Д-р Сьюзен Уайтинг, гроссмейстер памяти (первая и непобежденная чемпионка мира по использованию резервов памяти)

Все те, кто серьезно заинтересован в улучшении своей па­мяти (а такую заинтересованность, на мой взгляд, следует проявить всем без исключения), должны взять в качестве учебника данную книгу — «Усовершенствуйте свою память».

Впервые я обратила на нее внимание несколько лет назад, после того как оставила многообещающую профессиональную карьеру ради своей тогда еще молодой семьи. Как и многие люди в подобной ситуации, я испытывала потребность в до­полнительной стимуляции своего мышления. Кроме того, меня, честно говоря, всегда интересовали способы улучшения собственной памяти, особенно когда дело касалось подготов­ки к экзаменам и вообще запоминания немалого объема ин­формации, которое требуется нам порой даже в повседневной жизни.

К моей великой радости, меня познакомили с работами Тони Бьюзена, и мне довелось прочесть первое издание его книги «Усовершенствуйте свою память». То, о чем рассказы­валось в книге, стало для меня полной неожиданностью. Я и представить себе не могла, что запоминание информации мо­жет быть столь увлекательным занятием! Согласитесь, подго­товка к экзаменам почти всегда — скучное дело, даже, позволю себе сказать, постылое. Для меня же неожиданно эффектив­ное запоминание стало не просто возможным, но и принося­щим удовольствие, так что со временем работа над совершен­ствованием своей памяти превратилась в настоящее хобби.

Результаты использования мною приемов запоминания, с которыми меня познакомил Тони, были самыми плодотворны­ми, во всяком случае речь никогда не шла о запоминании ради самого «процесса». К примеру, сохранив в памяти имена ком­позиторов и отдельные факты из их биографии, я теперь луч­ше представляю себе жизнь в те времена, когда они творили. Мое сознание в данной области обрело в определенной мере новое качество, в результате музыка по-новому действует на меня. Имея «зацепку» в мозгу в отношении каждого запомнен­ного мной композитора, я теперь с легкостью могу добавлять все новые порции информации.

Когда я получала свое образование, от меня не требовалось знаний о живописи и художниках, однако зафиксировав их в своей памяти и вместе с тем расширив свой кругозор, я могу уверенно сказать, что это принесло свои плоды. Прежде все­го, само то, что я познавала нечто совершенно новое для себя, приносило радость, когда же я посетила Национальную гале­рею, вы можете себе представить, с каким восторгом, перехо­дя из зала в зала, я узнавала картины, которые до этого уже запомнила. Я рассказывала своим детям всевозможные по­дробности из жизни конкретных художников и стиля, в кото­ром они творили, что само по себе приносило огромное удо­влетворение, не говоря уже о том, что дети прониклись к маме еще большим уважением.

Кульминацией всего этого стала моя победа в 1994 г. на чем­пионате мира среди женщин по использованию резервов па­мяти, а позднее, в 1996 г., мне также достался титул первой женщины-гроссмейстера памяти.

Как я сожалею, что не узнала о системах и приемах запо­минания в ранние годы своей жизни, до того как мне при­шлось заниматься зубрежкой перед экзаменами! Вы же, чита­тель, ныне имеете как раз такую возможность. Эта книга на­учит вас тому, как овладеть знанием и при этом доставлять себе радость, однако должна вас предупредить: от привычки, когда таковая возникнет, отделаться будет непросто! Сьюзен Уайтинг

1.История, которую вы запомните на всю жизнь

Студент сидел в ожидании неизвестного, испуганный, роб­кий и словно зачарованный. Это было первое в его жизни за­нятие в университете. Его, как и других студентов группы, предупредили, что профессор Кларк — не только лучший вы­пускник университета по специальности «английский язык и литература» за всю его историю; он также имел привычку смотреть на студентов с высоты своего гения и не упускал случая их «подковырнуть» или «зарубить», используя свой могучий интеллект. Ко всему этому профессор опаздывал на занятие, усугубляя и без того высокое психологическое напря­жение.

Профессор Кларк с невозмутимым видом вошел в аудито­рию и окинул пронзительным взором лица студентов.

Вместо того чтобы проследовать за свой стол, как можно было ожидать, он встал перед ним, лицом к аудитории, сце­пив руки за спиной, и произнес с заметной иронией в голо­се: «Первый курс английского?.. Оглашаю список». И начал выпаливать, как пулемет, фамилии настороженно притихших студентов:

«Абрамсон?» — «Есть»
«Адамс?» — «Есть»
«Барлоу?» — «Есть»
«Буш?» — «Есть»
«Бьюзен?» — «Есть»

Дойдя до очередной фамилии, он выкрикнул: «Картланд?» — за чем Последовала гробовая тишина. Посуровев, профессор, как некогда великий инквизитор, стал медленно обводить ис­пепеляющим взглядом лица студентов, словно ожидая, пока кто-нибудь не «признается» в том, что носит названную фамилию. Не получив ответа, он сделал глубокий вдох и начал произносить со скоростью, вдвое превышающей нормальный темп речи: «Джереми Картланд, 2761 Вест-Терд-Авеню, до­машний телефон 794 6231; дата рождения: 25 сентября 1941 года; мать: Джейн, отец: Гордон;... Картланд!». Нет ответа! Ти­шина становилась невыносимой, пока, наконец, профессор выбрав нужный момент, не объявил, как будто ставя точку «Отсутствует!».

В таком же духе профессор продолжал оглашать список, ни разу не запнувшись. Когда студент, фамилию которого он на звал, оказывался отсутствующим, профессор проделывал ту же процедуру, что и в самый первый раз — с Картландом, то есть выдавал исчерпывающие сведения об отсутствующем, хотя всем было ясно, что он не мог знать, в этот первый день занятий, кто будет присутствовать, а кто нет; и все это несмот­ря на то, что он, скорее всего, никогда никого из названных им студентов до этого и в глаза не видел. По мере того как про­фессор Кларк все далее следовал по списку, всем стало впол­не очевидным, что он знал и просто потрясающе помнил на­изусть, во всех мельчайших подробностях, биографическую информацию о каждом из присутствующих.

Когда список закончился и он выкрикнул последнее имя: «Зиготски?» — на что получил ответ: «Есть!» — профессор оки­нул присутствующих взглядом с явной толикой насмешки и иронически улыбаясь: «Выходит, Картланд, Чэпмен, Харкстоун, Хьюс, Лаксмор, Мире и Тови отсутствуют!». Он сделал паузу и добавил: «Я отмечу это для себя... на потом!».

Сказав это, он повернулся к двери и покинул аудиторию, в которой воцарилась гробовая тишина.

Для зачарованного студента, о котором было сказано вна­чале, это оказалось поворотным моментом в жизни, когда на его глазах «недоступная мечта» стала явью: мечта о том, что­бы овладеть, путем тренинга, своей памятью, превратив ее в безотказный инструмент на все случаи жизни.

Запомнить имена, даты рождения и смерти, а равно и дру­гие важные факты из жизни выдающихся художников, ком­позиторов, писателей и других «великих мира сего»! Без особого труда выучить иностранные языки! Удерживать в памяти огромные объемы информации по биологии и химии!

Быть в состоянии запомнить перечень фактов любого объема! Иметь память, сравнимую с памятью профессора Кларка!

Студент вскочил с места, выбежал из аудитории и нагнал профессора в коридоре. Вопрос, который он скорее выпалил, нежели произнес, прозвучал так, словно от этого зависела вся его жизнь: «Сэр, как вам это удается?». С тем же высокомер­ным видом профессор ответил: «Все дело в том, молодой че­ловек, что я — гений!». И повернулся, чтобы проследовать дальше, будто не слыша, как студент промямлил, запинаясь: «Да, сэр, я понимаю, но все-таки, как вам это удается?!».

В течение последующих двух месяцев он не отставал от «ге­ния» с расспросами, и тот со временем стал привечать пытли­вого молодого человека и как-то, по большому секрету, рас­крыл ему «волшебную формулу», позволившую профессору построить мнемоническую систему, так изумившую студентов в тот памятный первый день.

На протяжении последующих 20 лет наш студент доскональ­но изучил все книги, которые он смог найти, по технике запо­минания, творческому мышлению и природе человеческого мозга, задавшись целью создать новую мнемоническую систе­му, способную превзойти достижения профессора Кларка.

Первым результатом стала «интеллект-карта» памяти — ин­струмент мышления, по многофункциональности сравнимый со швейцарским армейским ножом, который позволяет лицу, использующему ее, не только запоминать информацию с за­видной точностью и эффективностью, но и повысить свой творческий потенциал, а также способность к планированию любых действий, к учебе и общению на основе улучшенной памяти.

После «интеллект-карты» следующим достижением стала сверхнадежная мнемоническая система матричного типа, слу­жащая базой данных, которая позволяет человеку, пользующе­муся ею, иметь мгновенный доступ к любым объемам инфор­мации из любой интересующей его сферы знаний.

Итак, по прошествии 25 лет возникла новая система. Сту­дентом, о котором шла речь, был я! Те, кому я предлагаю озна­комиться с ней, — это вы.


Наши рекомендации