К теме 9. Современный литературный процесс в англоязычных странах

1.Написать рецензию на одно из произведений англоязычных авторов, опубликованных в этом году.

2. Ознакомиться с материалами журналов «Иностранная литература» (№1, 3, 2011), посвященными американской и британской литературам, проанализировать динамику представления этих литератур на страницах журнала за последние 15 лет.

3. Проанализировать различные версии рейтингов лучших английских и американских книг ХХ века. Обосновать собственный выбор в эссе «Лучшая книга ХХ века на английском языке», «Лучшая книга современного англоязычного автора последнего десятилетия».

4. Прочитать на языке оригинала одну из книг, имеющихся на кафедре зарубежной литературы, сделать перевод отрывка (1–2 стр.), написать рецензию.

Книги современных британских авторов, имеющиеся на кафедре зарубежной литературы

1 Graham Swift Waterland (1983);

2 Hilary Mantel An Experiment in Love (1995);

3 Julian Barnes A History of the World in 10 and a Half Chapters (1989);

5 David Lodge Nice Work (1988);

6 Pat Barker Regeneration (1991);

7 Michael Frayn Headlong (1999);

8 Ian McEwan Atonement (2001);

9 Nick Hornby About a Boy (1998);

11 Zadie Smith White Teeth (2000);

12 Penelope Lively The House in Norham Gardens (1974);

13 Jill Dawson Magpie (1998);

14 Beryl Bainbridge Master Georgie (1998);

15 Barry Unsworth Morality Play (1995);

16 David Mitchell Black Swan Green (2006).

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (РЕФЕРАТОВ, ЭССЕ)

Работапо предложенным темам предполагает самостоятельное изучение и анализ одного (или нескольких, в зависимости от избранной темы и интересов студента) художественных текстов, представленных в списке литературы (см. выше).

Работа должна быть выполнена в письменной форме (максимальный объем – 10 страниц формата А-4, кегль не меньше 12, полуторный интервал).

Выполнение данной работы предполагает полное раскрытие одной из указанных тем. Тему студент выбирает самостоятельно (см. ниже).

Возможна корректировка темы (в соответствии с интересами конкретного студента), при условии собеседования с преподавателем по этому вопросу.

*По одной из тем может быть выполнена презентация.

Обязательны: 1) план работы, введение и заключение;

2) список использованной литературы с указанием конкретных источников (выходных данных издания или сайта в Интернете); прежде всего указываются исходные данные анализируемых художественных текстов, а после – научно- критическая и прочая литература);

3) цитирование художественных текстов;

4) грамотно оформленные сноски на работы, указанные в списке литературы студента.

МОДУЛЬ 1

1. Критика нравов поздневикторианской и эдвардианской Англии в романах А. Беннета.

2.Женские образы в романах Т. Гарди.

3.Романы Т. Гарди и греческая трагедия.

4. Идеал красоты в работах Дж. Раскина.

5. Тема античности в поэзии Ч. Суинберна.

6.Эстетические идеалы прерафаэлитов в живописи и поэзии.

7.Религиозно-мистический пафос поэзии К. Дж. Россетти.

8.Темы любви и смерти в творчестве Д.Г. Россетти.

9. Христианские мотивы в лирике Дж. М. Хопкинса.

10.Искусство и мораль в работах О. Уайлда.

11.Мотив убийства любви в романе «Портрет Дориана Грея» и поэме «Баллада Редингской тюрьмы» О. Уайлда.

12.Парадокс и парадоксы в эстетике и комедиографии О. Уайлда.

13. О. Уайлд и русская литература.

14.Тема «бремени белого человека» в творчестве Р. Киплинга.

15. Жанр баллады в творчестве Р. Киплинга.

16.Поиск мудрости в романе Р. Киплинга «Ким».

17. Р. Киплинг и русская литература.

18. Тема двойничества в «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда» Р.Л. Стивенсона.

19. Смысл названия романа Дж. Конрада «Сердце тьмы».

20. Человек и стихия в творчестве Дж. Конрада.

21. Дж. Конрад о России и русской литературе.

22. Колониальная тема в творчестве Р. Киплинга и Дж. Конрада.

23. Урбанистическая тематика в поэзии английских символистов.

24. Философия «форсайтизма» в «Саге о Форсайтах» Дж. Голсуорси.

25. Утопия и антиутопия в романах Г. Уэллса.

26. Логика и воображение в детективных новеллах А. Конан Дойла.

27. Традиции английской готической прозы и жанровое своеобразие «Дракулы» Б. Стокера.

28. «Английскость» и «итальянскость» в романе Э.М. Форстера «Куда боятся ступить ангелы».

29. Апология страсти в романе Э.М. Форстера «Морис».

30. Концепция «театра идей» в работах Дж. Б. Шоу.

31. Трансформация греческого мифа в драме Дж. Б. Шоу «Пигмалион».

32. Философская проблематика в пьесе Дж. Б. Шоу «Человек и сверхчеловек».

33. Вариации на чеховские темы в пьесе Дж. Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца».

34. Ирландский колорит в пьесах Дж. Синга.

35. Образы кельтской мифологии в драматургии У. Б. Йейтса.

36. Японский театр Но и театральная эстетика и практика У.Б. Йейтса.

37. Миф и современность в лирике У.Б. Йейтса.

38. У.Б. Йейтс и поэтика символизма.

39. Мистическое мировидение в эссеистике и поэзии У.Б. Йейтса.

40. Элегические мотивы в поэзии А.Э. Хаусмена.

41. Формирование литературного мифа американской истории в романе М. Твена «Приключения Гекльберри Финна».

42. Психологизм новеллистики Б. Гарта.

43. Человек и природа в «Северных рассказах» Дж. Лондона.

44. «Мартин Иден» Дж. Лондона как роман о художнике.

45. Особенности психологизма Г. Джеймса («Женский портрет»).

46. Традиции готической прозы в «Повороте винта» Г. Джеймса.

47. Концепция романа Г. Джеймса.

48. Г. Джеймс и русская литература.

49. Натуралистические тенденции в творчестве Т. Драйзера.

50. Тема формирования американского национального характера в «Моей Антонии» У. Кэсер.

МОДУЛИ 2–3

Письменная работа по современной литературе может быть выполнена в форме рецензии, эссе, аналитического исследования.

Максимальный объем – 8–10 страниц формата А-4, кегль не меньше 12, полуторный интервал. На титульном листе указывается автор и название анализируемого художественного текста (см. список художественных текстов).

В качестве обязательных в работе должны быть затронуты следующие аспекты:

– История написания (время публикации, краткие сведения об авторе);

– Смысл названия;

– Особенности композиции;

– Образы значимых персонажей;

– Основные темы и проблемы (месседж);

– Особенности художественного языка;

– Актуальность и значимость произведения для современного читателя (собственное мнение, комментарии в интернете, периодике).

Цитирование художественного текста обязательно.

Основные вопросы к зачету

1. Рубеж веков как культурная и литературная эпоха.

2.Английская литература «нонсенса».

3.Эстетические предпосылки развития символизма в Англии.

4.Английский эстетизм.

5.Особенности английского натурализма.

6.Неоромантизм в английской литературе.

7.Английская проза начала ХХ века.

8.Новая драма в Англии.

9.Ирландское литературное возрождение

10.Формирование американского национального мифа в литературе рубежа веков.

11.Неоромантические и натуралистические тенденции в американской литературе.

12.Психологическая проза в американской литературе рубежа веков.

13.Модернистские направления и объединения.

14. Эстетика и поэтика высокого модернизма.

15. Литература и Первая мировая война.

16.Альтернативность литературного процесса в 1920–30-е годы.

17.Жанр антиутопии в английской и американской литературах ХХ века.

18. Христианское возрождение в английской литературе 1930–50-х гг.

19. Английская юмористическая литература ХХ века.

20. Английский и американский театры между двумя войнами.

21.Американский социальный роман.

22.«Южная школа» в литературе США.

23. Американская молодежная контркультура и литературное творчество.

24. Интеллектуальный английский роман.

25.Поэтика абсурда в английской и американской литературах.

26.Основные этапы формирования и развития афро-американской литературы.

27.Британская и американская драматургия второй половины ХХ века.

28.Постмодернизм в литературе.

29.Своеобразие английской постмодернистской литературы.

30.Литература «черного юмора» и американский постмодернизм.

31. Постколониальная британская проза.

32. Университетский роман в литературе Великобритании и США.

33. Литература и «потребительское общество».

34. Современный литературный процесс в Великобритании и Ирландии.

35.Современный литературный процесс в США и Канаде.

36.Современные переводы на русский язык английской и американской литературы (два текста из списка на выбор).

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1. Данилина Г.И., Клименко Е.Л., Липская Л.И., Ушакова О.М., Швейбельман Н.Ф. История зарубежной литературы: Учебно-методический комплекс. Тюмень, ТюмГУ, 2007.

2. Дудова Л.В., Михальская Н.П., Трыков В.П. Модернизм в зарубежной литературе. Учебное пособие. М., 1998.

3. Новые формы романа в английской литературе первой половины ХХ века (Д. Джойс). Учебно-методические материалы к спецкурсу. Часть 1. Составитель: Ушакова О.М. Тюмень, 1999.

4. Половинкина, О. И. Западная поэзия ХХ века: учебно-методические материалы. Владимир, 2000.

5. Сидорова О.Г., Толкачев С.П. Постколониальный и мультикультурный контекст современной британской литературы: Учебно-методическое пособие. М., 2004.

6.Т.С. Элиот и западная культура ХХ века. Учебно-методические рекомендации к спецкурсу. Составитель: Ушакова О.М. Тюмень, 1994.

8.1 Основная литература

Гиленсон Б.А. История литературы США. М., 2003.

Зарубежная литература конца XIX – начала ХХ века. В 2 т. / под. ред. В.М. Толмачева. М., 2008.

Зарубежная литература ХХ века / под. ред. В.М. Толмачева. М., 2003.

Зарубежная литература ХХ века: Учеб. / Л.Г. Андреев, А.В. Карельский, Н.С. Павлова и др.; под. ред. Л.Г. Андреева. М., 1996.

Зарубежная литература ХХ века. Практические занятия / под ред. И.В. Кабановой. М., 2007.

Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. / под ред. Н.П. Михальской. М., 1997; доп. изд. – М., 2003.

Засурский Я. Н. Американская литература XX века. М., 1984.

История всемирной литературы: В 9 тт. М., 1983 – 1994. Т.1 – 8.

История западноевропейской литературы. XIX век: Англия. М.– СПб., 2004.

История зарубежной литературы XIX века / под ред. Н.А. Соловьевой. М., 2007.

Луков В. А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней. М., 2009.

Михальская Н.П. История английской литературы. М., 2006.

Прозоров В.Г. Ступени свободы: очерки истории и литературы США: 1950–2000: Учебное пособие. Петрозаводск: КГПУ, 2001

Sanders A. The Short Oxford History of English Literature / Revised edition. Clarendon Press; Oxford, 1996.

8.2 Дополнительная литература

Алябьева Л. Литературная профессия в Англии в XVI – XIX вв. М., 2004.

Анастасьев Н. Американцы: Роман. М., 2002.

Английская и американская литература от Шекспира до Марка Твена (электр. ресурс): Проза, драма, поэзия, эссе, статьи, биографии. М., 2002.

Американский характер. Очерки культуры США. Традиция в культуре. М., 1998.

Арустамова А.А. Русско-американский диалог XIX столетия: историко-литературный аспект. Пермь, 2008.

Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе XIX века. М., 1972.

Бочкарева Н.С., Табункина И.А. Художественный синтез в литературном наследии Обри Бердсли. Пермь, 2010.

Бушманова Н.И. Английский модернизм. Ярославль, 1992.

Ван Спаркен К. Очерки американской литературы. М., 1996.

Венедиктова Т.Д. «Разговор по-американски»: дискурс торга в литературной традиции США. М., 2003.

Венедиктова Т.Д. Обретение голоса: Американская национальная поэтическая традиция. М., 1994.

Горбунов А. Н. Джон Донн и английская поэзия XVI-XVII веков. М., 1993.

Доценко Е. Г. С. Беккет и проблема условности в современной английской драме. Екатеринбург, 2005.

Дьяконова Н.Я. Английский романтизм: Проблемы эстетики. М., 1978.

Зарубежная литература второго тысячелетия / под ред. Л.Г. Андреева. М., 2001.

Зверев А.М. Американский роман 20-30-х годов. М., 1982.

Зыкова Е.П. Пастораль в английской литературе XVIII века. М., 1999.

Ивашева В.В. «Век нынешний и век минувший…». Английский реалистический роман XIX века в его современном звучании. М., 1990.

Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. М., 2001.

Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. М., 2001.

Ковалева О.В. О. Уайльд и стиль модерн. М., 2002.

Красавченко, Т. Н. Английская литературная критика ХХ века. М., 1994.

Михальская Н.П. Образ России в английской литературе XII- ХIХ вв. М., 1995.

Певзнер Н. Английское в английском искусстве. СПб., 2004.

Пинский Л.Е. Ренессанс. Барокко. Просвещение. М., 2002.

Пинягин Ю.Н. Великобритания: история, культура, образ жизни: лингвострановед. Очерк. Пермь, 1996.

Писатели Англии о литературе. XIX – XX вв.: Сб. ст./ Пер с англ. М., 1981.

Половинкина О.И. Метафизический стиль в истории американской поэзии. Владимир, 2011.

Просветительское движение в Англии. М., 1991.

Проскурнин Б.М. Английская литература 1900-1914 годов /Дж. Р. Киплинг, Дж. Конрад, Д.Г. Лоуренс/: Текст лекций. Пермь, 1993.

Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. М., 1997.

Савельев К.Н. Литература английского декаданса: истоки, генезис, становление. Магнитогорск, 2007.

Современное зарубежное литературоведение (Страны Западной Европы и США). Концепции, школы, термины: Энциклопедический справочник. М., 1996.

Сидорова О.Г. Британский постколониальный роман последней трети ХХ века в контексте литературы Великобритании. Екатеринбург, 2005

Соколова Н.И. Творчество Данте Габриэля Россетти в контексте «средневекового Возрождения» в викторианской Англии. М., 1995.

Соловьева Н.А. Путешествие в страну шедевров. М., 1999.

Соловьева Н.А. Предромантизм. М., 2005.

Соловьева Н.А. Англия XVIII века: разум и чувство в художественном сознании эпохи. М., 2008.

Тишунина Н.В. Западноевропейский символизм и проблема взаимодействия искусств. Опыт интермедиального анализа. СПб., 1998.

Удлер И.М. В рабстве и на свободе. Становление и эволюция документально-публицистического жанра «невольничьего повествования» в XVIII–XIX веках. Челябинск, 2009.

Ушакова О.М. Т.С. Элиот и европейская культурная традиция. Тюмень, 2005.

Фадеева Л.А. Очерки истории британской интеллигенции. Пермь, 1995.

Хорольский В.В. Поэзия Англии и Ирландии рубежа XIX – ХХ веков. Киев, 1991.

Хорольский В.В. Эстетизм и символизм в поэзии Англии и Ирландии рубежа XIX – ХХ веков. Воронеж, 1995.

Энциклопедия символизма. Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка / Ж. Кассу и др. М., 1999.

Энциклопедия экспрессионизма. Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка / Л. Ришар и др. М., 2003.

Якимович А. Реализмы ХХ века. М., 2000.

The Concise Oxford Companion to English Literature / ed. by M. Drabble and J. Stringer. Oxford University Press, 1987.

8.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

1. http://www.libfl.ru/ – Библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино (ВГБИЛ).

2. http://www.rsl.ru – Российская государственная библиотека.

3.http://www.nlr.ru:8101/ – Российская национальная библиотека.

4. http://infolio.asf.ru – In Folio – Университетская библиотека: собрание учебной и справочной литературы.

5. http://www.umk.utmn.ru

6.http://slovari.yandex.ru

7.http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki

8. http://www.encycl.yandex.ru

9.http://lib.ru

10.http://ru.wikipedia.org

Наши рекомендации