I. Спряжение глаголов в презеисе (систематизация)
Слабые глаголы | Глагол sein |
ich fragewir fragen du fragstihr fragt er sie fragtsie fragen es Sie fragen | ich bin wir sind du bist ihr seid er sie istsie sind es Sie sind |
II. Отрицание kein
Отрицание kein изменяется по родам, числам и падежам, склоняется в единственном числе как неопределенный, а во множественном как определенный артикль.
Падеж | Единственное число | Множественное число для всех родов | ||
м. р. | с. р. | ж. р. | ||
Nom. | kein | kein | keine | keine |
Akk. | keinen | kein | keine | keine |
Отрицание kein употребляется только перед существительными вместо неопределенного или нулевого артикля:
Ernst hat einen Bruder. - Ernst hat keinen Bruder.
Er hat Zeit. - Er hat keine Zeit.
III. Отрицание nicht
Если отрицание nicht относится ко всему предложению, то оно, как правило, стоит на последнем месте:
Wir arbeiten jetzt nicht. Rufe den Jungen nicht!
Отрицание nicht может стоять также перед отрицаемым членом предложения: обстоятельством образа действия, обстоятельством места: Er studiert nicht gern. Sie lebt nicht in Dresden.
В предложении с именным составным сказуемым или со сказуемым, выраженным устойчивым словосочетанием тип:: Klavier spielen, отрицание nicht стоит перед неизменяемой частью сказуемого: Er ist nicht Lehrer. Erika spielt nicht Klavier.
В немецком предложении употребляется только одно отрицание.
рус. Она не учит никаких правил. нем. Sie lernt keine Regeln.
IV. Порядок слов в вопросительном предложении без вопросительного слова (общий вопрос)
На первом месте стоит глагол в личной форме, за ним - подлежащее и другие члены предложения. Неизменяемая часть сказуемого стоит на последнем месте, образуя вместе с изменяемой частью «рамку»: Arbeitet Michael viel? Spielt Karin Klavier? Ist der Text schwer?
Для интонационной структуры общего вопроса (одна синтагма) характерно нисходяще-восходящее движение тона.
а) в предложении из односложного слова падение тона происходит в пределах низкого уровня, а подъем до нейтрального уровня;
′Gut?
б) в предложении с заударными слогами (затакт) восходящий тон распространяется до высокого уровня;
′Tanzen Sie?
в) в предложении с предударными слогами (предтакт) нисходящее движение тона реализуется в предтакте.
Hast du einen ′Bruder?
V. Ja. Nein
Эквиваленты предложений Ja и Nein употребляются как ответы на общий вопрос.
Ja выражает подтверждение, согласие (если вопрос не содержит отрицания): Arbeitest du? — Ja, ich bin Techniker.
Nein выражает:
а) отрицание: Tanzt Erich? - Nein, er sitzt.
б) подтверждение, если в вопросе уже содержится отрицание: Studiert Renate nicht? - Nein, sie studiert nicht.
VI. Образование количественных числительных
Числительные 13 — 19 образуются из наименования «единиц» и числительного «десять»: drei + zehn = dreizehn, vier + zehn = vierzehn.
Числительные 20 — 90 (десятки) образуются от наименования «единиц» при помощи суффикса -zig: vier + -zig = vierzig.
Запомните исключения: zwanzig, dreißig.
ЗАДАНИЯ
1. Расскажите, употребив данные слова и сочетания:
а) как вы готовитесь к занятиям: быть студентом, изучать английский язык, учить правила, придумать примеры, писать предложения, исправлять ошибки, учить тексты, изучать историю, грамматику, писать рефераты;
б) что вы делаете вечерами: играть на пианино, любить петь, танцевать, рисовать
2. Спросите вашего товарища по-немецки:
1. много ли он работает, учит ли он все правила, пишет ли он предложения, придумывает ли примеры, учит ли он тексты, владеет ли он английским языком, учится ли он с охотой; 2. есть ли у него брат, врач ли он, есть ли у него сестра, изучает ли она германистику, живут ли они в Берлине; 3. играет ли он на пианино, любит ли он петь, хорошо ли танцует, не хочет ли он пить, любит ли он кофе, пьет ли он сок
3. Постройте микродиалоги. Попросите уточнить высказывание, задав вопрос «почему» (warum?).
Образец: A.: Jana arbeitet, (studieren) - В.: Nein, sie arbeitet nicht.
A.: Warum arbeitet sie nicht? - B.: Jana studiert.
1. Frank tanzt. (Tee trinken) 2. Erika singt. (mit Jens tanzen) 3. Gabi spielt. (mit Jutta singen) 4. Erwin arbeitet. (Geschichte studieren) 5. Jana schreibt. (die Regel lernen)
Возразите аргументированно.
Образец: A.: Sie studiert Musik.
В.: Nein. Sie studiert nicht Musik. Sie studiert Geschichte. Aber sie spielt Klavier.
1. Erika spielt Klavier. 2. Sie heißt Angelika. 3. Inge ist Lehrerin. 4. Heinz lebt in Berlin. 5. Karin zeichnet gern. 3. Jens spielt Ball. 7. Sie spielen zusammen. 8. Michael ist Arbeiter. 9. Dieser Text ist schwer. 10. Wir haben jetzt frei.11. Das Beispiel ist richtig. 12. Sie arbeiten zusammen. 13. Ulrich singt gern. 14. Die Arbeit ist fertig. 15. Sie beierrscht Englisch. 16. Katrin schreibt.
5. Составьте предложения, правильно употребив отрицание kein и слова, данные в скобках:
Ich habe ... (пианино, мяч, время, семинар, брат, сестра, дети, страх, жажда, температура)
Du lernst ... (правила, текст)
Ihr habt ... (пятерки, четверки, тройки, двойки)
Er schreibt ... (пример, предложение, реферат)
Sie bringen ... (чашки, тексты, картинки)
Wir trinken ... (сок, вода, кофе, чай)
6. Постройте микродиалоги:
а) Образец: У меня ошибка? — (richtig)
Habe ich hier einen Fehler? Ja. Das ist nicht richtig.
1. У него только тройки и двойки? (fleißig) 2. Работa трудная? (leicht) 3. Эта статья длинная? (kurz) 4. Текст легкий? (schwer) 5. Он хорошо рисует? (schlecht) 6. Его отец молод? (alt) 7. Это хороший реферат? (schlecht) 8. Кофе горячий? (kalt) 9. Он мало работает? (viel)
б) Образец: Ты много учишь? (leicht lernen)
Lernst du viel? — Ich lerne nicht leicht.
1. Он много рисует? (gern zeichnen) 2. Ей все дается легко? (viel arbeiten) 3. У меня опять ошибки? (richtig schreiben) 4. Ты изучаешь медицину? (gern haben) 5. Ты и Лена изучаете историю? (zusammen studieren)