Транспортная характеристика перевозимых грузов

Транспортные характеристики грузов – совокупность свойств груза, определяющих условия и технику его перевозки, перегрузки и хранения. По своим физико-химическим свойствам грузы разделяют на две основные группы: скоропортящиеся и устойчиво сохраняющиеся. Грузы можно также разделить на группы по степени огнеопасности, ядовитости, радиоактивности, обладанию определенными агрессивными свойствами — пылящие, выделяющие газы и запахи, грузы, обладающие гигроскопичностью, и так далее. Кроме того, почти все грузы обладают специфическими, присущими им свойствами, определяющими требования, которые необходимо выполнять в процессе их перевозки. Ниже будут приведены характеристики заданных видов груза.

1) Дизельное топливо.

Основным показателем дизельного топлива является способность к самовоспламенению при впрыскивании его в камеру сгорания. Это свойство характеризуется октановым числом, при высоком значении которого топливо сгорает полностью и равномерно. Качество дизельного топлива оценивается также теплотой сгорания, вязкостью, температурой застывания, а для топлива, применяемого в быстроходных дизелях, — испаряемостью. От вязкости зависит эффективность распыления топлива в форсунке. Характеристика дизельного топлива представлена в таблице 8.

Таблица 8

Нефтепродукт Плотность, кг/м3 Температура самовоспламенения, 0С Температура вспышки, 0С Пределы взрываемости, 0С
нижний верхний
Диз.топливо +28 +28 +57

А) Летнее дизельное топливо.

Плотность: не более 860 кг/м³. Температура вспышки: 55 °C. Температура застывания: −5 °C. Получается смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 180—360 °C.

Б) Зимнее дизельное топливо.

Плотность: не более 840 кг/м³. Температура вспышки: 55 °C. Температура застывания: −35 °C. Получается смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 180—340 °C. Также зимнее дизельное топливо получается из летнего дизельного топлива добавлением депрессорной присадки, которая снижает температуру застывания топлива, однако слабо меняет температуру предельной фильтруемости. Кустарным способом в летнее дизельное топливо добавляют до 20 % керосина ТС-1 или КО, при этом эксплуатационные свойства практически не меняются.

В) Арктическое дизельное топливо.

Плотность: не более 830 кг/м³. Температура вспышки: 28 °C. Температура застывания: −50 °C. Получается смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 180—320 градусов Цельсия.

Ещё одной проблемой является повышенное содержание воды в дизельном топливе. Вода отслаивается при хранении дизтоплива и собирается внизу, так как плотность дизтоплива меньше 1 кг/л. Водяная пробка в магистрали полностью блокирует работу двигателя.

Требования межгосударственного стандарта ГОСТ 305-82«Топливо дизельное. Технические условия» регламентируют кинематическую вязкость при 20 °C для летних сортов в пределах 3,0÷6,0 сСт, для зимних сортов 1,8÷5,0 сСт, для арктических 1,5÷4,0 сСт. Этот стандарт требует также отсутствия воды во всех марках топлива.

2) Патока.

Патока – продукт неполного кислотного (разбавленными кислотами) или ферментативного гидролиза крахмала. Образуется как побочный продукт при производстве сахара и крахмала. В чистом виде патока не имеет цвета, а «по консистенции похожая на молодой жидкий мёд». В зависимости от качества и количества растворенных сахаров и декстринов патока разделяется на карамельную, вареную и глюкозную. Перевозка патоки наливом регламентируется РДЗ 1.11.81.62-85, (сборник правил морской перевозки продовольственных грузов, книга 2).Не допускается погрузка патоки с грузами, воспринимающими и выделяющими запахи. Оптимальные условия хранения патоки: температура 4-10 °С и относительная влажность 65-70%. Повышенное содержание воды в патоке приводит к ее брожению и порче, т. к. активизирует жизнедеятельность микроорганизмов. Продолжительное воздействие высоких температур (свыше 40 °C) приводит к изменению состава сахара, нарастанию кислотности и потере товарных качеств, а также приводит в сахароаминной реакции разложения сахаров, которая вызывает самопроизвольное повышение температуры груза до кипения, в результате чего происходит обильное выделение пены, интенсивное газообразование, что в конечно счете может привести к выбросу груза и взрыву. Разбавление патоки водой может приостановить начавшуюся реакцию.На протяжении рейса патока должна подогреваться до температуры 37-40 °C, величина температуры подогретого груза должна быть ниже температуры груза при погрузке. При подходе к порту выгрузки температура патоки должна находиться в пределах 50 °C, что указывается в чартере. Скорость подогрева не должна превышать 3-5 °C в сутки. При погрузке, перевозке, мойке и зачистке танков от патоки выделяется углекислый газ. Воздух с содержанием CO2 выше 0,1% является опасным для здоровья человека. Содержание кислорода в танке должно быть не менее 20%.

Характеристика грузов представлена в таблице 9.

Таблица 9

Наши рекомендации