Музыкальный строй. Тон. Полутон. Производные ступени и их названия. Знаки альтерации. Энгармонизм звуков

Цель: продолжение по ознакомлению с дидактическими единицами музыкальной системы – музыкальный строй.

Музыкальный строй. Тон. Полутон. Производные ступени и их названия. Знаки альтерации. Энгармонизм звуков - student2.ru Теоретический блок

Музыкальным строем называется соотношение абсолютной (точно отрегулированной) высоты звуков музыкальной системы. Современный музыкальный строй исходит из 440 колебаний в секунду звука «ля» первой октавы. Данный звук-ориентир фиксируется специальным инструментом – камертоном.

В общепринятой музыкальной системе октава делится на 12 равных частей – полутонов. Такой музыкальный строй называется темперированным строем (от лат. temperatio – правильное соотношение, соразмерность). Темперированный музыкальный строй отличается от натурального звукоряда (строя) тем, что все полутоны октавы в нём равны.

Музыкальный строй. Тон. Полутон. Производные ступени и их названия. Знаки альтерации. Энгармонизм звуков - student2.ru Так, расстояние, равное полутону будет не между клавишами до и ре, а между клавишей до и ближайшей чёрной клавишей справа; другой полутон образуется между этой же клавишей и клавишей ре; в итоге, между клавишами до и ре будет два полутона или один тон (от греч. τόνος – натяжение, напряжение).

Два полутона образуют целый тон.

Расстояния между основными ступенями неодинаковы (2 полутона и 5 целых тонов) и располагаются следующим образом:

Музыкальный строй. Тон. Полутон. Производные ступени и их названия. Знаки альтерации. Энгармонизм звуков - student2.ru

Тоны, образующиеся между основными ступенями на белых клавишах фортепиано, делятся на полутоны благодаря наличию чёрных клавиш.

Каждая основная ступень звукоряда может быть повышена или понижена (альтерирована от лат. alter – другой, изменившийся). Звуки, соответствующие повышенным и пониженным ступеням, считаются производными ступенями. Производные ступени звукоряда самостоятельных названий не имеют, поэтому их названия происходят от основных ступеней.

Для изменения высоты звука применяются знаки альтерации:

Музыкальный строй. Тон. Полутон. Производные ступени и их названия. Знаки альтерации. Энгармонизм звуков - student2.ru Дие́з –повышает высоту ноты на один полутон.

Музыкальный строй. Тон. Полутон. Производные ступени и их названия. Знаки альтерации. Энгармонизм звуков - student2.ru Дубль-диез повышает ноту на два полутона.

Музыкальный строй. Тон. Полутон. Производные ступени и их названия. Знаки альтерации. Энгармонизм звуков - student2.ru Бемо́ль –понижает высоту ноты на один полутон.

Музыкальный строй. Тон. Полутон. Производные ступени и их названия. Знаки альтерации. Энгармонизм звуков - student2.ru Дубль-бемоль понижение ноту на два полутона.

Музыкальный строй. Тон. Полутон. Производные ступени и их названия. Знаки альтерации. Энгармонизм звуков - student2.ru Музыкальный строй. Тон. Полутон. Производные ступени и их названия. Знаки альтерации. Энгармонизм звуков - student2.ru Бека́р(знак отказа) – отменяет действие любого другого символа альтерации.

Во втором такте этой мелодии перед второй нотой до стоит знак диез, который повышает этот звук на полтона, однако перед следующей нотой до в этом такте стоит знак бекар, который возвращает ноте до её первоначальную высоту. Аналогичная ситуация в четвёртом такте.

Знаки альтерации бывают двух видов: ключевые и случайные.

Случайныезнаки – это те знаки, которые встречаются в данном музыкальном произведении редко, эпизодически; действуют исключительно на протяжении того такта, где они встречаются и лишь для того звука, перед которым они стоят:

Музыкальный строй. Тон. Полутон. Производные ступени и их названия. Знаки альтерации. Энгармонизм звуков - student2.ru Музыкальный строй. Тон. Полутон. Производные ступени и их названия. Знаки альтерации. Энгармонизм звуков - student2.ru Все звуки соль в этом такте будут повышены так, как стоит знак диез, он работает весь такт и отменить его в этом такте может только знак отмены бекар.

В данной мелодии в третьем такте возле половинной ноты фа стоит знак диез (то есть повышение на полтона – ближайшая чёрная клавиша справа). Этот знак распространяется и на вторую ноту этого такта, то есть четвертная нота фа также должна быть повышена на полтона. Но в четвёртом такте, где также встречается нота фа, знак диез уже не действует, а значит, здесь звучит уже белая клавиша фа.

Ключевыезнаки – это те знаки, которые встречаются в данном музыкальном произведении постоянно; записываются они возле ключа:

Музыкальный строй. Тон. Полутон. Производные ступени и их названия. Знаки альтерации. Энгармонизм звуков - student2.ru Музыкальный строй. Тон. Полутон. Производные ступени и их названия. Знаки альтерации. Энгармонизм звуков - student2.ru После скрипичного ключа у нас стоит бемоль на высоте ноты си (обратите внимание, что ключевой знак стоит перед размером). Этот знак действует на протяжении всех восьми тактов данной мелодии, то есть все ноты си во втором, третьем, а также в шестом тактах должны быть понижены на полтона (ближайшая чёрная клавиша слева).

Таким образом, чёрная клавиша справа у ноты – это диез. Она повышает ноту, а та же клавиша слева у ноты – это бемоль, которая понижает данную ноту – так называемый энгармонизм звуков.

Энгармони́зм(от греч. en – в и harmonia – созвучие) – высотное равенство ступеней, различных по названию и обозначению.

Энгармонизм стал возможен благодаря темперации, а особенно равномерной темперации.

Д/З:

1. Знать теорию

2. Составить терминологический словарь к теме «Звуковысотность».

Литература:

1. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2001. – С.14-20

2. Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт. С. А. Кузнецов. 1998.

3. Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК», 2007.

4. Интернет-ресурсы

- http://yamuzykant.ru/levaya-klaviatura/-proizvodnye-stupeni-zvukoryada

- http://maltonius.narod.ru/persons4.html

- http://www.px-pict.com/7/3/2/7/2/12.html

- http://www.arrangestudio.com/view_post_art.php?id=68

Метроритм

Наши рекомендации