Парламентская Контрольная Комиссия

Признаком любого демократического общества являются механизмы контроля за властью. Так как они есть и работают, немецкая служба внешней разведки тоже не может делать все, что ей заблагорассудится. За ней обязана наблюдать Парламентская Контрольная Комиссия (ПКК). ПКК в первые годы после своего создания (1978) была, видимо, самой эксклюзивной комиссией Бундестага. Как предмет, так и время и место обсуждения всегда хранились в тайне. За прошедшее время это положение несколько изменилось. Время и место заседаний уже не секрет, по меньшей мере, для журналистов. У представителей правительства, как и у парламентариев цитирование перед общественностью сведений с конфиденциальных заседаний даже стало своего рода национальным видом спорта. Многие из участников заседаний уже жалуются, что на заседаниях им не сообщают ничего, кроме того, что и так уже давно известно широкой публике.

Сфера компетенции ПКК так описана в обновленном в 1992 году Законе о Парламентской Контрольной Комиссии: "Федеральное правительство в связи с деятельностью Федерального ведомства по охране конституции, Службы военной контрразведки и Федеральной разведывательной службы подлежит контролю со стороны Парламентской Контрольной Комиссии." Правительство обязано информировать "всеобъемлюще об общей деятельности" этих учреждений и о "событиях особого значения". После внесения изменений в закон, ПКК получила также право проверки экономических планов спецслужб Федерального правительства. Кроме того. сотрудники спецслужб могут обращаться в ПКК, если все их обращения во все вышестоящие инстанции их служб не принесли результата. Если эта часть изменений не подвергалась оспариванию, то вторая часть закона вызвала долгие споры. В ней речь шла об иммунитете и праве отказа от дачи свидетельских показаний депутатов Федерального парламента. В договоренном между фракциями Бундестага первоначальном проекте было и изменение закона об ограничении тайны переписки и телекоммуникационной связи (закон G-10), где было сказано, что депутаты Федерального и земельных парламентов не могут подвергаться никаким мероприятиям такого рода, даже если эти мероприятия направлены против третьих лиц. Это дополнение было, в конце концов, ограничено только тайной почтовой переписки, при телекоммуникационной связи (телефоны, факсы, электронная почта и т.п.) оно было отклонено.

9 членов ПКК избираются Бундестагом. До января 1995 года в ПКК было лишь 8 членов, распределившихся между партиями ХДС, ХСС, СДПГ и СвДП. "Зеленых" не было. Но политическое давление, чтобы разрешить и этой давно представленной в парламенте партии участвовать в секретных беседах о секретных службах, сильно возросло. В конце концов, "Зеленые" такие же свободно избранные депутаты, почему их нужно держать в стороне от части их обязанностей. 26 января 1995 года Бундестаг избрал в ПКК одного "Зеленого" депутата. Так и в "конфиденциальном органе" бюджетной комиссии в январе 1995 года тоже появился политик Партии "Зеленых". Раньше именно ХДС возражал против выбора "Зеленых" в ПКК и "конфиденциальный орган", мотивируя это тем, что эта партия не может гарантировать сохранение тайны. Манфред Зух, первый представитель "Зеленых" в ПКК, в принципе выступает за роспуск спецслужб - из-за их якобы "отсутствующей эффективности". Зух, сам главный комиссар уголовной полиции, одновременно противник привлечения спецслужб к борьбе с организованной преступностью.

Требование хранить молчание о всех темах заседаний уже пробито сегодня как председателем ПКК, так и государственным министром в Ведомстве Федерального канцлера, ответственным за координацию работы секретных служб. Многих это до того злит, что они хотели бы вообще распустить ПКК и создать по образцу Уполномоченного парламента по вопросам обороны также Уполномоченного по вопросам разведывательных служб. Одним из таких критиков является социал-демократический политик Петер Штрук, который сам входил в ПКК до мая 1995 года. Штрук тогда так сказал о ПКК: "Вся конструкция ошибочна". Вместо этого он выступил за назначение Уполномоченного Бундестага по вопросам разведывательных служб с правом всеобъемлющего доступа к всем досье спецслужб и правом в любой момент опросить каждого сотрудника спецслужб. Другие политики от СДПГ, среди них заместитель председателя фракции Отто Шили, за прошедшее время присоединились к требованию Штрука. По их мнению Уполномоченный по вопросам разведывательных служб будет вспомогательным органом парламента при осуществлении контроля. Политическую ответственность Федерального правительства за разведывательные службы это не должно затрагивать. На этой должности, очевидно, они представляют государственного секретаря, профессионального чиновника, которого Бундестаг выберет двумя третями голосов, и который ежегодно должен делать отчет, более полный и содержательный, чем отчет ПКК. Уполномоченный по вопросам разведывательных служб будет иметь право в любое время и без предупреждения посещать все учреждения и филиалы БФФ. БНД и МАД. СДПГ требует, чтобы в его распоряжении находилось специальное учреждение, которое самостоятельно сможет проверять электронные банки данных всех трех служб. Но до этого вряд ли дойдет. Потому что в сокровищницу всего своего тайного знания, в банки данных, немецкие разведки, видимо, никогда не позволят заглянуть человеку со стороны.

Штрук был не первым членом ПКК, в знак протеста покинувшим ее. По подобным причинам в1990 году из нее ушел тогдашний депутат от СДПГ Герхард Ян. За год до этого, в 1989 году, политик Свободной Демократической партии Буркхард Хирш выразил свое сомнение в эффективности ПКК: "Ее конструкция как органа для контактов и обсуждений базируется на предпосылке, что в ней, само собой разумеется, представлены все председатели фракций". В то время так оно и было. После ухода Штрука, в ПКК нет ни одного члена, который входил бы в узкий круг руководства своих фракций. И этим тоже объясняется сдержанная информационная политика Федерального правительства и представителей его спецслужб. Регулярные утечки информации, даже публикация выдержек из протоколов, привели к падению престижа и уважения к ПКК.

Манфреду Зуху, единственному политику от партии "Зеленых" в ПКК, потребовалось всего три месяца, чтобы вызвать на себя гнев других членов ПКК. 20 апреля 1995 года еще во время заседания Зух вышел к ожидавшим журналистам и заявил, что он предложит своей фракции потребовать создания специальной парламентской комиссии по расследованию плутониевой аферы. Остальные 8 членов Комиссии восприняли его поступок как грубое нарушение правил. Действительно, по закону о ПКК члены Комиссии не могут открыто заявлять о своей оценке актуальных процессов, кроме тех случаев, когда ПКК двумя третями голосов дает на это свое четко выраженное разрешение. Но ведь теперь и сами президенты спецслужб регулярно выступают перед общественностью, в отличие от прежних лет.

Всегда, когда волнующие сообщения о мнимых провалах БНД попадают к широкой публике, отчетов ПКК все ждут с особым нетерпением. Но случаев, когда ПКК должна была бы ругать БНД, совсем немного. Во всех предполагаемых неудачах БНД последних лет ПКК не смогла указать БНД на ее грубые ошибки. Шла ли речь о поставках оружия в Израиль, задекларированных как "экспорт сельскохозяйственной техники", или о беседах государственного министра Бернда Шмидбауэра со спорной фигурой министра безопасности Ирана Али Акбар Фаллахиана, ПКК не выставила никаких претензий к БНД. Поставки танков в Израиль вызвали в обществе большой шум. В соответствующем отчете ПКК стоит: "По мнению Комиссии, для этого не было никакого повода." А о встречах Шмидбауэра с иранским министром Фаллахианом, против которого позднее Федеральный прокурор Кай Нем подписал ордер на арест, Комиссия написала: "Комиссия убеждена, что эти встречи служили гуманитарным целям." ПКК поддерживает Федеральное правительство в "этих его усилиях".

В отчете ПКК за май 1993 года сказано: " В общем и целом, можно считать установленным, что информирование со стороны Федерального правительства происходит правдиво и в полном объеме. Также и спецслужбы всегда заботились о хорошем сотрудничестве и полноте информации. Комиссия за время, указанное в отчете, убедилась, что спецслужбы соблюдают право и закон и в соответствии со своими задачами выполняют свои обязанности по предупреждению угроз внутренней и внешней безопасности Федеративной Республики Германия."

Юрист Хирш описал дилемму ПКК такими словами: "Контроль должен учитывать требования секретности. Разведка, которая "просвечивается" общественностью через контрольные органы, становится бесполезной. Поэтому возникает напряжение между потребностью разведок в сохранении тайны, с одной стороны, и требованиями контролеров на получение информации, с другой стороны. Так, право информационного самоопределения или право на физическую невредимость разведывательного источника говорят в пользу сохранения секретности, в то время как право на информацию со стороны гражданина, который хочет знать, не нарушаются ли его права, говорит против этой секретности. Контроль разведслужб может и должен проходить в тех рамках, которые предоставляет для этого система конституции. При этом компетенция контролеров не может заходить так далеко, чтобы он мог принимать решения. Если же он, напротив, может только высказывать голую критику, то он не сможет эффективно выполнять свои обязанности. При эффективном контроле разведок службы и контролеры должны сотрудничать. То, что на первый взгляд звучит, как парадокс, при последующем рассмотрении оказывается вполне обоснованным. Ведь и сами службы заинтересованы в хорошо функционирующей контрольной системе. Если они сами себя поставят вне государственной конструкции, они надолго потеряют необходимую поддержку в народе и тем самым- само право на существование." ("Франкфуртер Рундшау", 5 декабря 1996 года)

БНД, впрочем, контролирует не только парламент. В этом контроле участвуют и Федеральный Уполномоченный по защите данных, Федеральная счетная палата и средства массовой информации.

Но в системе конституции парламент, представленный ПКК, представляет собой наивысший контрольный орган.

Под перекрестным огнем критики:

БНД и ее сделки с оружием

То, что контроль ПКК над БНД отнюдь не излишняя вещь, доказывают прежние сделки с оружием, проведенные немецкими тайными агентами. В 60-х и 70-х годах БНД привлекало к себе внимание не только оперативной разведкой против стран Восточного блока, но и экспортом оружия в, в первую очередь, африканские и ближневосточные страны. Чтобы помешать распространению советского влияния в “третьем мире”, основывающегося на щедрых поставках оружия в развивающиеся страны, правительство Федерального канцлера Людвига Эрхарда позволило поставлять западногерманское оружие и военную технику через боннскую фирму “Merex” в Индию, Пакистан, Иран и Саудовскую Аравию. Для этих тайных и противозаконных операций Федеральное министерство транспорта предоставило корабли, а Бундесвер - летчиков. Пилоты Федеральных ВВС (Бундеслюфтваффе) перегнали по заказу тесно связанной с БНД фирмы “Мерекс” 89 реактивных истребителей сначала в Тегеран, а оттуда в Пакистан. Пилоты Бундесвера держали в этом случае при себе даже приказ НАТО на перелет. Готовность Бундесвера к любым полетам, которая в последнее время попала в заголовки газет из-за частных полетов депутатов Бундестага, и тогда, как и сегодня, способствовала предоставлению в распоряжение самолеты. Они перевозили вовсе не шпионов (это гораздо лучше и неприметней делают гражданские авиакомпании), а, по своим собственным данным, материал для совместных операций или для военно-технического сотрудничества с другими службами.

Фирма “Мерекс” поставляла не только самолеты, в страны “третьего мира” поступали также орудия, пулеметы, противотанковые гранатометы и мины со складов Бундесвера. Сотрудничество между БНД и “Мерексом” зашло якобы так далеко, что секретарши ”Мерекса” в 1965-1967 годах были вынуждены два раза в неделю копировать деловую корреспонденцию фирмы и отправлять копии в БНД.

Когда в 1966 году Федеральное министерство обороны потребовало провести расследование против одного референта, которого подозревали в получении взяток от торговцев оружием, пуллахцы якобы позаботились о том, чтобы следствие не стало публично известным. А когда в 1967-1968 годах непосвященные чиновники Федерального министерства экономики хотели предъявить фирме “Мерекс” обвинение за поставки самолетов в Индию без получения экспортных лицензий, сотрудники БНД вмешались снова. Они потребовали, чтобы “Мерекс” оставили в покое. Расследования закончились процессом о назначении штрафа. Только с десятилетним опозданием прояснились подробности оружейных сделок правительства Эрхарда - и БНД. В обвинительном заключении были среди прочего перечислены следующие поставки, противоречащие закону о внешнеэкономических отношениях:

1. Орудия, ракеты, пулеметы, мины, противотанковые гранатометы и другой военный материал на 4,4 миллиона долларов - в Саудовскую Аравию (договор от 25 июля 1965 г.);

2. Боеприпасы для пехотного оружия на 569 тысяч долларов -в Саудовскую Аравию (договор от 28 июля 1965 г.);

3. 28 самолетов типа ”Seahawk” с оснащением и запчастями на 3,5 миллионов марок - в Индию (договор от 2 сентября 1965 г.);

4. Боеприпасы различного калибра на 7,26 миллионов долларов - в Пакистан (договор от 22 октября 1965 г.);

5. 89 истребителей типа F-86 “Sabre-VI” с оснащением и запчастями на сумму около 10 миллионов долларов - в Пакистан (договор от 24 ноября 1965 г.). Тогдашний Федеральный президент Генрих Любке лично пообещал поставку пакистанскому президенту. Ответственное за поставки оружия Федеральное ведомство промышленности (подчинено Федеральному министерству экономики) подготовило документы якобы для поставки шаху Ирана.

6. Боеприпасы на 286 тысяч долларов - в Пакистан (договор от 6 марта 1966 г.);

7. Боеприпасы, запчасти для противотанковых гранатометов и другое оружие и военный материал на 344 тысячи долларов - в Саудовскую Аравию (договор от 1 сентября 1966 г.);

8. Семь фюзеляжей самолетов, 19 реактивных двигателей и 107 бортовых авиапушек на 755 тысяч марок - в Индию (договор от 2 сентября 1966 г.).

Если учесть, что в то время дом на 10 семей в Германии стоил около 100 тысяч марок, станет ясно, каких больших масштабов достигла эта торговля оружием. Даты заключения договоров о поставках показывают, что БНД под руководством Гелена неутомимо заключало или посредничало при заключении договоров о поставках оружия в страны “третьего мира”. Перечисленные здесь поставки - только маленькая часть всех оружейных сделок БНД в 60-е и 70-е годы. Далеко не все сделки стали известны с той поры. Земельный суд Бонна во время процесса фирмы ”Мерекс” в 1975 году оправдал обвиняемых с таким обоснованием: “Утверждения обвиняемых, что все лежащие в основе обвинения сделки проводились с разрешения и при содействии ответственных чиновников министерства и Федеральной разведывательной службы, полностью подтвердились.” Гелен, очевидно, нарушил одиннадцатую заповедь: не попадайся!

Также и при всех преемниках Гелена БНД проводила тайные сделки с оружием. Карл Карстенс, который позднее стал Федеральным президентом, в свою бытность государственным секретарем в Ведомстве Федерального канцлера с января 1968 г. по октябрь 1969 г. неоднократно занимался поставками оружия БНД в “горячие точки”. Хотя Карстенс во время следствия по делу Гюнтера Гийома это сначала отрицал, в 1975 году ему пришлось признать, что он, будучи шефом Ведомства Федерального канцлера, согласился с уходом в отпуск одного высокопоставленного чиновника БНД, чтобы сей последний по заданию Пуллаха мог работать на руководящей должности в гамбургской оружейной фирме “Доббертин”. О причинах, потребовавших от БНД такого шага, Карстенс был проинформирован тогдашним президентом БНД Герхардом Весселем. Так и Карстенс преступил одиннадцатую заповедь.

Нарушения законов

Но что же было действительной причиной тайных оружейных сделок БНД в 60-х годах? Страны Ближнего и Среднего Востока просили Федеральное правительство поставить им оружие из “излишков” Бундесвера. Правительства этих стран показывали при этом в Бонне коммерческие предложения из Москвы о таких же поставках оружия. Чтобы предотвратить попадание этих стран под политическое влияние Советского Союза, связанное с возможной зависимостью от него в военной сфере, Бонн решил предпринять решительные и быстрые меры. Федеральному правительству нужно было выбирать между нарушением закона о запрете поставок оружия в кризисные регионы и представившейся возможностью не оставлять просящих в зависимости от Москвы. После последующих переговоров с американским правительством в Бонне приняли решение в пользу поставок - и против закона. Более ценным, как иногда считают, аргументом для правительства Эрхарда была, в первую очередь, возможность превратить излишний военный материал в деньги. А БНД было довольно возможностью заполучить новые источники информации во время очень полезных поставок вооружений. Агенты БНД доставляли заказы, помогали при заключении договоров и заботились о бесперебойном ходе сделок. За это они получали в странах-клиентах широкие разведывательные полномочия.

Документы, которые могли бы бросить тень в связи с нелегальными оружейными сделками БНД на других боннских политиков, сгорели - чисто случайно - во время пожара в здании Федерального министерства экономики. Во время Большой коалиции между ХДС/ХСС и СДПГ с 1966 по 1969 годы, контролируемая политиками ХДС в Ведомстве Федерального канцлера Служба проводила перевозки оружия, которые противоречили курсу разрядки Федерального министра иностранных дел от СДПГ Вилли Брандта. К этим поставкам, по данным бывшего президента БНД Герхарда Весселя. относилось оружие для:

1. Нигерии, где с 1967 по 1970 годы бушевала гражданская война, унесшая жизни 2 миллионов людей. Немцы снабжали обе воюющие стороны, прежде всего, боеприпасами и автоматическими винтовками G-3 Бундесвера;

2. Правительства белого меньшинства в Южной Родезии (теперь Зимбабве), хотя ФРГ в декабре 1966 года присоединилась к эмбарго ООН против режима Яна Смита;

3. ЮАР, которая уже в то время была известна как государство апартеида;

4. Греции, где с 1967 года военная диктатура подавляла любую демократическую оппозицию. 2 апреля 1968 года Бундестаг потребовал не предоставлять никакой военной помощи хунте;

5. Иордании, со времен основания Израиля втянутой в военные конфликты с этой страной, тоже, кстати, вооружаемой Бонном.

БНД якобы поставила даже пробу урана в Китайскую Народную Республику, в надежде продать Пекину в общей сложности 20 тонн урана, и это несмотря на то, что Китай, взорвав первую атомную бомбу в 1964 году, обрел статус ядерной державы.

Вышеназванная фирма ”Мерекс” открыла свои филиалы также в Иране, США и Швейцарии. Организованные ею совместно с БНД поставки оружия из излишков, накопившихся на складах Бундесвера, иногда, пройдя по крутым изгибам, возвращались назад в Германию. “Штуттгартер Цайтунг” цитировала 21 ноября 1975 года газету профсоюза полицейских: “При этом некоторое оружие, конфискованное у террористов и сторонников банды Бадер-Майнхоф (“Фракция Красной Армии”, РАФ - прим. пер.) происходило из партии в 3000 пистолетов-пулеметов одного типа, снятых с вооружения канадских войск НАТО в Германии и переданных немецкому торговцу оружием и металлоломом... Эти пистолеты-пулеметы использовались во многих ограблениях банков и разбойных нападениях, а также покушениях на убийство. Проверка фирмы “Мерекс”, проведенная Федеральным ведомством промышленности в 1974 году, показала, что из 89 автоматических винтовок FN 1 со складов Бундесвера, официально зарегистрированных как непригодные, 87 не были подвергнуты требуемым по закону изменениям, делавшим их использование невозможным. 213 других винтовок этого типа, тоже зарегистрированных как непригодные, невозможно было проверить, так как они уже были проданы.”

Бывший шеф Ведомства Федерального канцлера, государственный секретарь Манфред Шюлер утверждал как-то в телеинтервью, что со времени правления социал-демократическо-либеральной коалиции оружие с участием БНД больше не продавалось. Какая неприятность для Шюлера! Ведь при правительстве СДПГ/СвДП были поставлены не только чертежи 110-мм артиллерийских снарядов и прочий военный материал в Израиль, но и фабрики по производству боеприпасов, фабрика по производству винтовок и фабрика по производству пистолетов-пулеметов - в Иран. Тогда БНД долгое время удавалось не попадать в заголовки газет. И лишь в 1990 году журнал “Шпигель” сообщил, что БНД помогла Ираку при строительстве фабрики по производству отравляющих газов. Тогдашний государственный министр в Ведомстве Федерального канцлера Лутц Штафенхаген опровергал это, утверждая, что, по его мнению, просто какой-то немецкий менеджер, возможно, в этих сделках выдавал себя за сотрудника БНД.

Сделки с бомбами

Нелегальный экспорт оружия БНД не всегда происходит через маскирующие фирмы-прикрытия, в некоторых случаях он идет напрямую. По данным сотрудников комиссии ООН по ликвидации оружия массового поражения Ирака (Unscom), есть указания на то, что БНД вовремя ирано-иракской войны (1980-1988), когда Саддам Хуссейн еще считался респектабельным другом Запада, даже предложила иракским военным “помочь” при генно-технических экспериментах и производстве бактериологического оружия. Считается точно установленным, что тогдашний президент БНД Ганс-Георг Вик не был проинформирован об этом, и Отдел I (оперативная разведка) делал это все самостоятельно. В Пуллахе такие обвинения сегодня отвергают. Другие сотрудники БНД, напротив, утверждают, что с такими предложениями в БНД хотели получить доступ к военной промышленности Ирака. Речь шла лишь о том, как завоевать доверие иракцев, но не о настоящей помощи в производстве бактериологического оружия. До сих пор не ясна ситуация и с теми обвинениями, согласно которым БНД поставляла для бирманских военных вплоть до середины 80-х годов все нужное им оборудование для строительства фабрик по производству оружия и боеприпасов.

Особенно яркий пример сотрудничества БНД с диктаторами предоставила очевидно, уже идущая нынче “с молотка” фирма по производству высокотехнологических товаров “Telemit GmbH”. В конце 70-х годов ливийский государственный концерн “Лафико” тайно через лихтенштейнскую фирму “Jubel Trust” вступил в контакт с поставщиком Бундесвера фирмой ”Телемит”. “Шпигель” писал о деле ”Телемит”: “Фирма обладала блестящей славой в мире военных и шпионов. Ее диапазон производства простирался от шифровальных машин до радиостанций.”

Имея четко выраженное разрешение Федерального правительства и при поддержке БНД, ”Телемит” во время ирано-иракской войны снабжал как Ирак, так и Исламскую Республику Иран. Багдад, как считается, получил полевые телефоны и оборудование, воины Хомейни - электронику на 100 миллионов марок. Если верить бывшему связнику фирмы “Телемит” в Багдаде иракцу Абдулу Йебара, военные товары при экспорте в Ирак специально неправильно декларировались - с ведома Федерального правительства. И Ливия получила высокоточную электронику и фабрику для производства радиостанций. Газета ”TAZ” тогда писала: “Фирме ”Телемит” не нужно было никогда бояться конфликтов с властями. Очевидно, Федеральная разведывательная служба использовала фирму не только для получения разведывательных сведений, но и для проведения скрытых сделок с разными клиентами на Ближнем Востоке, когда открытые сделки нельзя было проводить из-за политической обстановки. Обеспечение вражеских или террористических режимов через свои разведслужбы или их фирмы-прикрытия современной техникой связи имеет свою логику. Кто делает и поставляет радары, радиостанции и системы электронной защиты, у того всегда на случай необходимости есть относящиеся к ним системы кодирования и дешифровки. Это значит: куда бы ни поставляла фирма “Телемит” свою электронику, там есть и ухо БНД.“

Действительно угрожающими для БНД оказались, однако, ставшие известными лишь в октябре 1991 года регулярные поставки “сельскохозяйственных товаров” в Израиль. Благодаря случаю в гамбургской гавани непосвященные служащие водной полиции обнаружили под пластиковыми тентами российские танки, предназначенные для экспорта в Израиль. Удивленная общественность узнала, что эта поставка была частью “хорошо функционирующего” уже с 1967 года сотрудничества между Израилем и Германией в оценке и анализе вооружения. Задекларированная как “сельскохозяйственная техника” поставка оружия базировалась на заключенном в 1979 году между Ведомством Федерального канцлера и министерством обороны соглашении, согласно которому военное сотрудничество с Израилем должно было “проводиться через БНД”. Но тогдашний президент БНД Конрад Порцнер не был об этом проинформирован. Все более известным становится то, о чем давно догадывались: БНД и при социал-демократическом правительстве - легально - поставляла Израилю вооружение и военную технику для проведения военных экспертиз. Но о подробностях все до сих пор молчат. При этом военно-технический обмен вовсе не является изобретением современности, и им занимается далеко не одно лишь Федеральное правительство. Так немецкий Райхсвер поставил, например, Красной Армии в 1929 году шесть немецких танков, замаскированных под трактора. Генерал-майор Вернер фон Бломберг проинформировал об этом необычном случае, который, очевидно, должен был стать примером для последующих поколений, Имперского министра иностранных дел Густава Штреземана 14 мая 1929 года.

В январе 1993 года газете “Ди Вельт” (“Мир”) удалось раздобыть тайный отчет органов государственной безопасности бывшей Венгерской Народной Республики, где утверждалось, что БНД связана с торговцами оружием. Чтобы получать знания о международной торговле оружием, БНД помогала торговцам оружием при проведении их сделок. Так в 1985 году с ведома БНД “изделия оружейной фирмы “Heckler und Koch”” из гавани в устье Темзы Дентон Уорф были перевезены судном “Нойхаузен” в Росток, где товары исчезли. А экспортные документы были выписаны на поставку в Колумбию. Бывший президент БНД Вик в январе 1996 года под присягой отверг “нелегальную” причастность его ведомства к оружейным сделкам западногерманских фирм с ГДР.

Но, несомненно, по меньшей мере, что БНД не одна в мире занимается тайными поставками оружия. Американский президент Билл Клинтон в любом случае дал в 1994 году свое согласие на тайные поставки иранского оружия боснийской правительственной армии и этим самым нарушил эмбарго ООН. Газета “Лос-Анджелес Таймс” сообщала, что Хорватия, как и Турция, были замешаны в ”крупные поставки оружия в Боснию”. На самом деле, сделка была еще сложнее: некоторые вооружения перевозились на российских самолетах - с американского благословения - из Тегерана в Боснию. До января 1996 года “многие тонны легкого оружия, например, винтовок, минометов и противотанковых управляемых ракет” были доставлены таким путем в Боснию, хотя Вашингтон нарушил этим не только эмбарго ООН, но и свою собственную политику изоляции Ирана. В этом случае, правда, произошло так, что не американское правительство, а само ЦРУ долгое время ничего не знало о поставках и открыло их только с помощью разведывательных спутников. Когда эти действия Клинтона стали известны, представитель американского Министерства иностранных дел Глен Дэвис подчеркнул, что ответственный за тайные операции комитет по разведке не выявил в них нарушений ”американских” законов, и напомнил о том, что Соединенные Штаты и так были противником эмбарго. Так что колебания между Федеральным правительством и БНД в вопросе официального признания кое-какой практики вовсе не единичный случай.

Глава 3

ТАЙНЫЕ ЗНАНИЯ БНД

Наши рекомендации