Условия успешного овладения решением орфографических задач.
1. Достаточная основа в виде грамматических и других языковых знаний, речевое развитие, богатый и активный словарь.
2. Высокий уровень аналитико-синтетических умений в области фонетики, графики, словообразования, грамматики.
3. Необходимый уровень орфографической зоркости.
4. Быстрота выполнения умственных операций.( повышается при написании диктантов)
Тема №2. Методика работы над орфографическим правилом.
Существует несколько определений понятия «правило».
Предписание, установка для выполнения какого-либо действия, порядка (последовательности) операций. М.Р.Львов | Под правилом понимаются указания нормативов обобщённого характера,, относящихся к целому ряду однородных языковых фактов. Д. Н.Богоявленский | Это описание последовательности операций, которые выполняет пишущий для того, чтобы перевести звучание в положение, по которому устанавливается письменный знак, то есть для того, чтобы найти сильную позицию звука (фонемы), гласного или согласного П.С. Жедек |
Правило - установка для выполнения последовательности операций, которые выполняет
пишущий для того, чтобы найти сильную позицию звука ( фонемы) гласного или согласного.
Указания нормативов обобщённого характера, относящихся к целому ряду однородных языковых фактов.
Классификация правил.
психолог Д.Н.Богоявленский | Пример | Методист М.Р. Львов | Пример |
1. Одновариантные (один определённый вариант написания) | Написание гласных после шипящих | 1.Правило – указание или запрещение (не требует рассуждения или сложного действия) | Перенос слов с двойными согласными |
2. Двухвариантные (несколько вариантов написания) | Гласные Е-И в падежных окончаниях имён существительных | 2.Правило – указание для выбора написания из 2 предложенных написаний (необходимы рассуждения; нужна опора либо на значение слова, либо на разбор слова, на фонетический или грамматический анализ) | Написание имен собственных |
3.Правила – рекомендации ( сводятся к рекомендации некоторого приёма, применение которого может привести к правильному решению орфографической задачи) | Проверка безударных гласных в корне слова. | 3.Правило – предписание к действию ( не указывает написание или его вариантов, а только подсказывает прием проверки) | Написание парных согласных в корне |
4.Правило – результат наблюдения над языком ( соединяет грамматическое и орфографическое наблюдения) | Общая часть родственных слов называется корнем, Общая часть родственных слов пишется одинаково. | ||
5.Грамматические правила (не содержат орфографических указаний, но создают грамматическую основу для орфографии; обычно после них даётся орфографическое правило) | Склонение имён существительных |
Первые три вида правил, выделяемые Д.Н.Богоявленским и М.Р. Львовым, сходны по своему содержанию. Классификация М.Р. Львова более полная, она позволяет охватить все ныне существующие правила русского языка и более точно определить их вид.
В своей практической деятельности Вы можете использовать ту классификацию, которая наиболее понятна и удобна для Вас.
Выбор методики при изучении правила.
При разработке методики изучения того или иного орфографического правила
учитель ориентируется на тип правила. Именно поэтому важно понимать и знать
классификацию правил.
Существует два пути объяснения правила:
1) Дедуктивный путь– сообщается правило, отрабатывается правописание.
2) Индуктивный путь – наблюдение, сопоставление, выведение правила ( самостоятельно или с помощью учителя), закрепление.
Дедуктивный путь менее эффективный, так не направлен на самостоятельную работу учащихся.
Возможно его применение при изучении одновариантных ( правило указание или запрещение) правил.
Памятка для учителя.
Вашему вниманию мы предлагаем памятку, которая поможет Вам грамотно
1.Перепишите правило. 2.Определите путь объяснения орфографического правила и обоснуйте свой выбор, опираясь на требования методики. 3.Перечислите составные части орфографического правила. 4.Проанализируйте лингвистическую основу правила ( на какие знания из области грамматики будете опираться при объяснении, что необходимо повторить с учащимися). 5.Предложите вариант проблемной ситуации, создание которой поможет заинтересовать учащихся в изучении нового правила. 6.Преобразуйте формулировку правила в виде схемы. (Схема составляется для того, чтобы показать, как выделить орфограмму) 7.Создайте алгоритм применения правила, который поможет учащимся в решении орфографических задач на изучаемое орфографическое правило. 8.Запишите монолог ученика: как нужно рассуждать, решая орфографическую задачу на изучаемое правило, чтобы выбрать правильное написание. |
провести работу с орфографическим правилом на уроке русского языка.