Условия успешного овладения решением орфографических задач.

1. Достаточная основа в виде грамматических и других языковых знаний, речевое развитие, богатый и активный словарь.

2. Высокий уровень аналитико-синтетических умений в области фонетики, графики, словообразования, грамматики.

3. Необходимый уровень орфографической зоркости.

4. Быстрота выполнения умственных операций.( повышается при написании диктантов)

Тема №2. Методика работы над орфографическим правилом.

Существует несколько определений понятия «правило».

Предписание, установка для вы­полнения какого-либо дейст­вия, порядка (последователь­ности) операций. М.Р.Львов Под правилом понимаются ука­зания нормативов обобщённого характера,, относящихся к цело­му ряду однородных языковых фактов. Д. Н.Богоявленский Это описание последователь­ности операций, которые вы­полняет пишущий для того, чтобы перевести звучание в положение, по которому уста­навливается письменный знак, то есть для того, чтобы найти сильную позицию звука (фонемы), гласного или согласного П.С. Жедек

Условия успешного овладения решением орфографических задач. - student2.ru

Правило - установка для вы­полнения последовательности операций, которые выполняет

пишущий для того, чтобы найти сильную позицию звука ( фонемы) гласного или согласного.

Указания нормативов обобщённого характера, относящихся к целому ряду однородных языковых фактов.

Классификация правил.

психолог Д.Н.Богоявленский Пример Методист М.Р. Львов Пример
1. Одновариантные (один определённый вариант написания) Написание гласных после шипящих 1.Правило – указание или запрещение (не требует рассуждения или сложного действия) Перенос слов с двойными согласными
2. Двухвариантные (несколько вариантов написания) Гласные Е-И в падежных окончаниях имён существительных 2.Правило – указание для выбора написания из 2 предложенных написаний (необходимы рассуждения; нужна опора либо на значение слова, либо на разбор слова, на фонетический или грамматический анализ) Написание имен собственных
3.Правила – рекомендации ( сводятся к рекомендации некоторого приёма, применение которого может привести к правильному решению орфографической задачи) Проверка безударных гласных в корне слова. 3.Правило – предписание к действию ( не указывает написание или его вариантов, а только подсказывает прием проверки) Написание парных согласных в корне
    4.Правило – результат наблюдения над языком ( соединяет грамматическое и орфографическое наблюдения) Общая часть родственных слов называется корнем, Общая часть родственных слов пишется одинаково.
    5.Грамматические правила (не содержат орфографических указаний, но создают грамматическую основу для орфографии; обычно после них даётся орфографическое правило) Склонение имён существительных


Первые три вида правил, выделяемые Д.Н.Богоявленским и М.Р. Львовым, сходны по своему содержанию. Классификация М.Р. Львова более полная, она позволяет охватить все ныне существующие правила русского языка и более точно определить их вид.

В своей практической деятельности Вы можете использовать ту классификацию, которая наиболее понятна и удобна для Вас.

Условия успешного овладения решением орфографических задач. - student2.ru

Выбор методики при изучении правила.

При разработке методики изучения того или иного орфографического правила

учитель ориентируется на тип правила. Именно поэтому важно понимать и знать

классификацию правил.

Условия успешного овладения решением орфографических задач. - student2.ru

Существует два пути объяснения правила:

1) Дедуктивный путь– сообщается правило, отрабатывается правописание.

2) Индуктивный путь – наблюдение, сопоставление, выведение правила ( самостоятельно или с помощью учителя), закрепление.

Дедуктивный путь менее эффективный, так не направлен на самостоятельную работу учащихся.

Условия успешного овладения решением орфографических задач. - student2.ru Возможно его применение при изучении одновариантных ( правило указание или запрещение) правил.

Памятка для учителя.

Вашему вниманию мы предлагаем памятку, которая поможет Вам грамотно

1.Перепишите правило. 2.Определите путь объяснения орфографического правила и обоснуйте свой выбор, опираясь на требования методики. 3.Перечислите составные части орфографического правила. 4.Проанализируйте лингвистическую основу правила ( на какие знания из области грамматики будете опираться при объяснении, что необходимо повторить с учащимися). 5.Предложите вариант проблемной ситуации, создание которой поможет заинтересовать учащихся в изучении нового правила. 6.Преобразуйте формулировку правила в виде схемы. (Схема составляется для того, чтобы показать, как выделить орфограмму) 7.Создайте алгоритм применения правила, который поможет учащимся в решении орфографических задач на изучаемое орфографическое правило. 8.Запишите монолог ученика: как нужно рассуждать, решая орфографическую задачу на изучаемое правило, чтобы выбрать правильное написание.  

провести работу с орфографическим правилом на уроке русского языка.



Наши рекомендации