Деулинское перемирие и окончание Смуты
(1618–1619 гг.)
После этих неудач интервентов, в селе Деулино, принадлежавшем Троице-Сергиеву монастырю и находившемуся в трех верстах от него, в конце ноября возобновились переговоры.
Объективно время работало на Москву: вторая зимовка могла стать роковой для польско-литовского войска. К тому же ему пришлось бы зимовать не в городе Вязьме, а почти в чистом поле, тогда как расстояние до литовской границы было в два раза больше, чем прежде. Впрочем, велижский староста Александр Еонсевский (тот самый, что в 1611 году командовал гарнизоном в Москве) угрожал московским послам, что, если даже войско Владислава уйдет, у казаков скоро появится новый Лже-Дмитрий.
Острая нехватка вооруженных сил заставила московских послов стать сговорчивыми. Во-первых, в Вязниках (в Ярополческой волости Нижегородского края) был создан хорошо укрепленный лагерь казаков, покинувших царские войска из-за неуплаты жалованья. Было их там свыше трех тысяч человек.
Во-вторых, вскоре после начала переговоров в Деулино три тысячи казаков взбунтовались в самой Москве. Они вышли из столицы и двинулись по Владимирской дороге, шедшей и в Вязники. В пяти верстах от города их догнали бывший вождь Первого ополчения боярин ДТ. Трубецкой и окольничий Д. И. Мезецкий. С большим трудом им удалось привести беглецов обратно: «едва их поворотиша». Однако казаки остановились у стен Деревянного города, а войти в него отказались. Уговаривать их отправилась Боярская дума в полном составе.
Таким образом, возник драматический момент. Москва осталась без значительной части ратных людей, тогда как в ближайшей перспективе вырисовывалось объединение «вольного» казачества в шеститысячное мятежное войско. Вдобавок, в ход переговоров настойчиво вмешивалось руководство Троице-Сергиева монастыря, которое мало интересовалось судьбой пограничных городов, зато хотело снять блокаду с монастыря любой ценой.
Вот в такой обстановке 1 декабря 1618 года в Деулино было подписано перемирие сроком на 14 лет и 6 месяцев, то есть до 3 января 1632 года. Ценой его стала потеря значительной территории, завоеванной ранее Москвой у Литвы. По условиям договора за Речью Посполитой остались возвращенные ею в 1609–1618 годах города Белый, Велиж, Дорогобуж, Красный, Невель, Перемышль Рязанский, Почеп, Рославль, Себеж, Серпейск, Смоленск, Стародуб, Торопец, Трубчевскс их округами и уездами, Новгород-Северский с округами по обеим сторонам Десны, а также Чернигов с областью.
Все земли возвращались вместе с населением. Право уехать в Московию получили только дворяне, служилые люди, духовенство и купцы. Крестьяне и мещане должны были оставаться на своих местах.
Царь Михаил отказался от титулов «князя Ливонского, князя Смоленского и князя Черниговского», предоставив эти титулы королю Речи Посполитой.
В свою очередь послы Речи Посполитой обещали вернуть из Мариенбурга томившихся там московских послов во главе с Филаретом. Московитам вернули икону святого Николая Можайского, увезенную Гонсевским еще в 1611 году.
* * *
В конце 1618 — начале 1619 гг. завершилась эпоха бурных социальных потрясений («великая Смута»), длившаяся в Московской Руси около 15 лет.
С гибелью Ивана Заруцкого, Марины Мнишек и маленького «царевича» Ивана Дмитриевича идея самозванщины была исчерпана. Однако после этого значительная часть казаков московского государства еще ряд лет пыталась добиться своих целей путем смены царя в Москве (заменить Михаила Романова на Владислава) и уничтожения аристократической верхушки государства — боярства.
В данном контексте можно упомянуть восстание казаков под руководством атамана Михаила Баловнева (1614–1615 гг.), кровавые походы казаков атамана Кумы (1615 г.) и казаков полковника Александра Лисовского (1615 г.), массовое участие казаков в войне между Речью Посполитой и Москвой на стороне королевича Владислава (1617–1618 гг.), мятежный казачий лагерь в Вязниках (1618–1619 гг.), действия казачьих отрядов Шишова и Яцкого в северных областях Московского государства (ноябрь 1618 — февраль 1619 гг.) и ряд других эпизодов.