Сложные слова с some-, any-, every-, nо-

Вы только что рассмотрели слова any,some.Вы давно знаете слова bodyтело,thingвещь,no никакой,whereкуда, где.Слово oneвы знаете в значении один,но оно может также означать один человек, некто.Вы знаете также слово every['evrɪ] каждый.А теперь посмотрите, как много сложных слов получается из этих элементов.

С элементом thing:

something— что-либо, что-нибудь, что-то

anything— что-либо, что-нибудь (в отрицат. и вопросит, предложениях),что угодно (в утвердит. предложениях)

everything— всё

nothing— ничего, ничто

He knows something.Он что-то знает.

Does he know anything?Он что-нибудь знает?

Не knows everything.Он знает всё.

No, he knows nothing.Нет, он не знает ничего.

С элементами bodyи one:

somebody,someone— кто-то, кто-либо

anybody,anyone— кто-нибудь

everybody,everyone— все, каждый человек

nobody,no one— никто

There is somebody(someone)В той комнате кто-то есть,

in that room.

Is anybody(anyone)there? Там кто-нибудь есть?

Everybody(everyone)knows that. Все это знают.

Nobody(no one)likes him. Его никто не любит.

Сочетание no oneникто пишется раздельно: No onelikes him.

Те же местоимения в сочетании с whereдают следующие слова:

somewhere- где-то, куда-то, куда-нибудь

anywhere— где-нибудь, куда-нибудь (в вопросит, и отри-цат. предложениях),где бы (куда бы) то ни было, везде (в утвердит, предложениях)

everywhere— везде

nowhere— нигде

These flowers grow everywhere.Эти цветы растут везде.

Nowherein Europe can you Нигде в Европе вы

see such trees. не увидите таких деревьев.

Упражнение в чтении

• Повторите в уроке 3 произношение звука[ŋ],передаваемого буквами ng,и прочтите слова с ударением на первом слоге:

'sleeping, 'making, 'asking, 'finding, 'looking, 'knowing, thing [θɪŋ], 'something

• Прочтите и переведите текст:

BATS

Birds fly and batsfly too. Is a bat a kind of bird or are bats and birds different animals? A bat is not a kind of bird, for1 a bat has four legsand a bird has only two. Bats have teethand birds have none;bats have large earsbut birds' ears are only holesin the head.

The head and body of a bat is something like2the head and body of a mouse.The bat's legs helpit to fly. Wide pieces of skin jointhem together.These pieces of skin actlike wings.

Small bats eat flying insects.Larger bats also eat insects. Some large bats eat fruit.Nearly all bats eat at night and not in the daytime.

In the eveningbats fly about up and down3 in the air and catchinsects. Their little teeth can bite hardinsects.

Bats are busiestin the evening. In the daytime they usually sleepin a darkplace. Bats do not do us any harm.They help us because they eat insects which we do not like.

In South Americathere is a bat which lives only on blood.Its throatis so narrowthat only liquids can passdown it. This bat is not very big, only about four inches long,with wings about eight inches long when they are wide open. This little bat drinksthe blood of animals and evenof men. At night-time it flies into the house and comes down4on the sleeping person's armor leg. It touchesthe skin so quietly that the man does not feelanything. Thenthe bat makes a very small bitewith its teeth and begins to drink blood. The bat is so small that it does not drink a great dealof blood, but it takes enoughto make the person feel ill.

Some people think that bats cannot see, but that is not true.They have eyesand they can see, thoughthey cannot see very well. But they have better ears than men have and they can hear things which we cannot hear. Bats can feel where a thing is though they do not touch it. That is why they can fly about in the dark and catch little insects which they cannot see.

Примечания

1 forв данном контексте имеет значение ибо, потому что

2something like— нечто вроде, несколько похоже на

3 fly about up and down—перелетают с места на место, кружатся (букв.

летают вокруг, вверх и вниз).

Ср. сказанное о слове about в уроке 9.

4 comes down— опускается

НОВЫЕ СЛОВА

act[ækt] v действовать; п дело, поступок, акт

America[ə'merɪkə] п Америка

arm[ɑ:m] п рука (от кисти до плеча)

bat[bæt] п летучая мышь

bite[baɪt] v кусать; п укус

blood[blʌd] п кровь

busy['bɪzɪ] а занятой; деятельный; трудолюбивый

catch[kæʧ] v ловить, поймать

course[kɔ:s] п курс, ход; of courseконечно, разумеется

dark[dɑ:k] а темный; п:in the darkв темноте

deal[di:l] п:a great dealмного

down[daʊn] adv вниз; prep вниз по

drink[drɪŋk] v пить

ear[ɪə] n ухо

enough[ɪ'nʌf] adv достаточно

even['i:vn] adv даже

evening['i:vnɪŋ] n вечер

eye[aɪ] n глаз

feel[fi:l] v чувствовать

fruit[fru:t] n фpyкт(ы); плoд(ы)

hard[hɑ:d] а твердый

harm[hɑ:m] n вред; v вредить

head[hed] n голова; глава; v возглавлять

help[help] v помогать; n помощь

hole[həʊl] n дыра

ill[ɪl] а больной

inch[ɪnʧ] n дюйм

insect['ɪnsekt] n насекомое

join[ʤɔɪn] v coeдинять(cя), пpиcoeдинять(cя); вступать

leg[leg] n нога (от ступни до бедра)

like[lаɪk] adv подобно, как; а похожий

long[lɒŋ] а длинный; adv долго

mouse[mаʊs] п мышь; мн. ч.mice[mаɪs]

narrow['nærəʊ] а узкий

none[nʌn] pron, adv никто, ничто, ни один, нисколько

pass[pɑ:s] v проходить; передавать

skin[skɪn] п кожа

sleep[sli:p] v спать; п сон

so[səʊ] adv так, таким образом, настолько

then[ðen] adv тогда, затем, потом

though[ðəʊ] cj хотя

throat[θrəʊt] n горло

together[tə'ɡəðə] adv вместе

tooth[tu:θ] n зуб, мн. ч.teeth[ti:θ]

touch[tʌʧ] v трогать, касаться t

rue[tru:] а верный, правильный

wing[wɪŋ] n крыло

АНАЛИЗ СЛОВ

Среди слов урока большое место занимают названия частей тела. Обратите особое внимание на слова armи leg,обозначающие соответственно руку от кисти до плеча и ногу от ступни до бедра.По-русски мы должны были бы употребить несколько слов для перевода каждого из этих английских слов, потому что по-русски нога включает и ступню,а рука включает кисть.По-английски же эти конечности обозначаются отдельными словами: handкисть руки и footступня (мн. число feet).Эти слова вам уже встречались.

Слова, обозначающие части тела, чрезвычайно многозначны и в разных значениях постоянно встречаются в технической литературе. Раскроем общий англо-русский словарь и посмотрим, какие значения имеет слово head.

Мы увидим, что headзначит голова; передняя часть чего-л.: нос судна; мыс; изголовье, крышка; шляпка (гвоздя); рубрика, заголовок; лицевая сторона монеты; напор, давление столба жидкости; замочный камень свода; верхний брус оконной или дверной коробки; бабка станка; прибыль при литье; обух топора; боек молота; кочан; глава; руководитель.Несколько значений мы опустили. В специальном техническом словаре значений будет еще больше. Попробуйте найти в словаре название любой части тела, и вы убедитесь, что слово имеет ряд дополнительных значений в науке и технике. Некоторые значения специалист может установить по первоначальному, т.е. анатомическому, значению слова. Поэтому очень важно знать твердо это основное значение.

Заметим, что почти всем названиям частей тела соответствуют аналогичные глаголы (см. раздел «Конверсия» в уроке 6).

a headголова to headвозглавлять

a handрука to handвручать

an eyeглаз to eyeразглядывать

skinкожа to skinобдирать

a toothзуб to toothнарезать зубцы

Заметьте знакомые элементы в следующих словах: passпередавать (сравните со словом пасовка в спорте); попени один связано с известным вам сочетанием по one.Очевидны общие корни в словах actакт,fruitфрукт(ы),courseкурс.Заметьте особенно два идиоматических выражения: of courseконечно и a great dealмного.Можно также сказать a good deal.

В этом уроке вы встретили слово like.Наречие likeзначит подобно, как; прилагательное like—похожий.Не путайте их с глаголом to likeлюбить, нравиться,который вы встречали в уроке 8. Например:

Likeour friends we likethis Как и нашим друзьям, нам

book. нравится эта книга.

В уроках 7 - 10 вы встретили около 200 новых слов. Вместе со словами предыдущих уроков это составит около 350 слов.

УПРАЖНЕНИЯ

1.Определите,в какой степени сравнения стоят прилагательные.Переведите их на русский язык и определите их исходную форму.

coolest, bluest, thicker, freer, worst, truer, better, smallest, greatest, slower

2.Переведите устно предложения и назовите положительную степень выделенных прилагательных и наречий:

Her eyes are darkerthan Helen's.

In summer my room is coolerthan the other rooms.

In winter it is the bestand warmestroom in the house. I like it best.

The new bridge is longerand more solidthan the old bridge.

This dress is even worsethan your black dress; it is older,too.

Your hands are lesshard than mine.

Give me some morewater!

We have lesstime than we want.

The weather is colderin autumn than in spring though it is warmerthan in winter.

3.Найдите в тексте урока прилагательные в сравнительной и превосходной степени и дайте их исходную форму.

4.Образуйте причастие I от всех глаголов,встречающихся среди новых слов урока.

5.Вставьте вместо точек someили anyи переведите предложения:

Do you know ... of these girls?

There are ... foreign visitors in the park.

... of my friends live in this house.

We haven't... time.

Do you like ... of these animals? Yes, I like ... of them. No, I do not like ... of them.

Give me... water.

We do not see ... bats here.

What fruit do you want (to buy)? — ... fruit that is good for small children.

6.Переведите предложения:

He says nothing. He does not say anything. No man can do this. Nobody can do this. I go nowhere in the evening. Do you go anywhere? I do not know anybody in this city. I know nobody in this city. He sees nothing on the hill. He does not see anything on the hill.

7.Переведите письменно на русский язык последний абзац текста.Потом переведите написанное вами обратно на английский язык.Сверьте свой обратный перевод с оригиналом и исправьте ошибки,если они есть.

8.Перепишите предложения,поставив вместо русских слов английские:

Man has two (глаза)and two (уши).

I (чувствовать)warm.

The bird flies (вниз).

Let's (поймать)this bird.

I (начинать)to study.

Вats (едят)insects.

(Некоторые)bats (пьют кровь).

We must (действовать)quietly.

Have you (достаточно)money?

They are (заняты).

I cannot (спать)(так) long, (хотя)my room is very quiet.

Let's go (вместе).

The hole is ten (дюймов)wide.

Their (кожа)is (темная).

There is no (вред)in this insect.

Вirds have (крылья)and only two (ноги).

This animal's (кожа)is very thick.

He is (даже)older than she.

9.Выпишите из текста урока названия частей тела.

10.В тексте вы встречали слова arm[ɑ:m],ear[ɪə],eye[aɪ], head[hed],leg[leg], teeth[ti:θ]. Вам известны также слова hand[hænd]кисть руки,foot[fʊt] ступня ноги,mouth[maʊθ] рот.Запомните также слово nose[nəʊz]нос.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

1.Перепишите предложения,поставив данные в скобках слова в указанную степень сравнения.Переведите предложения устно:

This book is (long ср. cm.)and (good ср. cm.)than the other book.

It is (good прев, cm.)of all these books.

But I want something (easy ср. ст.).

Give me (easy прев. cm.)book.

He is my (good прев, cm.)friend.

I have even (little cp. cm.)time than you, but I study (much ср. ст.).

He is (good прев, cm.)student in our class.

This river is (narrow cp. cm.)than the Thames.

2.Перепишите словосочетания,заменив русские слова английскими причастиями I от известных вам глаголов:

А (спящий)child.

А (работающая)woman.

The man (смотрящий)at me.

Workers (начинающие)their work.

The boy (ловящий)birds.

The animal (пьющее)water.

The (растущий)child.

The (открывающиеся)gate.

(Проходящие)ships.

The bridge (соединяющий)the two sides of the river.

3.Переведите два предложения:

I feelnothing.

I do not feelanything.

Объясните,почему в первом предложении глагол стоит в утвердительной форме,а во втором—в отрицательной.

4.Перепишите предложения,заменив выделенные слова притяжательными местоимениями второй формы.Устно переведите предложения.

Axe your children older than my children! Axe his eyes darker than your eyes! Their house is better than our house.I like our room better than her room.My teeth are whiter than their teeth.

5.Переведите на английский язык:

Он работает лучше, чем вы.

Эта комната темнее нашей.

Его ноги длиннее, чем ваши.

Он больше занят, чем она.

Она ест больше фруктов, чем Мэри.

Дети спят дольше, чем мы.

У нее зубы белее, чем у меня.

6.Ответьте письменно по-английски на следующие вопросы; формулировки берите из текста:

1. Do bats do us any harm?

2. How many legs has the bat?

3. Has it any teeth?

4. When do bats eat?

5. What do they do in the daytime?

6. How do they help us?

7. Why do some bats live only on blood?

8. Can bats see?

9. Do they see very well?

10. How can they feel where a thing is though they do not touch it?

11. How big is the bat that drinks blood?

7.Переведите английские слова:

together, busy, inch, enough, sleep, then, ill, than, catch, act, feel, so, touch, help, drink, begin, fruit, insect, dark, hole, tooth, bite, skin, none, hard, join, down, even, harm, blood, pass, wing, evening, true, hear, throat, with, like, narrow, of course, a great deal

8.Назовите английские слова,имеющие значения:

трогать, твердый, дюйм, начинать, хуже, даже, кожа, достаточно, тогда, правильный, конечно, лучше, спать, кровь, длинный, крыло, кусать, самый лучший, больше, меньше, чем, слышать, узкий, так, хотя, действовать, вместе, вечер, ловить, чувствовать, пить, вниз, темный, занятой

Повторение

Повторите раздел о множественном числе существительных в уроке 2,вопросительную и отрицательную формы глагола(уроки 8 и 9).Перечитайте тексты уроков 6 - 9 и повторите все встречающиеся в них новые слова.

READING

World Records

The traditional English breakfast is bacon and eggs but Germans eat more eggs per person than the English1. The people of Germany are also the world's greatest beer-drinkers2.

The Italians drink more wine than the French. The people of Sweden hold the world record for coffee-drinking, but it is the Irish who drink the most tea — even more than the British.

The British spend a lot of time at the dentist because they are the greatest sweet eaters in the world. The Chinese eat the least sugar.

The greatest meat-eaters in the world are the Uruguayans (уругвайцы), while the people of Sri Lanka (Шри-Ланка) eat the least meat. And the French eat the most cheese — and drink the most champagne.

(From: Encounters by J. Gartonsprenger, Т. C. Jupp, J. Milne, P. Prowse. Abridged)

Примечания

1 Обратите внимание на употребление артикля с прилагательными, обозначающими национальность. The Englishзначит «англичане», the French— «французы», the British— «британцы», the Chinese— «китайцы». Однако названия языков обозначаются прилагательными без артикля: Do you speak English/French/Chinese?— Ты говоришь по-английски/по-французски/по-китайски? См. также «Анализ слов» в уроке 11.

2the world's greatest beer-drinkers— больше всего в мире пьют пива. Ср. также the greatest sweet eaters/meat-eaters.


Наши рекомендации