Путешествие в страну Русского Языка

В некотором царстве, в некотором государстве, именуемом страной Русского Языка, жили-были Части Речи: Имя Существительное, Имя Прилагательное, Глагол, Местоимение и другие. Семья была большая, но, увы, не очень дружная. Здесь часто спорили и ссорились только из-за того, что каждая Часть Речи считала себя самой главной. В спорах никто никому не хотел уступать. Так продолжалось долго.

Громче и чаще всех спорил Глагол. Ему, видите ли, всегда хотелось только командовать. Каждый раз он взбирался на самую высокую ступеньку и восклицал: "Стоять! Сидеть! Молчать!". Другим Частям Речи это, конечно, не нравилось - ведь они так же, как и Глагол, считали себя главными в стране Русского Языка. Местоимение, например, было совершенно уверенно, что без него вообще не может существовать их большая семья. Поэтому оно торжественно утверждало: "Я, ты, он, она - вместе дружная семья!".

Более покладистым из Частей Речи было Имя Прилагательное. Оно даже согласно было находиться рядом, в одном предложении и с Существительным, и с Глаголом. Поэтому, когда в спор вступало Имя Прилагательное, в доме наступала более мирная и спокойная обстановка. "Сегодня хорошая погода" или "Какой прекрасный вечер!" - тихо произносило Имя Прилагательное, и все вокруг вмиг умолкали.

Но самым скромным, умным и доброжелательным в стране Русского Языка было Имя Существительное. Оно никогда ни с кем не спорило, не повышало голоса, а лишь молча кивало головой и загадочно улыбалось, когда спорили другие Части Речи. А ведь, казалось бы, Имя Существительное могло бы громче всех заявлять, что оно является самой главной Частью Речи. Ведь без него нельзя составить ни одного предложения в русском языке. Но Существительное оказалось мудрее своих товарищей. Когда, наконец, у него появилась возможность говорить, оно спокойно, с толком, с чувством и расстановкой объяснило, что не нужно зря ссориться, потому что в этой волшебной стране важна и нужна каждая Часть Речи. Ведь только благодаря им всем, русский язык может быть таким красивым и правильным.

Наступило молчание. Каждая Часть Речи серьёзно обдумывала всё то, что услышала от Имени Существительного. И они вдруг поняли, что были неправы, когда ссорились друг с другом. Ведь они все очень нужны стране Русского Языка, а это - самое главное! И в доме, наконец, воцарился долгожданный мир. Никто из Частей Речи уже не спорил, называя себя главной. Все помирились друг с другом, и в честь доброго перемирия друзья устроили большой и пышный бал. А Королевой бала была выбрана по праву самая мудрая Часть Речи - Имя Существительное.

С той поры все обитатели страны Русского Языка зажили мирно и в полном согласии, были довольны и счастливы.

3. Критерии оценки самостоятельных работ студентов

Критерии оценки самостоятельной работы № 1 «Анализ ошибок входного контроля.

Работа с высказываниями о русском языке, их интерпретация».

1. Критерии оценки анализа ошибок входного контроля:

оценка «5» ставится за верный комментарий орфографических и пунктуационных ошибок, приведение собственных примеров (не менее 3-х);

оценка «4» ставится за верный комментарий ошибок, допускаются 1-2 незначительные неточности, 1 ошибка в примерах;

оценка «3» ставится за неполные комментарии ошибок, допускаются 3-4 неточности, 2-3 ошибки в примерах.

2. Критерии оценки выписанных высказываний и их истолкований:

оценка «5»ставится за правильное понимание 3-х высказываний великий людей о русском языке, за безошибочную работу, допускается 1 негрубая орфографическая ошибка или 1 негрубая пунктуационная ошибка;

оценка «4» ставится за правильное понимание 3-х высказываний великий людей о русском языке, за работу, в которой допущено не более 2-х орфографических, 2-х пунктуационных и 2-х грамматических ошибок;

оценка «3» ставится за правильное истолкование 2-х высказываний великих людей о русском языке, за работу, в которой допущено не более 4-х орфографических и 4-х пунктуационных ошибок;

оценка «2» ставится за верное понимание 1-го высказывания великих людей о русском языке, за работу, в которой допущено 5 и более орфографических, 5 и более пунктуационных ошибок.

Критерии оценки самостоятельной работы № 2«Наблюдение над собственным произношением, учёт и классификация ошибок в произношении и словесном ударении».

1. Критерии оценки заданий 2 и 3:

оценка «5» ставится за безошибочное выполнение задания № 2, правильное оформление 15 слов с учётом их нормативного произношения и 15 слов на постановку словесного ударения, за наличие вывода о типичных орфоэпических и акцентологических ошибках, допускаемых в собственной речи;

оценка «4»ставится за безошибочное выполнение задания № 2, правильное оформление 13 слов с учётом их нормативного произношения и 13 слов на постановку словесного ударения, за наличие вывода о типичных орфоэпических и акцентологических ошибках, допускаемых в собственной речи;

оценка «3»ставится за безошибочное выполнение задания № 2, правильное оформление 8-12 слов с учётом их нормативного произношения и 8-12 слов на постановку словесного ударения, за наличие вывода о типичных орфоэпических и акцентологических ошибках, допускаемых в собственной речи;

оценка «2»ставится за безошибочное выполнение задания № 2, правильное оформление 7 слов с учётом их нормативного произношения и 7 слов на постановку словесного ударения, за наличие вывода о типичных орфоэпических и акцентологических ошибках, допускаемых в собственной речи.

Критерии оценки самостоятельной работы № 3«Лексико-грамматические особенности глагольных частей речи».

Критерии оценки заданий 1.1., 2.1., 3.1.:

оценка «5» ставится за безошибочное выполнение заданий 1.1. (упражнение № 288), 2.1. (упражнение № 307), 3.1. (упражнение № 324); допускается 1 негрубая орфографическая или 1 негрубая пунктуационная ошибки;

оценка «4»ставится за работу, в которой допущены 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или отсутствуют орфографические ошибки, имеются 4 пунктуационные ошибки;

оценка «3» ставится при наличии 4-х орфографических и 4-х пунктуационных ошибок или при другой комбинации ошибок, не превышающих 8;

оценка «2»ставится за работу, если в ней имеется свыше 4-х орфографических и больше 4-х пунктуационных ошибок.

Критерии оценки самостоятельной работы №4 «Составление и заполнение примерами таблицы «Слитное, раздельное, дефисное написание слов разных частей речи»».

Оценка «5» ставится за выполнение задания в полном объёме: наличие первой колонки «Теоретическое обоснование», примеров (не менее 10), оформление колонки «Примечание»;

оценка «4» ставится за выполнение задания от 75 до 99%;

оценка «3» ставится за выполненный объём, равный 50-74 %;

оценка «2» ставится, если задание выполнено до 49 %.

Критерии оценки самостоятельной работы № 5««Составление алгоритма правописания частиц не и ни; подготовка к практическому занятию по теме «Орфография».

За эту самостоятельную работу студенты получать по две оценки: 1 – за алгоритмы, 2 – за итоговый тест.

Оценка «5» за составленные алгоритмы ставится, если материал представлен в полном объёме, приведено достаточное количество примеров;

оценка «4» ставится, если материал представлен в достаточном количестве, имеются незначительные ошибки в приведённых примерах;

оценка «3» ставится, если в алгоритме отсутствует 26 % теоретического материала, имеются ошибки в приведённых примерах (26 %);

оценка «2»ставится,если в алгоритме представлено меньше 50 % материала, в примерах имеются существенные ошибки.

Оценка «5» за итоговый тест ставится, если дано 36 -38 правильных ответов, что составляет 95 % - 100 %;

оценка «4»ставится, если дано 29 – 35 правильных ответов, что составляет 76 % - 92 %;

оценка «3»ставится, если дано 19 – 28 правильных ответов, что составляет 50 % - 74 %;

оценка «2»ставится, если дано 0 – 18 правильных ответов, что составляет 0 % - 48 %.

Критерии оценки занятия № 6 «Синтаксический разбор словосочетаний разных видов по морфологическому способу выражения главных слов, по способу связи слов в словосочетании».

Оценка «5»ставится за отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок при списывании текста, за правильный синтаксический разбор словосочетаний;

оценка «4»ставится, если допущены 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, незначительные ошибки в разборе словосочетаний;

оценка «3»ставится, если при списывании допущены 3 орфографические ошибки, имеются 3-4 ошибки в разборе словосочетаний;

оценка «2»ставится, если допущено 5 орфографических ошибок, имеются существенные ошибки в разборе словосочетаний.

Критерии оценки самостоятельной работы № 7«Составление предложений к указанным схемам на постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами, с обособленными, уточняющими членами предложения».

Оценка «5» ставится, если безошибочно составлены 26 предложений;

оценка «4» ставится, если правильно составлены 20 -25 предложений;

оценка «3»ставится, если правильно составлены 13 -19 предложений;

оценка «2» ставится, если неправильно выполнена работа от 0 % до 49 %.

Критерии оценки самостоятельной работы № 8«Подготовка к практической работе по теме «Синтаксис и пунктуация сложного предложения».

За работу будут поставлены две оценки: 1 – за задания по фрагменту романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», 2 – за тестовые задания.

Оценка «5» за орфографическую и пунктуационную грамотность ставится при отсутствии ошибок;

оценка «4»ставится, если допущены 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки;

оценка «3» ставится, если допущены 3 орфографические и 5 пунктуационные ошибки;

оценка «2» ставится, если допущены 5 орфографических ошибок.

Оценка «5» ставится, если даны правильные ответы на 16-17 вопросов;

оценка «4» ставится, если даны правильные ответы на 13-15 вопросов;

оценка «3»ставится, если даны правильные ответы на 9-12 вопросов;

оценка «2» ставится, если даны правильные отве5ты на 0-8 вопросов.

Критерии оценки самостоятельной работы № 9«Составление заявления, объяснительной, докладной записок».

Оценка «5» ставится за безошибочную работу;

оценка «4» ставится, если в работе допущены 1-2 незначительные ошибки (в реквизитах, структуре, содержании, оформлении);

оценка «3»ставится, если в работе имеются 3-4 ошибки (в реквизитах, структуре, содержании, оформлении);

оценка «2» ставится, если в работе имеются 5 и более ошибок (в реквизитах, структуре, содержании, оформлении).

Критерии оценки самостоятельной работы № 10«Создание сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля речи».

Наши рекомендации