За перевод – максимум 4 балла (за ошибки баллы вычитаются)

за ответ на 1 вопрос – 2 балла;

на 2 вопрос – 3 балла;

На 3 вопрос – 3 балла.

Итого: 12 баллов.

РЕСПУБЛИКА КРЫМ ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

УЧЕБНЫЙ ГОД

КЛАСС

Задание 1

На каком фонетическом законе основана рифма в первой и второй строках?
Ходит ветер взад-вперёд,

Ветки клонит, листья рвёт. И летят во все концы

Золотые сорванцы
............................................................................................................................................................................
............................................................................................................................................................................
............................................................................................................................................................................
Задание 2.

Какие слова современного русского языка, содержащие иноязычные элементы, скрываются под следующими словообразовательными кальками: далекосмотр, самодвиг, водовод?
............................................................................................................................................................................
............................................................................................................................................................................
............................................................................................................................................................................
............................................................................................................................................................................
............................................................................................................................................................................
............................................................................................................................................................................
Задание 3.

Каким русским фразеологизмам и на каком основании соответствуют следующие иноязычные:

1) когда ты в Риме, поступай, как римляне (when in Rome, do as the Romans do – англ.);

............................................................................................................................................................................
............................................................................................................................................................................

2) (толку от кого-л.) как от комара жира/сала (като от комар лой - болг.);
............................................................................................................................................................................
............................................................................................................................................................................

3) не сразу Краков построили (nie od razy Kraków zbudowano - польск.)?
........................................................................................................................................................
........................................................................................................................................................
........................................................................................................................................................
Задание 4.

Даже если вы не очень любите конфеты и другие сладости, возможно, вы замечали интересные и необычные названия кондитерских изделий:

глазированный сырок «Сыркоешь-ка»,
торт вафельный «Любоежка»,
вафли «Ха-ха-тушки»,
конфеты «Бурёнка-мудрёнка»/

Укажите способ словообразования. Объясните написание данных слов.

Задание 5.

Прочитайте текст, вставьте пропущенные слова

............- один из древнейших и наиболее распространенных видов оружия, помогавший не только и
не столько в бою с врагом, сколько служивший для добычи пропитания. Целый ряд слов с корнем -____ -(-_ ....... -) обозначают понятия, имеющие как внешнее сходство с
этим оружием из-за его _ .................формы: __________(одно из известнейших сказочных мест),
...................(участок русла реки), так и не относящиеся к нему действия и явления
(существительное-глагол): _ .................................... (обретать), ________________ (светить),
.............................. (прогонять), ______________ (разделять), ______________ (происходить),
............................... (повышать качество);______________ (обнаруживать, выбирать удобный
момент), _ ........................ (буквально изворачиваться, утаивать истину, обманывать),
.................(воин, вооруженный вышеупомянутым оружием).
Совпадение____ и ____на первый взгляд случайно, но может оказаться, что эти два слова имеют
одинаковое происхождение. _ ...........в привычном понимании – прежде всего – поток света. Что же
общего у него с оружием _____? Это _ ..............– источник света, представляющий собой тонкий
деревянный предмет, полученный методом расщепления целого бревна, или иначе говоря,_ ................... Отсюда приходим к общеславянскому глаголу________ (попадать в цель). В
русском языке это слово уже не употребляется без приставок, но в украинском оно сохранилось со значением «метить, попадать» - _ .............. Также оно сохранилось и во многих других славянских
языках. Второе его значение – «соединять». Таким образом, ____ и ____ действительно являются родственными словами. Эти слова обозначают
то, что можно направить точно в цель. Примечательно, что аналогичное слово в английском_ ....... (взгляд) совпадает со славянским и по
звучанию, и по смыслу.

Задание 6.

Перед вами маленький искусственный «текст», в котором для понимания смысла не хватает некоторых слов. Попробуйте их восстановить и объясните, почему они необходимы.

Готовясь переехать, они вынимали. Всё ненужное решено было передать, чтобы, поселившись, не натыкаться

Задание 7 Что общего в происхождении и значении слов гардина, авангард, арьергард, гардероб, гардемарин? Аргументируйте свой ответ.

Задание 8.

В каком словаре «суббота» находится перед «пятницей», а «понедельник» – после «вторника»? Для чего предназначен этот словарь? Ответ аргументируйте.

............................................................................................................................................................................
............................................................................................................................................................................
............................................................................................................................................................................
............................................................................................................................................................................
............................................................................................................................................................................
............................................................................................................................................................................
............................................................................................................................................................................
............................................................................................................................................................................

Задание 9.

Название этого насекомого восходит к прилагательному, имевшему значение «волосатый». Исторический корень этого слова используется и сегодня как самостоятельное существительное.

Как называется это насекомое? Какой корень выделялся в этом слове раньше?
............................................................................................................................................................................
............................................................................................................................................................................
............................................................................................................................................................................
............................................................................................................................................................................
............................................................................................................................................................................
............................................................................................................................................................................
............................................................................................................................................................................
............................................................................................................................................................................
Задание 10.

Переведите текст на современный русский литературный язык. Выполните задание к тексту. Задание к тексту: укажите значение слова грѣцѣ в третьем предложении текста.

И повѣлѣОлѣгъ воемъ своим колеса изъдѣлати и въставити корабля на колеса. И бывшю покосну вѣтру, успяша парусы с поля, и идяше къ городу. Видѣвше же грѣцѣ, убояшася, и ркоша; выславше ко Ольгови: «Не погубляй город, имемься по дань, якоже хощеши». И устави Олегъ вои, и вынесоша ему брашна и вино, и не прия его — бѣбо устроено съ отравою.

РЕСПУБЛИКА КРЫМ

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

УЧЕБНЫЙ ГОД

КЛАСС

ответы

№ задания Всего
Максимальные баллы

Задание 1.

Ответ

Рифма основана на законе оглушения звонкого согласного на конце слова вперёд, поэтому оно рифмуется со словом рвёт

Итого: 1 балл

Задание 2.

Какие слова современного русского языка, содержащие иноязычные элементы, скрываются под следующими словообразовательными кальками: далекосмотр, самодвиг, водовод?

Ответ.

Телевидение, автомобиль, акведук.

Критерии оценивания.

За каждое правильное слово – по 1 баллу.

Итого: 3 балла.

Задание 3.

Каким русским фразеологизмам и на каком основании соответствуют следующие иноязычные:

1) когда ты в Риме, поступай, как римляне (when in Rome, do as the Romans do – англ.);

2) (толку от кого-л.) как от комара жира/сала (като от комар лой - болг.);

3) не сразу Краков построили (nie od razy Kraków zbudowano - польск.)?

Ответ.

Иноязычные фразеологизмы построены по такой же схеме (модели) переосмысления, что и русские. Им соответствуют следующие русские:

1) когда ты в Риме, поступай, как римляне (англ.) – с волками жить – по-волчьи выть; со своим уставом в чужой монастырь не лезут; не ходят;

2) (толку от кого-л.) как от комара жира/сала (болг.) – (толку, проку) как от козла молока;

3) не сразу Краков построили (польск.) – Москва не сразу строилась.

Критерии оценивания.

По 1 баллу за каждый правильный ответ, 1 балл за обоснование ответа.

Итого: 4 балла.

Задание 4.

Даже если вы не очень любите конфеты и другие сладости, возможно, вы замечали интересные и необычные названия кондитерских изделий:

глазированный сырок «Сыркоешь-ка»,

торт вафельный «Любоежка»,

вафли «Ха-ха-тушки»,

конфеты «Бурёнка-мудрёнка»,

Укажите способ словообразования. Объясните написание данных слов.

Ответ.

А. «Сыркоешь-ка»:

образовано по модели слова сладкоежка: сложение основ с соединительной гласной, а затем для привлечения внимания покупателей данное слово записано по образцу глаголов повелительного наклонения 2 лица единственного числа с частицей –ка (съешь-ка, поешь-ка).

Б. «Любоежка»: образовано на основе словосочетания любит есть путем сложения основ с соединительной гласной с одновременным прибавлением суффикса или от словосочетание ест любое (то, что тебе любо (нравится)). Также при этом возможно, что слово образовано по аналогии со словом «сладкоежка».

В. «Ха-ха-тушка» по созвучию со словом хохотушка путем сложения слов «ха-ха» и «тушка», о чем говорит дефисное написание.

Г. «Бурёнка-мудрёнка» - это способ словообразования: сложение двух слов. Два слова пишутся через дефис, так как второе из них является приложением (пример: травушка-муравушка).

Критерии оценивания.

За название словообразовательных моделей каждого слова – по 1 баллу; за объяснение написания – по 1 баллу; за нестандартность (оригинальность) ответа – 1 балл.

Итого: 9 баллов.

Задание 5.

Наши рекомендации