Вопросительная форма глаголов в present indefinite tense

1)Вспомогательные и модальные глаголы to be, to have, can, may, must

Вопросительная форма этих глаголов образуется путем перестановки: глагол ставится перед подлежащим. Сравните:

Утвердительная форма Вопросительная форма

to be:I am am I?

to have:he has has he?

can:we can can we?

may:I may may I?

must:they must must they?

• Прочтите и переведите:

Have you many friends?

Is he your friend?

Can we come?

May I take this flower?

Must they study mathematics?

Are you a docker?

Is she a good worker?

Is there a shop near your house?

2)Смысловые глаголы

Вопросительная форма остальных глаголов образуется с помощью вспомогательного глагола to do[du:], который ставится перед подлежащим. Сравните утвердительную и вопросительную форму глагола to study:

I study. Я учусь.

DoI study? Учусь ли я?

Не studies. Он учится.

Does[dʌz] he study? Учится ли он?

She studies. Она учится.

Doesshe study? Учится ли она?

We study. Мы учимся.

Dowe study? Учимся ли мы?

You study. Вы учитесь.

Doyou study? Учитесь ли вы?

They study. Они учатся.

Dothey study? Учатся ли они?

Заметьте, что в вопросительной форме окончание 3-го лица ед. числа —(e)sпринимает не смысловой, а вспомогательный глагол: he makes — does he make?

Итак, чтобы образовать вопросительную форму глагола, нужно в предложении перед подлежащим поставить do[du:] или does[dʌz].

• Прочтите и переведите:

Do you see the blue bird?

Does she live in Moscow?

Does the ship go to London?

Do they study geology?

Do you grow vegetables?

Do these trees grow in this country?

Does he study English?

Do these workers live near the railway?

Вопросительные слова

Чтобы иметь возможность рассмотреть различные типы вопросов, нужно запомнить вопросительные слова. Вот они:

who?[hu:] кто? where?[weə] где?

whom?[hu:m] кого? when?[wen] когда?

whose?[hu:z] чей? why?[waɪ] почему?

what?[wɒt] что? какой? how?[hau] как?

which?[wɪʧ] который?how many?сколько?

how much?сколько?

Whois there? Кто там?

Whomdo I see? Кого я вижу?

Whosebook is this? Чья это книга?

Whatis this? Что это?

Whatdo you see? Что вы видите?

Whatletter is this? Какая это буква?

Whichbook do you want? Какая (которая) книга вам нужна?

Whereare you? Где вы?

Whendo the visitors come? Когда приходят посетители?

Whydo you tell me this? Почему вы мне это говорите?

Howdo the ships go into the docks? Как суда заходят в доки?

How manyapples? Сколько яблок?

How muchwater? Сколько воды?

Заметьте следующие особенности:

1) Местоимение whomпостепенно выходит из употребления и в современной речи обычно заменяется местоимением who.Так, предложение Кого вы хотите видеть?по-английски чаще звучит Who do you want to see?,чем Whom do you want to see?

2) Местоимение whatможет быть подлежащим, дополнением и определением. В первых двух случаях оно переводится что,в третьем — какой.Примеры: What keeps the house cool?Что делает дом прохладным ?(подлежащее); What do you know?Что вы знаете?(дополнение); What building is this?Какое это здание?(определение).

3) Whichкоторый употребляется там, где речь идет о выборе из нескольких предметов. Например: Which building is the library?Которое из этих зданий — библиотека?

4) How manyи how muchпереводятся сколько.Буквально эти словосочетания значат как много.Manyупотребляется, когда речь идет о множестве отдельных предметов, much- когда дело касается массы (вещества) или абстрактного понятия (время, досуг и т.п.). Поэтому говорят: How many ships?Сколько кораблей ?,How much water?Сколько воды ?

Все вопросительные слова надо знать наизусть.

3. Вопросительные предложения:
общие и специальные вопросы

Вопросительные предложения подразделяются на общие и специальные вопросы.

Общимивопросами называются такие, на которые можно ответить «да» или «нет». К такому типу вопросов относятся предложения, о которых мы говорили в разделе о вопросительной форме глагола. Они начинаются с глагола.

Специальныевопросы имеют целью выяснение какого-либо факта или обстоятельства. Они относятся не ко всему предложению, а к одному из его членов. Начинаются они с вопросительного слова.

В общих вопросах глагол всегда стоит в вопросительной форме:

Do they know him? Знают ли они его?

Do you see the bridge? Вы видите мост?

Does he live in this city? Он живет в этом городе?

Does she read English? Она читает по-английски?

В специальных вопросах глагол стоит в вопросительной форме только в том случае, если вопросительное слово не является подлежащим или определением подлежащего. Сравните следующие предложения:

Who knowsthis? Кто это знает?

Whose friend livesin this house? Чей друг живет в этом доме?

What doyou know?Что вы знаете?

What bridge doyou see?Какой мост вы видите?

В первом предложении вопросительное слово является подлежащим; во втором — определением подлежащего. Поэтому в этих двух предложениях глагол стоит в утвердительной форме. В остальных предложениях вопросительные слова являются второстепенными членами предложения. Поэтому глагол стоит в вопросительной форме.

• Прочтите и переведите:

Where is the yellow pencil?

Where are winters warm?

How many bags have you?

Have you a map of the world?

Who knows that?

Where does he live?

What is on the table?

When do the trees grow well?

How do you make your plans?

Whose notebook is this?

Whom do you know in this city?

Why do you go there?

How many notebooks are there on the table?

How much water can you give me?

How often do you go to the city?

What have you in your hand?

Who can do this kind of work?

Whose work is this?

How many letters are there in this word?

Is he a good worker?

How wide is the river?

How many people work here?

How many hours do you usually work?

What bridge is this?

How much can you do in an hour?

4. Многозначность местоимений who, which, that

Вы только что читали о whoи whichкак о вопросительных местоимениях кто и который.Однако существуют и относительные местоимения whoи which,вводящие определительные придаточные предложения. В этом случае они переводятся который.Whoупотребляется, когда речь идет о людях, which- в остальных случаях. Например:

The man whoworks at this Человек, который работает

table is my friend. за этим столом, мой друг.

I usually go to the library Я обычно хожу в библиотеку,

whichis near our house. которая находится вблизи от нашего дома.

Слово thatвы встречали в значении тот.Вводя определительные придаточные предложения, оно означает который:

I see the house thatI know Я вижу дом, который я так

so well. хорошо знаю.

That может вводить и дополнительные придаточные предложения. В этом случае that переводится что.

I know thathe is a good worker. Я знаю, что он хороший работник.

We know thatthat book is good. Мы знаем, что та книга хорошая.

Заметьте, что в последнем предложении два thatидут подряд: первое значит что,а второе — та.

К вопросу о придаточных предложениях мы еще будем возвращаться. Пока заметьте лишь, что они обычно не отделяются от главного предложения запятой в отличие от русского языка.

Упражненияв чтении

1.Прочтите слова с дифтонгами:

[aɪ]: fine, like, time, by, buy [baɪ], quiet ['kwaɪət], why

[eɪ]: day, way, play, may, eight [eɪt], station ['steɪʃn]

[eə]: where, there, their, bear, fair, Mary

[aʊ]: now, how, mouth, ground, house [haʊs], south

2.Прочтите слова с ударением на втором слоге(на корне):

connect, convey, begin, because [bɪ'kɔ:z]

• Прочтите и переведите текст.Поскольку темой настоящего урока являются вопросительные предложения,текст является диалогом.

IN THE PARK

Helen is in Moscow on a visit.

ANN: What do you want to see today, Helen?

HELEN: Iwant to see many things. But Moscow is a large city. You live in Moscow and you know it well. What is there to see in Moscow? Where can we go today?

ANN: The day is fine.Let's1 go to the Central Park of Cultureand Recreation.

The two women are on their way to the park. They go over a bridge to the other side of the river.

ANN: Do you likethis bridge, Helen? We have many fine new bridges in Moscow.

HELEN: Yes, it is a fine bridge. We also have very fine bridges in St Petersburg, new and old.

They go into the park.

HELEN: What a fine park! Look at these children! How well this little boy dances!

ANN: I think that girlalso dances very well.

HELEN: What girl? Which of them?

ANN: The girl in the yellow dress.Do you like her?

HELEN: Yes, I like her very much2. How old is she3, do you think?

ANN: She must be eight or nine. But what do you want to do now, Helen? Do you want to dance?

HELEN: No,let's go and see the park. Let's find a quietplace where we can sitand have a rest.

ANN: Do you like this place?

HELEN: Yes, let's sit here.

"I want an apple," says Ann.

"Let's buyapples," says Helen.

She buys four big apples. The two friends eat an apple each and keep the othersfor Ann's children. It is time to go. They go by Metro.

"What stationis this?" asksHelen. "It is Lubyanka," Ann answers.

"We also have the undergroundin St Petersburg," says Helen. "You must come and see it."

"Yes, I must," Ann answers. "I may go in summer. But now we must go home and restin my room."

Примечания

1 Глаголto letразрешать, позволять вам уже встречался. Выражение let's = let usприобрело значение приглашения сделать что-нибудь совместно с говорящим. Переводится давай, давайте.

2 Да, она мне очень нравится.Глаголto likeпо своему значению менее эмоционален, чем русский глагол «любить», и скорее соответствует слову нравиться.Однако предложения с этим глаголом строятся как личные, а не как безличные предложения:I like this book. Мне нравится эта книга.She likes it. Это ей нравится.Very much буквально значит очень много,но в сочетании с глаголом приобретает значение очень сильно или просто очень:Thank you very much. Очень благодарен/Большое спасибо.

3 How old is she?Сколько ей лет?(букв. Как она стара?)Это устойчивое словосочетание является обычной формулой вопроса о возрасте. Ответ строится так: She is ten years old или просто She is ten Ей десять лет.

Новые слова

answer['ɑ:nsə] v отвечать; n ответ

ask[ɑ:sk] v спросить

boy[bɔɪ] n мальчик

buy[baɪ] v купить

central['sentrəl] а центральный

culture['kʌlʧə] n культура

dance[dɑ:ns] v танцевать; n танец

day[deɪ] n день

dress[dres] n платье; oдeждa; v oдeвaть(cя)

eat[i:t] v есть, съедать

fine[faɪn] а прекрасный; изящный; тонкий

girl[gɜ:l] n девочка, девушка

ground[graʊnd] n земля, грунт

here[hɪə] adv здесь, тут

like[laɪk] v любить, нравиться

little['lɪtl] а маленький

no[nəʊ] adv нет

park[pɑ:k] n пapк

quiet['kwaɪət] a тихий, спокойный; n тишина, покой

recreation[,rekrɪ'eɪʃn] n paзвлечение, отдых

rest[rest] n отдых; v отдыхать

room[rʊm]n комната; пpocтpaнcтвo

say[seɪ] v сказать

sit[sɪt] v сидеть

station['steɪʃn] n станция, стоянка, пост; база

think[θɪŋk] v думать

time[taɪm] n время;paз; it is timeпopa

underground['ʌndə,gгaund] a подземный; the 'Undergroundn мeтpoпoлитен

way[weɪ] n путь; cpeдcтвo, способ

yes[jes] adv да

Заметьте два значения слова timeи сравните:

How much time do you want? Сколько времени вам нужно?

How many times a day do you eat? Сколько раз в день вы едите?

УПРАЖНЕНИЯ

1.Составьте полную таблицу спряжения в вопросительной форме глаголов to be, to have, can, to make.Пользуйтесь примерами и таблицами спряжения глаголов в утвердительной форме,данными в уроках 2,4,5,6,а также образцами,данными в настоящем уроке.

2.Проспрягайте устно в вопросительной форме глаголы must, ask, answer.

3.Вместо точек вставьте who или what:

... says that? ... do you eat?

... do you say? ... do you want to buy?

... do you study? ... wants to buy this pencil?

... studies well? ... opens the gate?

4.Вместо точек вставьте whom или whose:

... do you want to see? ...bag is this?

... do you know in this city? ... book is this?

5.Сделайте общими вопросами следующие предложения:

Our park is fine.

The little boys are very quiet.

Her dress is yellow.

John is a docker.

We often sit in the park.

There is a library in the park.

She has a new dress.

These people live in good houses.

She dances well.

They like to rest here.

They eat three times a day.

The railway goes over the ground.

Peter likes this girl.

I want to have a rest.

Переведите предложения и вопросы устно.

6.Задайте специальные вопросы к выделенным членам предложения:

Подлежащее:The boystudies well.

The bagis in Ann's room.

Дополнение:We like the boy.

We see a bridge.

Обстоятельство места:The children dance in the park.

Ann works in her room.

Обстоятельство времени:We must go now.

Обстоятельство образа действия:You must do it well.

7.Следующие 12 слов распределите на 6 пар синонимов(близких по значению слов):

big, also, for, small, say, too, large, little, tell, land, because, ground

8.Следующие 22 слова распределите на 11 пар антонимов(противоположных по значению слов):

yes, rest, boy, under, little, day, why, ask, girl, here, big, because, no, new,

sea, answer, old, land, work, night, over, there

9.Ответьте по-английски на следующие вопросы.Формулировки берите из текста:

Why is Helen in Moscow?

Where does Ann live?

How old is the girl who dances well?

Do Ann and Helen go to the park by railway or by Metro?

What do they call Metro in London?

Why do they call it the Underground?

Is there Metro in St Petersburg?

Where does Helen live?

Does Ann want to go to St Petersburg?

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

1.Составьте четыре вопроса к следующему предложению:

The boy studies mathematics in his room.

1)к подлежащему—the boy,

2)к дополнению—mathematics,

3)к обстоятельству места—in his room,

4)общий вопрос ко всему предложению.

2.Сделайте следующие предложения вопросительными(общими вопросами):

They know almost all the answers.

The boys answer very well.

We must buy these new books.

Children eat four or five times a day.

Our girls dress well.

The wind is cool.

They grow apples and vegetables.

They also like this place.

3.Объясните,почему в предложении Who buys apples?глаголстоит в утвердительной форме,а в предложении Where do you buy apples?глагол стоит в вопросительной форме.

4.Переведите строчку из текста:What girl? Which of them?

5.Переведите на английский язык:

Где вы живете? Почему вы спрашиваете? Что вы знаете?

Где вы живете? Кого вы знаете? Сколько у вас карандашей?

Кто знает это? Когда вы отдыхаете?

Какие книги вы покупаете? Что вы говорите?

Этому человеку нравится его работа. Какая из этих книг вам нравится?

Парк ей нравится. Где ваша комната? Сколько лет вашему другу?

6.Переведите слова:

also, fine, eat, rest, way, answer, little, room, for, think, under, station, say, here, ask, dance, sit, girl, dress, yes, old, tune, day, ground, culture, like, no, because, quiet, want

7.Назовите английские слова,имеющие значения:

да, нет, где, когда, почему, кто, что, который, сколько, как, спрашивать, покупать, путь, сидеть, день, старый, отвечать, здесь, платье, мальчик, девочка, для, думать, есть (питаться), нравиться, тихий, комната, время, под, сказать, отдых, хотеть

Повторение

Повторите спряжение глаголов to be, to have, can, may, must в уроках 4,5,6 и остальных глаголов—в уроке 2.

READING

Начиная с этого урока, вы будете получать материал для дополнительного чтения в разделе ReadingЧтение.Он будет состоять из газетных сообщений, научно-популярных заметок, стихов, пословиц, общеизвестных цитат и т.п. Выбирайте из него то, что вас интересует Большинство слов вам уже известно. Несколько неизвестных слов вы найдете в словаре к самоучителю.

Proverbs['prɒvəbz] Пословицы

Many hands make light work. Много рук делают работу легкой.

Eat at pleasure, drink with measure ['meʒə]. Ешь вволю, пей в меру,

Fine words dress ill deeds. Красивые слова прикрывают

неприглядные дела.

Quotations[kwəʊ'teɪʃnz] Цитаты

Bad men live that they may eat and drink; good men eat and drink that they may live.

Дурные люди живут, чтобы (иметь возможность) есть и пить; хорошие люди едят и пьют, чтобы жить.

(Socrates, Greece, 469?-399 B.C.)

The way to have a friend is to be one. Чтобы иметь друга, надо быть им. (См. значение way в Разделе «Анализ слов».)

(R.W. Emerson, USA, 1803-1882)

УРОК ДЕВЯТЫЙ LESSON NINE

Грамматика:1. Отрицательная форма глагола в Present Indefinite Tense.

2. Отрицательная форма повелительного наклонения.

3. Краткие ответы на вопросы.

4. Отрицательные предложения.

ГРАММАТИКА

В этом уроке мы будем изучать отрицательные предложения. Начнем с отрицательной формы глагола.

1. Отрицательная форма глагола
в Present Indefinite Tense

Вспомогательные и модальные глаголы to be, to have, can, may, must

Отрицательная форма этих глаголов образуется с помощью отрицания not [nɒt] не,которое ставится после глагола. В разговорной речи отрицание not принимает форму n't и сливается с глаголом. Вот таблица спряжения перечисленных глаголов в отрицательной форме:

Наши рекомендации