Инкассовая форма безналичных расчетов

Расчеты платежными поручениями

Самой распространенной в настоящее время формой безналичных расчетов является форма расчетов посредством платежных поручений. Она является уникальной формой межхозяйственных расчетов, которая используется как в платежах за товары, услуги, выполненные работы, так и в расчетах по нетоварным операциям (при перечислениях со счетов средств в уплату налогов, в погашение банковских ссуд и процентов по ним, для платежей в различные внебюджетные фонды, страховым организациям и т.д.).

Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку о перечислении определенной денежной суммы со своего счета на счет другой организайии (получателя платежа).

Схема документооборота при расчетах платежными поручениями представлена на рис. 1.

 
  Инкассовая форма безналичных расчетов - student2.ru

Инкассовая форма безналичных расчетов - student2.ru

Рис. 1 Схема расчетов платежными поручениями

1) поставщик выполнил работы, поставил продукцию, оказал услуги;

2) покупатель представляет в банк платежное поручение в четырех экземплярах и получает от него четвертый экземпляр поручения в качестве расписки банка вместе с выпиской по расчетному счету;

3) банк покупателя на основании первого экземпляра платежного поручения списывает денежные средства с расчетного счета покупателя;

4) банк покупателя направляет в банк поставщика два экземпляра платежного поручения и переводит денежные средства на имя поставщика;

5) банк поставщика, используя второй экземпляр платежного поручения, зачисляет денежные средства на расчетный счет поставщика;

6) банк выдает своему клиенту выписку по его расчетному счету и третий экземпляр платежного поручения плательщика с отметкой банка о его исполнении.

Инкассовая форма безналичных расчетов

Расчеты по инкассо представляют собой операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа.

Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другие банки (исполняющие). Расчеты в порядке инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится в безакцептном порядке. Указанные расчетные документы предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).

Платежное требование – это расчетный документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Инициатива в расчетах платежными требованиями принадлежит поставщику. Платежные требования могут применяться при расчетах за поставленные товары и оказанные услуги.

Без акцепта плательщика расчеты осуществляются в случаях, предусмотренных основным договором, а также установленным законодательством, а именно:

· платежные требования предприятий ТЭК за электрическую и тепловую энергию, газ, нефть и нефтепродукты, выписанные на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов;

· платежные требования коммунальных, энергетических и водопроводно-канализационных предприятий за отпускаемую электрическую и тепловую энергию, услуги водоснабжения и водоотведения, выписанные на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов;

· платежные требования предприятий связи за оказываемые услуги по показателям приборов и на основании действующих тарифов.

В основном расчеты платежными требованиями осуществляются с акцептом плательщика. Срок для акцепта платежными требованиями определяется сторонами в основном договоре. При этом он должен быть не менее пяти рабочих дней. Плательщик вправе отказаться полностью или частично от акцепта платежного требования по основаниям, предусмотренным в основном договоре, в том числе в случае несоответствия применяемой формы расчетов заключенному договору, с обязательной ссылкой на пункт, номер, дату договора и с указанием мотивов отказа. Отказ плательщика от оплаты (акцепта) оформляется заявлением об отказе от акцепта в трех экземплярах согласно установленной форме. Отказ от оплаты может быть полным (на всю сумму, указанную в платежном требовании) или частичным. Ответственность за необоснованный отказ от оплаты платежных требований несет плательщик в порядке, предусмотренном действующим законодательством. При получении в установленный срок либо отказа от акцепта платежных требований либо согласия об оплате банк выполняет соответствующие действия (операции).

Схема расчетов платежными требованиями с акцептом представлена на рисунке 2.

Инкассовая форма безналичных расчетов - student2.ru

Рис. 2 Схема расчетов платежными требованиями с акцептом

1) отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг;

1а) пересылка отгрузочных документов;

2) сдача на инкассо в свой банк платежных требований на имя покупателя при реестре;

2а) вручение с отметкой банка 2-го экземпляра реестра платежных требований вместе с их последними экземплярами;

3) пересылка документов в банк покупателя для предъявления к оплате покупателю;

4) один (третий) экземпляр платежного требования вручается покупателю для акцепта;

5) остальные два экземпляра платежного требования помещаются в банковскую картотеку № 1 «расчетные документы, ожидающие акцепта»;

6) покупатель дает заявление о частичном отказе от акцепта платежного требования поставщика;

7) платежное требование изымается из картотеки № 1, оплачивается с расчетного счета покупателя в сумме, им акцептованной; при этом первый экземпляр платежного требования вместе с первым экземпляром заявления на частичный отказ от акцепта остается в документах банка, а второй экземпляр заявления об отказе от акцепта покупателя вместе со вторым экземпляром платежного требования пересылается в банк поставщика;

7а) вручение покупателю выписки из его расчетного счета и 3-го экземпляра заявления об отказе от акцепта с отметкой банка;

8) пересылка документов и перевод денежных средств на имя поставщика в банк поставщика;

9) зачисление средств на расчетный счет поставщика в акцептованной покупателем сумме платежного требования;

10) вручение поставщику выписки из его расчетного счета; заявления покупателя о частичном отказе от акцепта платежного требования.

Инкассовая форма расчетов используется также для бесспорного списания средств со счетов клиентов. В этом случае используется расчетный документ с названием «инкассовое поручение». Инкассовые поручения применяются в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством (в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции), либо для взыскания по исполнительным документам судебных и арбитражных органов. При этом в первом случае в инкассовом поручении должна быть сделана ссылка на законодательный акт (номер, дату, статью, часть, пункт), на основании которого осуществляется взыскание. При взыскании денежных средств на основании исполнительных документов инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату и номер исполнительного документа, а также наименование органа, вынесшего решение, подлежащее принудительному исполнению. В данном случае банк взыскателя принимает инкассовые поручения с приложением подлинника исполнительного документа либо его дубликата. При этом банк не принимает к исполнению инкассовое поручение, если к нему приложен исполнительный документ с истекшим сроком давности. Например, срок давности по исполнительным документам судов – 1 год, по приказам арбитража – 3 месяца.

Бесспорное списание средств со счетов предприятий осуществляется государственными налоговыми инспекциями при взыскании недоимок по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, сумм штрафов и при иных санкциях, предусмотренных законодательными актами, а также по исполнительным и приравненным к ним документам.

Расчеты аккредитивами

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (банк-эмитент) по поручению плательщика, провести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющему банку) произвести такие платежи.

Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:

· покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

· отзывные или безотзывные.

Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или предоставленный ему кредит в распоряжение исполняющего банка.

При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с открытого у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива.

Отзывным признается аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом без предварительного уведомления получателя средств и без каких-либо обязательств перед ним. Аккредитив является отзывным, если в нем не указано иное.

Безотзывным считается аккредитив, который не может быть изменен или аннулирован без согласия получателя средств.

Преимущество аккредитивной формы расчетов состоит в гарантии платежа и возможности получить его в кратчайший срок после отгрузки товаров, недостаток – отвлечение из оборота покупателя средств, так как он резервирует их для оплаты счетов поставщика до отгрузки товаров.

Схема расчетов покрытым аккредитивом представлена на рисунке 3.

Инкассовая форма безналичных расчетов - student2.ru

Рис. 3 Схема расчетов покрытым аккредитивом

1) представление покупателем заявления на открытие аккредитива;

2) списание средств с расчетного счета покупателя в сумме открываемого аккредитива;

3) учет суммы открытого аккредитива за балансом на отдельном внебалансовом счете;

4) пересылка в банк поставщика документов по аккредитиву и перевод денежных средств в банк поставщика на отдельный счет;

5) депонирование в банке поставщика средств, поступивших по аккредитиву;

6) вручение извещения поставщику об открытии аккредитива;

7) отгрузка поставщиком продукции в адрес покупателя в счет открытого аккредитива;

8) передача реестра счетов и товарно-сопроводительных документов поставщиком в свой банк, где ему открыт аккредитив;

9) зачисление денежных средств на расчетный счет поставщика;

10) извещение банку покупателя об оплате, пересылка реестра счетов и товарно-сопроводительных документов;

11) списание суммы использованного аккредитива с учета с внебалансового счета;

12) передача покупателю товарно-транспортных документов, оплаченных за счет аккредитива.

Расчеты чеками

Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

Участники отношений при чековой форме расчетов:

· чекодатель – лицо, выписавшее чек;

· чекодержатель – любое юридическое или физическое лицо, являющееся законным владельцем выписанного чека;

· плательщик – банк или иная кредитная организация, получившие лицензию на совершение банковских операций, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков.

Чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но, в отличие от расчетов платежным поручением, чек передается чекодателем, минуя банк, непосредственно получателю платежа (чекодержателю) в момент совершения хозяйственной операции, который и предъявляет чек в банк для оплаты.

Чек должен содержать следующие обязательные реквизиты:

· наименование «чек», включенное в текст документа;

· поручение плательщику выплатить чекодержателю определенную денежную сумму;

· наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж;

· указание валюты платежа;

· указание даты и места составления чека;

· подпись лица, выписавшего чек (чекодателя).

Отсутствие в документе какого-либо из реквизитов лишает его юридической силы. Наличие в чеке дополнительных условий не влияет на его действительность.

Чек оплачивается банком за счет средств чекодателя, а именно: за счет средств, находящихся на счете чекодателя, или за счет средств, депонированных чекодателем на отдельном счете. В отечественной банковской практике преимущественно используется вариант с предварительным депонированием средств. Депозит создается на основании представленных предприятием в банк заявления и платежного поручения о списании соответствующей суммы с его расчетного счета и зачислении ее на отдельный лицевой счет в банке «расчетные чеки». Депонирование средств может производиться также и за счет ссуды банка.

Различают чеки: именные, предъявительские и ордерные.

Именной чек выписывается на определенное лицо и не подлежит передаче.

Чек на предъявителя (предъявительский чек) передается одним лицом другому путем простого вручения.

Ордерный чек может передаваться посредством передаточной надписи (индоссамента). Индоссамент может быть именным, если в нем указано лицо, которому передается чек, и бланковым, если такое лицо не указано. Количество индоссаментов не ограничено.

Платеж по чеку может быть гарантирован полностью или частично посредством аваля, который проставляется на лицевой стороне чека с указанием, кем и на кого он дан.

Аваль – это дополнительная гарантия того, что платеж будет осуществлен.

Схема расчетов чеками представлена на рисунке 4.

Инкассовая форма безналичных расчетов - student2.ru

Рис. 4 Схема расчетов чеками

1) представление покупателем заявления на получение расчетной чековой книжки и платежного поручения на депонирование средств;

2) списание средств с расчетного счета покупателя и депонирование их на отдельном счете в банке;

3) выдача покупателю чековой книжки;

4) отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг;

5) выписка расчетного чека за товары и вручение поставщику;

6) предъявление поставщиком реестра чеков в свой банк на инкассо;

7) выставление чеков на инкассо для оплаты в банке покупателя;

8) банк покупателя списывает сумму по чеку со счета депонированных сумм;

9) перевод денежных средств по чеку в банк поставщика;

10) банк поставщика зачисляет средства на расчетный счет поставщика;

11) банк поставщика передает своему клиенту выписку по его расчетному счету.

Наши рекомендации