Диаграмма 12-19 . Смысловые категории ассоциаций о странах русских респондентов. Данные в процентах
В следующих диаграммах синим цветом обозначена категория «Культурные ценности», красным – «Политическая деятельность», зеленым – «Личностные характеристики», фиолетовым – «Образ жизни», голубым – «Прочее».
У русских респондентов наиболее ярко в сознании представлена Франция, так как они давали больше всего ассоциаций в категории «Культурные ценности» и « Образ жизни » по этой стране. По «Политической деятельности» русские студенты большим количеством оценили Украину. По «Личностным характеристикам» большее количество ассоциаций было дано о России и о Китае.
Таблица 13. Смысловые категории ассоциаций о странах русских респондентов. Наиболее популярные ассоциации
Культурные ценности | Политическая деятельность | Личностные характеристики | Образ жизни | Прочее | |
Россия | Медведь, Кремль, береза | Путин, Лавров, коррупция | Доброжелательность, понимание, сильные | Олимпиада, водка, нищета | Природа, перемены, просторы |
Украина | Сало, борщ, Киев | Яценюк, майдан, война | Недалекие, добрые, глупые | Черное море, соседи, веселье | Пшеница, газ, бунт |
Франция | Эйфелева башня, вино, круассан, лягушки, кофе | - | Правильность, разносторонность, утонченность | Романтика, любовь, красота | Мечта |
Китай | Великая китайская стена, рис, дракон, Джеки Чан | Император | Изобретательность, активность, узкие глаза | Техника, многолюд-ность, рынок | Часы, стран-ность |
США | Доллар, статуя свободы, небоскребы, гамбургер | Обама, Белый дом, война | Хладнокровие, недальновидность, активность | Фильмы, Голливуд, Apple | Нефть, иммигранты |
Германия | Пиво, берлинская стена, | Меркель, война, фашизм | Аккуратность, порядочность, правдивые | Автомобили, медицина, футбол | Мужчины, режим, архитектура |
Белоруссия | Картофель, Минск, крепость, Песняры | Лукашенко | Стабильность, открытость, спокойствие | Трикотаж, косметика, комбайны | Союзник, холодильник, |
Великобритания | Чай, Биг-Бен, Лондон | Королева, монархия, | Консервативная, пунктуальные, гордые | Футбол, юмор, этикет | Бульдог, архитектура, дом |
Изучив таблицу 13, можно отметить, что русские респонденты не дали никаких ассоциаций о Франции по категории «Политическая деятельность». Это говорит о том, что у них Франция не связана с политикой. Кроме того, о Франции большее количество ассоциаций было дано в категории «Культурные ценности», в частности ассоциации о национальной еде.
В категории политическая деятельность респондентами было упомянуто слово война, по отношению к таким странам как Германия, США и Украина. Такое мнение по отношению к двум последним странам было ожидаемо в связи с последними событиями. А вот упоминание Германии говорит нам о том, что большинство респондентов, вероятно, до сих пор могут видеть в данной стране враждебный стереотип в связи с военным прошлым, связывающим СССР и Германию. Стоит также отметить, что в категории «прочее» Белоруссия предстает для русских респондентов в качестве союзника, в то время как по отношению у другим странам они не проявили аналогичной дружественности.
2.3.2. Анализ результатов студентов из Украины
Данные по украинским студентам выглядят следующим образом.
Таблица 14. Положительные и негативные ассоциации о странах украинских респондентов. Количество ассоциаций
Всего | Положительные | Нейтральные | Негативные | |
Россия | ||||
Украина | ||||
Франция | ||||
Китай | ||||
США | ||||
Германия | ||||
Белоруссия | ||||
Великобритания |
На основании таблицы 14 мы можем увидеть, что больше всего ассоциаций украинскими респондентами было дано о Франции и России. Это свидетельствует о том, что у респондентов из Украины наиболее широко сформировано представление о Франции и России. По остальным странам в среднем было дано приблизительно одинаковое количество ассоциаций.