Эстетизм как литературное течение и специфика творчества О.Уайльда.
Влиянием пользовался Уолтер Пейтер, он сформировал принципы, на которые опирался Оскар Уайльд. Красота- понятие относительное, которое требует некую адекватную формулировку. Задача- определять её конкретно. Для Пейтера красота бьет в глаза – этим впечатлением люди наслаждаются. Оскар Уайльд возглавил эстетизм и определил свое кредо в статьях, вошедших в сборник «Намерения». Уайльд воспевает красоту в жизни и материальной стороне уделяет ключевое место, которое столь радует эстета Дориана. «Искусство существует ради самого искусства- ценится по кол-ву доставления наслаждения, которое мы от него получаем. Искусство не несет назидательную функцию. Пейтер восхищался Китсом. Для него Китс- пример любви к искусству ради искусства. Политика приходящего интереса. Китс вечен т.к. обращается к основополагающим началам, к жизни должны подходить с точки зрения искусства. Надо совершенствовать чувственность, оттачивать проявление красоты, вести эстетический образ жизни, именно этому и посвящена жизнь Дориана (он посвящает жизнь коллекционированию красивых вещей – драгоценные камни, церковные облачения), но чем больше оттачивает чувственность Дориан, тем больше она притупляется. Поклонение красоте сближает Уайльда с «Прерафаэлитским братством. Прерафаэлиты также не хотели ничего признавать кроме красоты. Уайльд ставит искусство выше жизни, предпочитает жизни красоту произведений искусства. Выдвигая культ красоты, Уайльд лишает красоту нравственного начала и в связи с этим отходит от реальности, отрицает необходимость познания её, тем самым впадает в эстетство, он изрекает афоризмы, в которых проповедуются сомнительные ценности, и аморальные идеи. Он проявил интерес к русской лит-ре, в частности к творчеству Достоевского, связывая идею красоты с трагическим. Это сказалось в его интересу к роману «Униженные и оскорбленные»-анализ этого романа содержится в статье Уайльда «Новые романы». Обрисовка характеров вызывает восхищение Уайльда. О характерах мы узнаём постепенно, мы узнаем людей, с которыми встречаемся в обществе, сначала получаем впечатление о внешности, затем от слов и дел, потом о таинственных движениях души. В своем художественном творчестве Уайльд часто преодолевал эстетство и аморализм, выраженные в его статьях и диалогах. В этом очень характерны его сказки, вошедшие в сборник «Счастливый принц и др. сказки» и «Гранатовый домик». Опираясь на традицию сказки датского писателя Андерсена, Уайльд создает свою чисто литературную сказку, в которой он рисует яркий, сверкающий всеми красками мир. В сказках он соединяет идеал красоты с эстетическим началом. В сказке «Счастливый принц» Уайльд поэтизирует деятельное добро. Статуя счастливого принца обнаруживает внимательное сочувственное отношение к людям, принц стремится помочь тем, кто живёт в нищете. Противоречия во взглядах обнаруживаются особенно в его романе «Портрет Дориана Грея»-писатель строит образы в соответствии с эстетскими представлениями: искусство выше жизни, наслаждение важнее всего, красота превыше морали. Парадоксы характерны для комедий «Веер леди Уиндермир», «Женщина, не стоящая внимания», «Идеальный муж», «Как важно быть серьезным». Уайльд создает остроумные, изящные пьесы, в которых метко критикуются нравы и мораль аристократического английского общества. В 1895г. Уайльд был подвергнут судебному преследованию и приговорен к тюремному заключению по обвинению в безнравственности. Пережитые испытания внесли новые настроения и мотивы в творчество Уайльда. Основной темой становится тема человеческих страданий. О своих переживаниях Уайльд рассказал в исповеди «Из бездны». На основе своих тюремных впечатлений он пишет поэму «Баллада Редингской тюрьмы». Он отталкивается от реального факта казни заключенного, осужденного на смерть, за то, что он убил возлюбленную. Тема любви раскрывается в поэме в пессимистическом духе. Утверждается мысль, что любовь неотделима от страдания и смерти. Баллада стала страстным выражением против смертной казни, против жестокости властей и бесчеловечности тюремного режима, передана тоска по жизни, свободе.
Воспевая в творчестве наслаждение, утверждая, что «искусство-зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь», Уайльд в своих произведениях показал подлинную красоту жизни, противопоставив её эстетскому равнодушию, поэтизировал добро в человеке.