной стороны, и между самими кантонами, с другой.

Определение налоговой юрисдикции регулируется Конституцией, которая также ограничивает права органов власти различных уровней по сбору налогов. Налоговая юрисдикция распределена таким образом, что ни один из трех органов не мешает другим, а налогоплательщики не несут диспропорционально тяжелое налоговое бремя.

Конфедерация может собирать только такие налоги, которые разрешены ей Конституцией. Тот факт, что Конституция закрепила полномочия конфедерации взимать определенные налоги, не является автоматическим препятствием для сбора подобных налогов кантонами - для этого необходим специальный запрет. Относительно прямых налогов такого запрета не существует.

Кантонам разрешено взимать любые виды налогов, кроме тех, сбор которых в соответствии с Конституцией закреплен за Конфедерацией и является ее эксклюзивной юрисдикцией.

Кантоны имеют широкие возможности для создания своего собственного налогового законодательства. Они могут взимать налоги на доходы и имущество индивидуальных налогоплательщиков, на прибыль и капитал юридических лиц, с наследств и дарений, на прирост капитала и др.

Муниципалитеты имеют право взимать лишь те налоги, которые им разрешены для сбора кантонами, что определяется в конституциях кантонов. Им дано это право, поскольку они играют важную роль как «автономные самоуправляемые органы» в социальной структуре Швейцарии.

Налоги, собираемые в Швейцарии, подразделяются на две большие группы: налоги с доходов и собственности и налоги на потребление и владение. Конфедерация, кантоны и муниципалитеты взимают налоги обеих категорий, обычно называемых прямыми и косвенными.

В Швейцарии определение налогов основывается на двух различных системах:

1. Результирующее налогообложение - налог подсчитывается по истечении налогового периода. При этом налоговый и базовый периоды совпадают и всегда равны одному году. Почти все кантоны и Конфедерация используют эту систему для налогообложения юридических лиц, и лишь один кантон применяет ее для физических лиц.

2. Предварительное налогообложение - налог подсчитывается до истечения годового или двухлетнего налогового периода на основе дохода, полученного в предыдущий год или два. Например, в 2015 г. налог уплачивается за 2015/2016 гг. (в форме авансовых платежей). Определение размера налога производится на основе дохода, полученного в 2012/2013 гг. Большинство кантонов и Конфедерация используют эту систему для физических лиц, и лишь несколько кантонов применяют ее также для юридических лиц.

Большое внимание в Швейцарии уделяется гармонизации налогообложения, целью которой является совершенствование и упрощение налоговой системы. Это нашло отражение в статье 42 Конституции. Статья предусматривает два типа гармонизации: вертикальную (для Конфедерации, кантонов и муниципалитетов) и горизонтальную (между кантонами, муниципалитетами). Для достижения этой цели Конфедерация приняла два закона: Закон о гармонизации прямых налогов кантонов и муниципалитетов и Закон о федеральном прямом налоге.

Закон о гармонизации касается принципов налоговых платежей и порядка их уплаты, объектов налогообложения, налоговых ставок. Наиболее важными принципами являются:

• стандартизованное определение периода налогообложения для индивидуальных плательщиков и юридических лиц;

• полное налогообложение пособий по социальному обеспечению и полное исключение из налогообложения выплачиваемых взносов;

• сохранение схемы налогообложения семьи;

• умеренное налогообложение партнерской ренты;

• налоговые льготы по приросту капитала (частного) движимого имущества и по налогообложению доходов, получаемых от продажи недвижимости;

• стандартизованное налогообложение доходов «у источника»;

• вычеты по налогам для юридических лиц;

• налоговые скидки по изменениям структуры юридических лиц, слияниям или разделениям;

• привилегии холдинговым компаниям;

• налоговые льготы для холдинговых и домицилированных компаний;

• налоговые преференции для вновь образованных компаний.

Большое внимание в Швейцарии уделяется вопросам избежания международного двойного налогообложения. Двойное налогообложение - результат совпадения различных налоговых юрисдикции. В результате налогоплательщик является одновременно объектом одинаковых налогов по одним и тем же видам дохода или капитала для двух различных налоговых юрисдикции. Двойное налогообложение возможно и в межкантональных, и в международных отношениях.

Урегулирование конфликтов по поводу двойного налогообложения на межкантональном уровне осуществляется на основе установившейся практики Федерального Верховного суда. Избежание международного двойного налогообложения достигается путем заключения соответствующих международных конвенций. К настоящему времени Швейцария заключила более 50 конвенций об избежание двойного налогообложения с различными странами, в том числе и с Россией.

Существуют два принципиальных метода избежания двойного налогообложения — метод освобождения и метод кредитования. В соответствии с методом освобождения страна-резидент освобождает от налогообложения такие виды доходов и капитала, которые закреплены за страной-источником. Исключенные виды все же могут браться в расчет при определении ставки налогов, применяемых к оставшемуся доходу (освобождение с прогрессией). При методе кредитования обе страны имеют право облагать налогом специфические виды доходов или капитала. Страна-резидент кредитует налоги, уплаченные в стране-источнике против своих собственных.

Наши рекомендации