Полная форма разговорная форма

to beбыть

I am not я не (есть)

he (she, it) is not he (she, it) isn't ['ɪznt]

we (you, they) are not we (you, they) aren't [ɑ:nt]

to have иметь

I have not я не имею I haven't ['hævnt]

he (she, it) has not he (she, it) hasn't ['hæznt]

we (you, they) have not we (you, they) haven't

саn мочь

I cannot ['kænɒt] я не могу I can't [kɑ:nt]

he (she, it) cannot he (she, it) can't

we (you, they) cannot we (you, they) can't

may мочь, иметь разрешение

I may not я не могу (мне нельзя) —

he (she, it) may not —

we (you, they) may not —

must долженствовать

I must not я не должен I mustn't ['mʌsnt]

he (she, it) must not he (she, it) mustn't

we (you, they) must not we (you, they) mustn't

Как видите, отрицательные формы этих глаголов образуются очень просто. Обратите внимание на то, что с глаголом canотрицание пишется слитно, а в остальных случаях отдельно.

• Прочтите и переведите предложения:

I am not a teacher.

Не is not my friend.

We have not many books.

They have not much time.

You must not go.

We cannot do it.

You can't see the bridge from this place.

May I take these flowers?

No, you may not.

Смысловые глаголы

Отрицательная форма смысловых глаголов образуется с помощью вспомогательного глагола do и отрицания not. Сравните утвердительные и отрицательные предложения:

I see я вижу

I do not see я не вижу

he works он работает

he does not work он не работает

Вы видите, что для образования отрицательной формы глагола нужно поставить вспомогательный глагол do и отрицание notперед смысловым глаголом.

Обратите внимание на то, что окончание 3-го л. ед. числа принимает не смысловой глагол, а вспомогательный. Do notи does not часто сокращаются в don't [dəʊnt], doesn't['dʌznt]. Отрицание сливается с глаголом, а буква о заменяется апострофом. Эта сокращенная форма очень распространена в разговорной речи. Например:

I do not know = I don't know я не знаю

he does not like it = he doesn't like itему это не нравится

• Прочтите и переведите:

Не does not live in Moscow.

I do not work in this city.

We do not see the clock.

They don't know our friends.

These trees do not grow in this country.

The animal doesn't eat vegetables.

Отрицательная форма повелительного наклонения

Отрицательная форма повелительного наклонения образуется с помощью сочетания do notили don't,которое ставится перед смысловым глаголом. Сравните с уже известной вам утвердительной формой:

Takethis book! Don'ttake this book!

Writethis word! Don't writethis word!

Goto your room! Don't goto your room!

• Прочтите и переведите:

Do not listen to her. Don't eat this apple. Don't translate this text. Don't give him this map. Don't open the box. Don't ask me. Don't tell him.

3. Краткие ответы на вопросы

Ответы на вопросы могут быть полнымиили краткими,утвердительнымиили отрицательными.Вот образцы полного ответа:

Do you live in Moscow? Yes, I live in Moscow.

No, I do not live in Moscow.

(No, I don't live in Moscow.)

Краткий ответ по-русски может состоять из одного слова «да» или «нет». Односложные ответы yesили nовозможны в английском языке, но более характерны ответы с повторением первого (вспомогательного) глагола, содержащегося в вопросе. Приведем образцы утвердительных и отрицательных кратких ответов:

Is he agood worker? Он хороший работник?

Yes,he is.No,he is not.(No,he isn't.)

Are they in Moscow? Они в Москве?

Yes,they are.No,they are not.(No,they aren't.)

Have you a blue pencil? Есть у вас синий карандаш?

Yes,I have.No,I have not.(No,I haven't.)

Do you work here? Вы здесь работаете?

Yes,I do.No,I do not.(No,I don't.)

Does he live in London? Он живет в Лондоне?

Yes,he does.No,he does not.(No,he doesn't.)

Сокращенияisn't,aren't,doesn't,haven't,hasn'tупотребляются вразговорной речи и в художественной литературе (в прямой речи).

Отрицательные предложения

1)Предложения с отрицательными словами

По-русски отрицательное по смыслу предложение может содержать несколько отрицательных слов. Например:

Я ничего не знаю.

Он никогда никому ничего не говорит.

По-английски достаточно выразить отрицание один раз. Поэтому в отрицательном по смыслу предложении глагол стоит в отрицательной форме лишь в том случае, если в предложении нет других отрицательных слов. Например:

I do not knowhim. Я его не знаю.

Не does not livehere. Он здесь не живет.

Если же в предложении есть отрицательное слово, то глагол стоит в утвердительной форме:

Nobodyknows him. Никтоего не знает.

I nevergo there. Я никогдатуда нехожу.

Noman can do it. Никакойчеловек этого неможет сделать.

Наиболее распространенными отрицательными словами являются never['nevə] никогда,nobody['nəʊbədɪ] никто,nothing['nʌθɪŋ] ничтои no[neʊ] никакой.Запомните их.

2)Предложения с глаголом to have и оборотом there is

Отрицательная форма глагола в предложениях с глаголом to haveи оборотом there isупотребляется почти исключительно в кратких ответах:

Haveyou a white dress? No, I haven't.

Is therea lamp on the table? No, there isn't.

Более развернутые отрицательные предложения с глаголом to haveи оборотом there isобычно образуются с помощью отрицательного местоимения no никакой.А так как в предложении достаточно одного отрицания, то глагол стоит в утвердительной форме.

There are nobooks on the table. Ha столе нет (никаких) книг.

I have nochildren. У меня нет детей.

Дополнение, к которому относится местоимение no,теряет артикль. Сравните:

The building has a tower. На здании есть башня.

The building has notower. На здании нет башни.

• Прочтите и переведите:

There are no parks in this part of the city.

There is no library near our house.

We have no foreign books.

He listens to nobody.

Nobody likes this animal.

The boy has no black pencil.

I never dance.

She has no yellow dress.

Упражнение в чтении

• Прочтите предложения,в которых дужками обозначены слитно читающиеся слова.Напоминаем,что буква R, r читается перед гласным звуком.

There ‿ is an ‿ underground railway in ‿ our city now.

There ‿ is a ‿ bridge over ‿ this river.

• Прочтите и переведите текст:

THE THREE STATES OF MATTER

There are three statesof matter.We know water in all three states. We have solidwater which we call ice,liquidwater and a gaswhich we call steam.

When we place a solid in a vessel,it keeps its own sizeand shape.A liquid does not keep its ownshape. It takesthe shape of the vessel, but keeps its ownsize. A gastakes both the size and the shape1 of the vessel.

A solid has a definitesize and a definite shape. A liquid has a definite size, but no definite shape. A gas has no definite size or shape.

These three states depend onthe freedomof the moleculesto move about.In a solid the molecules movevery slowly;in a liquid they move aboutmore freely;in a gas they fly about with great speed.

Is this bodya solid or not? It is not always easy2to answer this question. A pieceof pitch seemsto be solid3 but when we place it in a vessel it slowlytakes the shape of the vessel. This shows that it reallyis a very thickliquid. A thin jellyseems more liquid thanpitch, but it does not take the shape of its vessel. This means that it is a real solid.

Примечания

1takes both the size and the shape— принимает как размер, так и форму. Слово bothоба встречалось вам в уроке 4. Сложный союз both...andобычно переводится как... так и...

2 It is not always easy... - He всегда легко ...

Itв данном случае является формальным подлежащим безличного оборота. Такие предложения вы будете изучать в уроке 16.

3Apiece of pitchseems to be solid... — Кусок черной смолы кажется твердым...

Новые слова

about[ə'bаʊt] adv l. кругом, везде; 2. приблизительно, почти; prep о, об

always['ɔ:lwez] adv всегда

body[bɒdɪ] n тело

definite['defɪnɪt] a определенный

depend(on)[dɪ'pend] v зависеть (от)

easy['i:zɪ] a легкий

freedom['fri:dəm] n свобода

freely['fri:lɪ] adv свободно

gas[ɡæs] n газ

great[ɡreɪt] a великий, огромный

ice[aɪs] n лед

jelly['ʤelɪ] n l. желе; 2. студень

liquid['lɪkwɪd] а жидкий; n жидкость

matter['mætə] n вещество, материя; v иметь значение

molecule['mɒlɪkju:l] n молекула

more[mɔ:] adv больше, более

move[mu:v] v двигать(cя); move about vпередвигаться с места на место

own[əʊn] а собственный

piece[pi:s] п кусок; штука

pitch[pɪʧ] п черная смола

question['kwesʧən] п вопрос; v спрашивать, допрашивать

really['rɪəlɪ] adv в действительности

seem[si:m] v казаться

shape[ʃeɪp] n форма; v придавать форму

show[ʃəʊ] v показывать

size[sаɪz] n размер

slowly['sləʊlɪ] adv медленно

solid['sɒlɪd] а твердый, цельный, прочный, солидный; п твердое тело

speed[spi:d] п скорость

state[steɪt] п 1. состояние, положение; 2. государство, штат; v заявлять, констатировать

steam[sti:m] п пар

than[ðæn] cj чем

thick[θɪk] а толстый, густой, плотный

thin[θm] а жидкий; тонкий, худощавый

vessel[vesl] n сосуд; судно

Анализ слов

Среди новых слов урока 9 вы встретили много слов, обозначающих элементарные понятия, чрезвычайно важные для всей вашей дальнейшей работы. Ких числу относятся size,shape,body,matter,speed,stateи многие другие. Международных слов здесь немного, но они все-таки есть: gas,jelly,molecule,real(ср. реальный),solid,matter.Заметьте общие корни в словах speedи спидометр.Слово iceлед можно сопоставить с вошедшим в русский язык словом айсберг (по-английски iceberg).Слово pieceкусок, штука в некоторых контекстах может иметь значение «пьеса» — например, музыкальная пьеса.

Слово alwaysвсегда вам будет легче запомнить, если вы обратите внимание на его корни: all + way.Вы знаете их как самостоятельные слова все и путь.

Прилагательное definiteопределенный сопоставьте с известным вам словом indefiniteнеопределенный.Приставка in-соответствует русской приставке не-.

Три слова могут представить некоторые затруднения при переводе: about,state,matter.Надо вдумываться в контекст, чтобы определить, какой смысл они имеют в данном случае. Несколько примеров с различными значениями about:

A book aboutLondon. Книга о Лондоне,

I have aboutsix hundred books. У меня около 600 книг

Don't look about!He смотри no сторонам.

Birds fly aboutthe tower. Птицы летают вокруг башни.

Birds fly about.Птицы летают (перелетают

с места на место).

Примеры на различные значения state:

The stateof things. Положение вещей.

What a stateyou are in! В каком вы состоянии!

France is а European state.Франция — европейское государство.

The United [ju:'naitɪd] Statesof America.

Соединенные Штаты Америки.

I statethis in my letter. Я констатирую (заявляю) это

в своем письме.

Слова state,штат, констатировать (одно английское слово и два русских) имеют общий корень, связанный с латинским словом statusсостояние, статус.

Слово matterне вызывает затруднения при переводе, когда оно употребляется в значении материя, вещество в физическом или философском смысле. Однако существительное matterи глагол to matterмогут встречаться и в других значениях:

Существительное

What is the matter?В чем дело?

I must go, no matter what you say.Я должен пойти, что бы вы ни говорили.

Глагол

What does it matter?Какое это имеет значение?

It does not matter.Это неважно (это не имеет значения).

It mattersto me. Для меня это имеет значение.

Глагол to seemказаться в некоторых контекстах может представлять трудности при переводе. В тексте урока (см. примечание 3) возможен дословный перевод. Однако имейте в виду и следующие возможные варианты:

It seemsto me that you must come. Мне кажется, что вам нужно прийти.

(Здесь itвводит безличный оборот)

Не seemsto be a good worker. Он, кажется, хороший работник.

(Он кажется хорошим работником.)

The birds seemto fly north. Похоже, что птицы летят на север.

The child seemsto like you. Ребенку вы, кажется, понравились (нравитесь).

Напоминаем, что слова neverникогда,nobodyникто,nothingничто,которые вы встретили в разделе об отрицательных предложениях, тоже нужно запомнить.

УПРАЖНЕНИЯ

1.Вместо точек вставьте по или not и переведите предложения устно:

This matter is ... pitch.

We have... water.

This water is ... warm.

There is... ice.

We do ... live in Moscow.

Do... take this vessel.

I do ... like jelly.

Have you a pen? ..., I have ....

There are ... docks on this river.

The leaves of this tree are... green.

2.Перепишите предложения,сделав их отрицательными,устно переведите их:

Не works in Moscow.

Answer this question!

This matter is gas.

The speed of this locomotive is great.

The child eats jelly.

Ann likes this red dress.

The boys answer our questions.

The question is easy.

3.Вставьте вместо точек подходящее по смыслу слово и переведите предложения.Вам следует употребить одно из следующих слов:always, free, great, ice, move, own, question, show, speed, thin.

Keep the jelly on ... .

They have very little ... time.

A.S. Pushkin is a ... writer.

What is the ... of this ship?

... me your room.

My ... room is small.

They ... too slowly.

The girl is too ... .

They ... work here.

You must study this... .

4.Среди слов урока вы встретили следующие прилагательные:

definite, easy, free, great, real, slow, solid, thick, thin

Определите значения наречий:

definitely, easily, freely, greatly, really, slowly, solidly, thickly, thinly

(Вспомните суффикс -ly,урок 7.)

5.Следующие слова распределите на 7 пар антонимов(противоположных по значению слов):

thick, great, always, liquid, all, never, thin, small, nothing, solid, question, definite, answer, indefinite

6.Дайте устно краткие ответы на вопросы:

Do you live in Moscow?

Do you work?

Are you a worker?

Have you many friends?

Have you a good room?

Are there many new houses in the place where you live?

Do you live in a new house?

Are you old?

Are you young?

Do you study well?

Is there a lamp on your table?

Is there a river near your house?

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

1.Переведите текст письменно на русский язык.

2.Дайте полные ответы на следующие вопросы к тексту урока:

How many states of matter are there?

Does a solid keep its own shape?

How do molecules move in a gas?

Is pitch a solid or not? What is it?

What do the three states of matter depend on?

What bodies have a definite size but no definite shape?

3.Переведите на английский язык:

Лед — не газ; он твердое тело.

Я не знаю размера этого куска.

Мне не нравится форма этого сосуда.

Газ не имеет определенной формы.

Я не хочу слушать.

Не отвечайте.

Я ничего не вижу.

Я не знаю никого.

Это не зависит от меня.

Это не легко.

4.Напишите во множественном числе существительные:

body, jelly, piece, gas, vessel, size

5.Переведите на русский язык:

Give me some water and a piece of ice.

Give me some water or a piece of ice.

Give me both water and ice.

6.Переведите слова

always, definite, own, more, how, slow, never, shape, speed, steam, thick, body, free, nothing, move, easy, freedom, matter, nobody, great, depend, real, seem, than, vessel, piece, thin, ice, question, state, size

7.Назовите английские слова,имеющие следующие значения:

больше, форма, чем, кусок, медленный, государство, двигаться, вопрос, показывать, пар, казаться, размер, твердое тело, скорость, тонкий, всегда, тело, собственный, свободный, толстый, об, великий, легкий, жидкость

ПОВТОРЕНИЕ

Повторите в уроке 4 притяжательные местоимения и притяжательный падеж существительных.Выполните устно два последних контрольных задания к урокам 7 и 8.

READING

Proverbs

Fine feathers do not make Прекрасные перья не делают птиц

fine birds. прекрасными/Нельзя судить по внешности.

Time and tide wait for no man. Время и прилив никого не ждут.

There is по time like the present. Нет времени лучше настоящего

/Куй железо, пока горячо.

We do not see ourselves Мы себя не видим так,

as others see us. как нас видят другие.

РОЕМ

(which helps you to learn parts of speech)1

Three little words you often see

Are articlesa, an,and the.

A nounis the name of anything;

As school or garden, ice or swing ([swɪŋ] — качели).

Adjectivestell the kind of noun;

As great, slow, easy, white or brown.

Instead of nouns the pronounsstand:

He says to her,give me your hand.

Verbstell of something being done2;

To read, count, move, show, jump or run.

How things are done3 the adverbstell;

As slowly, quickly, ill or well.

Conjunctionsjoin the words together;

As men and women, wind or weather.

The prepositionsstand before

A noun, as in or through the door.

The whole we call eight parts of speech

Which reading, writing, speaking teach4.

Примечания

1 parts of speech— части речи.

См. Условные словарные сокращения в уроке 7.

2 of something being done— о каком-либо действии

Эту конструкцию вы будете изучать позже, в уроке 21.

3 How things are done...— Как делаются дела ... («как производятся действия...») Эту конструкцию вы будете изучать в уроке 14.

4 Перевод последних двух строчек:все это (в целом) мы называем восемью частями речи, которые учат нас читать, писать и говорить.

УРОК ДЕСЯТЫЙ LESSON TEN

Грамматика:1. Притяжательные местоимения (вторая форма).

2. Степени сравнения прилагательных и наречий.

3. Причастие I.

4. Неопределенные местоимения some,any.

Словообразование:5.Сложные слова с some,any,every,no.

ГРАММАТИКА

1. Притяжательные местоимения (вторая форма)

В уроке 4 вы познакомились с притяжательными местоимениями my,his,her,its,our,your,their.Притяжательные местоимения имеют эту форму, когда стоят перед существительным в качестве его определения. Но когда они стоят вместо существительного, заменяют его, то форма их несколько меняется. Сравните:

Первая форма:my his her its our your their

Вторая форма:mine his hers its ours yours theirs

Перевод:мой его ее ее наш ваш их

его твой

This is your room,but that is hers.Эта ваша комната,а та ее.

This is my mistake,not yours.Это моя ошибка,не ваша.

Give me your pen,I cannot Дайте мне вашу ручку,я не

find mine.могу найти свою.

Сравните также одинаковые по смыслу предложения с разными формами притяжательных местоимений:

These are my notes.Это мои заметки.

These notes are mine.

Is that your pencil?Это ваш карандаш ?

Is that pencil yours?

• Прочтите и переведите:

Take my notebook and give me yours. I like your house; do you want to see ours? Give them our map, theirs is too small. She says that bag is hers.

Наши рекомендации