Зарождение обходных операций на правом берегу Уазы
В двух предыдущих главах я дал читателю картину постепенного ослабления к середине сентября маневренных действий сторон на всем фронте от Уазы до Мааса, от Мааса до Мозеля и далее, до перевалов и ущелий вогезских гор. Боевая активность противников быстро падала, начиная с юго-востока, и каждая из сторон старалась усилить себя созданием сплошной линии полевых укреплений. Позиционная война неудержимо, стихийно охватывала все более и более широкие районы, закрепляя боевые линии сражавшихся в резко обозначенном, неподвижном положении. Но маневренная война еще не сказала своего последнего слова. До тех пор, пока в пределах театра военных действий оставались обширные пространства, где еще не установился сплошной фронт и где представлялась возможность движения и действий крупных войсковых масс, до тех пор оперативная мысль обоих противников, естественно, тяготела в надежде найти там благоприятные условия для проведения маневренных операций. И поэтому, по мере того как затихали бои к востоку от Уазы, в лабиринте быстро разраставшихся укрепленных позиций, по мере того как атака последних становилась все труднее и труднее, каждая из сторон, хотя и ослабленная предшествовавшими операциями, но еще обладавшая некоторым запасом сил и активности для наступательных действий, искала им применения на оставшихся свободных пространствах. И вот постепенно, изо дня в день, неделя за неделей, противники снимают с различных участков своего фронта корпуса за корпусами, армии за армиями и бросают их за Уазу, на Сомму, на Скарпу, все далее и далее на северо-запад, стремясь охватить открытый фланг противника все ближе и ближе к берегу моря.
Моментом зарождения этих обходных фланговых операций следует признать выделение 6-й французской армией кавалерийского корпуса и 37-й дивизии за Уазу 11 сентября, а также выдвижение территориальных частей ген. д'Амада 12 сентября из Руана в район Амьена; затем вскоре за этими войсками за Уазу был направлен и переброшенный из Лотарингии 13-й французский корпус. [168] Навстречу им с германской стороны в это время наступали от верхней Соммы 7-я кав. дивизия и 9-й рез. корпус{391}.
К 15 сентября, т. е. к окончанию сражения на р. Эн, главные силы французского кавалерийского корпуса ген. Бриду находились у Перона: одна его дивизия — у Ласиньи, 37-я французская дивизия — в районе Карльпон, Кют, охватывая правый фланг 9-го германского корпуса, а головная дивизия 13-го французского корпуса подошла к Туроту. У германцев 7-я кав. дивизия и главные силы 9-го рез. корпуса, только что прибывшего из Шони, стояли у Нуайона; одна же бригада этого корпуса находилась на левом берегу Уазы, на пути к Карльпону. Это расположение противников в районе между Уазой и Соммой представляло собой зародыш того широкого развертывания обеими сторонами крупных войсковых масс, которое так настойчиво и беспрерывно велось ими в северной Франции в течение последующих четырех недель. Оно и послужит мне исходным положением для дальнейшего описания тех событий, которые развивались к северу от Уазы, для последовательного изображения тех передвижений, маневров и боевых столкновений, которые теперь стали привлекать к себе почти все внимание главного командования обеих сторон. На некоторое время мы покинем фронт, расположенный к востоку от Уазы; нам достаточно будет знать, что здесь в этот период кампании не происходило никаких операций решающего значения и что этот фронт служил для противников обильным источником, из которого они широко черпали живую силу для осуществления своих новых замыслов на новых операционных направлениях.
Операции в районе рек Уазы и Соммы во второй половине сентября
(Схема 10)
Планы сторон на ближайшие дни
Приняв верховное руководство операциями германских армий в столь тяжелый момент, каким являлось для германцев оборонительное сражение на р. Эн, ген. Фалькенгайн должен был теперь дать определенные ответы на вопросы: как надлежит в дальнейшем действовать на западном фронте — наступать или обороняться; считать ли этот фронт попрежнему главным театром или, ввиду успехов, достигнутых на востоке, сосредоточить там свои усилия для нанесения сокрушительного удара России? Причем необходимо было принять во внимание, что контратаки германских армий, предпринятые еще по указаниям ген. Мольтке, не привели к благоприятному результату, между тем как противник уже угрожал обходным движением между Уазой и Соммой, для противодействия которому у германцев еще не было в то время свободных резервов на правом фланге. Следовательно, не только нужно было решаться, но и решаться возможно скорее. [169]
К окончанию сражения на р. Эн германская главная квартира приняла следующие решения: считать западный фронт попрежнему главным театром войны; удерживать расположение, занятое германскими армиями к 15 сентября между Уазой и Вогезами; энергично продолжать уже начатую переброску войск с различных участков фронта к правому флангу, чтобы иметь возможность не только своевременно встретить обходящего этот фланг противника, но и угрожать ему таким же обходным маневром; ускорить овладение Антверпеном с целью освободить для службы в поле находившиеся под крепостью войска и упрочить безопасность, своих сообщений{392}. Таким образом, борьба на западном фронте должна была принять с германской стороны такой характер: к востоку от Уазы — оборонительные действия с соответствующим развитием укрепленных позиций и последовательным ослаблением на них живой силы; между Уазой и морем — оживленная маневренная война с целью возвращения германским армиям оперативных преимуществ, утраченных ими вследствие неудачи на Марне.
Для союзных армий оставались в силе те общие указания, которые были получены ими во время сражений на р. Эн: в то время, когда на фронте от Суассона до Вердена союзники должны были прекратить наступление, оставаясь в готовности отразить контратаку противника, левофланговая (6-я) армия с подвозимыми с востока подкреплениями имела задачу выйти на западный берег Уазы с целью обхода правого фланга германцев. И хотя эта армия не смогла выполнить столь трудной задачи, тем не менее к 15 сентября французам все же удалось занять между Уазой и Соммой положение, обеспокоившее германское главное командование и побудившее его к более энергичной переброске войск к своему правому флангу. Естественно, что французы должны были стремиться к сохранению за собой этого выгодного положения, которое явилось результатом более раннего накопления ими сил на правом берегу Уазы.
Теперь обратимся к последовательному изложению этих встречных движений между Уазой и Соммой и проистекавших из них маневров и боевых столкновений.