Виды правовых режимов в международном частном праве
К теме: «Общие понятия международного частного права»
Определение правового положения физических лиц, установление круга и содержания их прав и обязанностей на территории конкретного государства относятся к его исключительной компетенции и регламентируются прежде всего нормами национального законодательства, что обусловлено действием принципа государственного суверенитета. Применительно к МЧП речь о правах, обязанностях и ответственности иностранцев.
Иностранный гражданин, находясь за пределами своего государства, сохраняет с ним правовую связь, подчиняется его законам, пользуется его покровительством и защитой. В то же время иностранец (как иностранный гражданин, так и лицо без гражданства) подпадает под действие суверенной власти государства, на территории которого он пребывает, и, следовательно, должен соблюдать законы и административные правила страны пребывания. Таким образом, иностранец одновременно подчиняется и отечественному правопорядку, и правопорядку государства, в котором находится.
Принцип национального режима следует отнести к одному из основных начал МЧП. Национальный режим - приравнивание иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в правах и обязанностях, к отечественным гражданам и юридическим лицам. Поскольку на иностранных физических и юридических лиц распространяются те же права и преимущества, которыми в данной стране пользуются местные физические и юридические лица, все они ставятся в равное положение. Принцип национального режима может быть установлен как во внутреннем законодательстве, так и в международных договорах.
Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно ст. 4 ФЗ от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (по общему правилу, им не предоставляются жилые помещения по договорам социального найма - п. 5 ст. 49 ЖК РФ; они не могут находиться на муниципальной службе, быть судьями, командирами гражданского воздушного судна,
Исключения из принципа национального режима допускаются лишь на основании федеральных законов. Субъекты РФ не могут вводить какие-либо ограничения прав иностранцев.
Для гражданского права: национальный режим закреплен в п. 1 ч. 4 ст. 2 ГК РФ.
Ст. 5 Закона 1999 г. "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", ст. 4 ФЗ об иностранных инвестициях 1999 г. Из международных соглашений - Минская конвенция 1993 г.
Предоставление национального режима предполагает свободный доступ иностранных юридических лиц и граждан в суды, применительно к социальному обеспечению (судебная защита, предоставление трудовых прав).
Объем прав и обязанностей граждан РФ и иностранцев не одинаков. На иностранцев не может быть возложена обязанность прохождения воинской службы, они не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.
Некоторая деятельность возможно только после получения специального разрешения (использование недр).
Режим наибольшего благоприятствования.
На основании предоставления этого режима иностранные лица пользуются максимумом тех прав, которые предоставлены лицам другого государства, что и объясняет само выражение "наибольшее благоприятствование". В силу режима наибольшего благоприятствования в равное положение ставятся иностранные организации и иностранные граждане между собой (в силу национального режима они ставятся в равное положение с отечественными лицами). В отличие от национального режима принцип наибольшего благоприятствования может быть предусмотрен только в международном договоре.
Согласно принципу наибольшего благоприятствования, иностранным юридическим и физическим лицам в торговле, мореплавании или в иных областях предоставляется такой же режим, какой предоставляется или будет предоставляться юридическим и физическим лицам третьей страны. Режим в области торговли, мореплавания, правового положения иностранных организаций, применяемый к одному иностранному государству, с которым заключен торговый договор, будет применяться и к любому другому государству, с которым также заключен торговый договор на основе принципа наибольшего благоприятствования. Таким образом, в силу этого режима создаются равные условия для всех иностранных государств, их организаций, фирм и граждан в отношении тех вопросов торговли, которые предусмотрены торговым договором.
Виды режимов, предоставляемых иностранным гражданам
Статья 2 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под иностранным гражданином предлагает понимать физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Им предоставляется ряд режимов:
- временно пребывающий в РФ иностранный гражданин - лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, но получившее миграционную карту (выдается УФМС России, содержит сведения об иностранце, о сроках пребывания), при этом не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Срок В.П. - не более 90 суток за полгода, за исключением случаев продления В.П. или предоставления безвизового режима (высококвалифицированным специалистам);
- временно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание. Выдается в пределах ежегодных квот, утверждаемых Правительством РФ на 3 года либо вне таких квот (участник Госпрограммы переселения соотечественников, имеющему ребенка, нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РФ, родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР) по заявлению;
- постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство (выдается в период временного проживания не позднее 6 месяцев до его истечения, но не ранее 1 года со дня предоставления) сроком на 5 лет.
Оговорка о публичном порядке. Содержание термина «публичный порядок».
Оговорка о публичном порядке - институт международного частного права, при помощи которого может быть ограничено применение норм иностранного права, к которым отсылает коллизионная норма. Применение оговорки ограничивает действие отечественной коллизионной нормы. ФГК Франции 1804 г. установил: «нельзя нарушать частными соглашениями законов, затрагивающих общественный порядок и добрые нравы».
Оговорка в материальном смысле охраняет сложившиеся, особо защищаемые ценности того или иного правопорядка; в процессуальном - не допускает исполнения иностранных судебных решений.
Проблема нормативного закрепления оговорки состоит в том, что даются лишь контуры публичного порядка, судебная практика незначительно их раскрывает. Оговорка применяется лишь в исключительных случаях, институт является экстраординарным средством процессуальной защиты.
К примерам оговорки могут быть отнесены полигамные браки, «брачные союзы» физических лиц одного пола, использование рабского труда, однако само по себе наличие указанных институтов в правоотношении не означает, что в их применении может быть отказано. Например, в силу п. 1 ст. 127 СК РФ усыновителями в РФ могут быть лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а усыновление на территории РФ иностранцами ребенка-гражданина России производится по законодательству государства гражданства усыновителя.
В соответствии со ст. 1193 ГК РФ, подлежащая применению норма иностранного права в исключительных случаях не применяется, когда последствия ее применения явно противоречили бы основам правопорядка (публичному порядку) РФ с учетом характера отношения. В этом случае при необходимости применяется соответствующая норма (материальная) российского права.
Отказ не может заключаться только в отличиях правовых, политических, экономических системах государства.
Статья 1193 ГК РФ разрешает вопрос замещения путем применения «соответствующей нормы российского права». Однако возникает проблема отсутствия регулирования правоотношения правом РФ в принципе (например, имущественные последствия расторжения однополого брака и определение долей «супругов»). В праве соответствующего государства подобные вопросы регламентируются.
Относительно восполнения нормы, противоречащей основам правопорядка в доктрине высказана позитивная идея о применении соответствующей нормы того же иностранного права (по аналогии), однако нормативной основы не имеет. Закон суда применим только в случае, если регулирование по иностранному праву невозможно в принципе.
В соответствии со ст. 167 СК, нормы иностранного семейного права не применяются в случае, если такое применение противоречило бы публичному порядку РФ.
Например, обычное право иностранного государства, допускающее полигамию, противоречит основам российского семейного права, но из этого не вытекает, что полигамные браки, заключенные в стране, где они действительны, не могут порождать юридические последствия, которые были бы признаны в России (требование об уплате алиментов на содержание детей и т.п.).
Оговоркой должны затрагиваться такие фундаментальные принципы как равенство участников отношений и форм собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства в частные дела, обеспечение восстановления нарушенного права.
Информационное письмо Президиума ВАС РФ № 156 «О применении оговорки о публичном порядке...» 2013 г. дополняет такие основания:
1) Не извещение стороны процесса по согласованному в контракте адресу являются нарушением фундаментального права на защиту (п. 4);
2) Наличие вступившего в законную силу приговора суда по факту коррупции в отношении лица, подписавшего контракт, с учетом фактических обстоятельств (заведомо невыгодные условия), является основой международного публичного порядка (Конвенция ООН о противодействии коррупции 2003 г.) (п. 1);
3) Применение института, неизвестного российскому праву (заранее оцененные убытки), не влечет применение оговорки, поскольку не нарушается принцип свободы договора, добросовестности (п. 5);
4) Если иностранный суд применяет институт, влекущий взыскание убытков сверх реально причиненного вреда, то это априори не означает нарушение основ правопорядка. Российское право также предусматривает отступление от компенсационного характера гражданско-правовых мер (принцип соразмерности при восстановлении нарушенных прав презюмируется), например, при взыскании штрафной неустойки, ответственности за нарушение исключительных прав. Как не отвечающую принципу соразмерности судебная практика рассматривает одностороннюю реституцию как меру, имеющей конфискационную природу (Постановление ФАС Центрального округа от 21.01.2009 по делу N А09-7012/2008-35). Вместе с тем, при явной несоразмерности, суд может снизить размер неустойки, отказать в признании и исполнении иностранного решения, если размер убытков многократно превышает тот, который стороны могли разумно предвидеть при заключении договора; если при согласовании размера убытков имелись очевидные признаки злоупотребления свободой договора (в форме эксплуатации слабых переговорных возможностей должника);
5) Допустимость апелляционного обжалования в некоторых иностранных правопорядках судебных решений при условии внесения судебного залога само по себе не является дискриминационным (Постановление ЕСПЧ от 13.07.1995 г. по делу «Толстой-Милославский против Соединенного Королевства»). Оговорка может применяться в случаях, если будет установлено явное несоответствие суммы залога примерной оценке затрат стороны на возмещение судебных расходов, которые она вынуждена будет понести в случае пересмотра дела, инициатором которого не является (п. 7).