Жанровое и стилистическое своеобразие творчества Уильяма Морриса и зарождение жанра «фэнтези».

Уильям Моррис – пре-рафаэлист – художник и литератор. Он трактовался однобоко как автор и переводился в период переоценки ценностей. Он поэт-медиавист (соц. Утопия «Вести из ниоткуда»).

Моррис – как архитектор, дизайнер и т.д. – он пламенный почитатель средневековья. Морис возрождал средневековье, идеализирован и приукрашен также и в литературе. Морис основывает общество защитников старинных зданий.

Морис – как стихотворец – «Земной рай». Мореход прибывает на остров и знакомится с жителями этого острова, которые рассказывают ему легенды. Моррис охотно переводил средневековые тексты. Моррис экспериментирует с жанром доселе не существовавшим, ему удается слить исландскую прямоту и куртуазный рыцарский роман. Например роман «Дом сынов волка», действие романа отнесено к временам ухода римских завоевателей с Британских островов. Моррис намеренно не пользуется приемами манускрипта.

«Дом сынов волка» - речь о небольшом германском имени дающего отпор римским воинам.

Моррис возвращает английскому читателю его германское прошлое и описывает германцев великодушными и отважными.

Моррис демонстрирует редкую беспристрастность. Моррис изображает людей, сознание людей предрасположено к мифам.

Фантастический элемент представлен обширно – сверхъестественно – как само собой разумеющееся. Боги – как на земле, так и на небе принимаются за должное.

Создавая новый жанр Моррис создает собственный язык – историзмы грамматические и архаизмы лексики. Это-то и подвергалось в первую очередь критике современников. Однако последующие критики считали это – гениальным. Последующие романы – «Повесть о сверкающей равнине, что звалась также Землей Живущих и Полями Бессмертных» (Халльблит, Заложница, Морской Орел, Крошка Лис), «Воды дивных островов», «Колодец на краю мира».

50.Неоромантизм как литературное направление. Общая характеристика, осн. Представители.

Неоромантизм как литературное направление означает преемственность идей романтизма, неприятие современной действительности, интерес к сильной, яркой выдающейся личности, стремление бежать в мир яркий. Н-м крайне тяготеет к генерализации. Роман- приключенческий, детективный. Авторы - Роберт Луис Стивенсон, Джозеф Конрад, Хагарт- воспроизводит быт и нравы южно-африканской жизни. Конон дойл- приключенческий, фантастический роман, труды по спиритизму. Происходит сдвиг от крупномасштабного романа к циклу романов с 1 героем. Это возникло из-за того , что во время путешествий романы брали с собой. На примере Стивенсона герой его чаще крайне молод, юность не знает компромиссов и сожалений. В рассказе Маркхейм рассказывается тема преступления и наказания. Герою рассказа нужны деньги, чтобы помочь бедным и самому стать другим, лучшим человеком. Он совершает преступление, убивает антиквара, но не может воспользоваться богатством своей жертвы: «страхи так раздирали Маркхейма, что покуда одна часть его мозга была начеку и всячески хитрила, другая трепетала на грани безумия». Русская литература оказала большое влияние на английскую. Как и в «Преступлении и Наказании» Достоевского, писателя интересуют нравственные проблемы. Романтическая тема двойников, Шаг за шагом нотариус проникает в тайну двойников. В то время как Маркхейм подбирал ключи к шкафам антиквара в поисках денег, ему явился «неизвестный», порождение смятенного сознания убийцы. Спор идёт о добре и зле в человеческой натуре, о влиянии обстоятельств на поступки человека. «Неизвестный» уговаривает Маркхейма убить служанку, вернувшуюся в дом. Но Маркхейм не может больше совершать преступлений: ненависть к злу ещё жива в нем , из этой ненависти он почерпнул силу и мужество. Маркхейм велит служанке антиквара сходить за полицией и признается в том, что совершил убийство. Способность расщепления на доброе и злое начало раскрывается в повести «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» на теме двойника, двойственного существования главного героя. Доктор Генри Джекил время от времени превращался в злобного карлика, мистера Хайда, который был воплощением всего злого и гнусного. Отвращение- нечто большее, чем просто физическое уродство. Зло в его натуре начинает вытеснять добро, и это приводит героя к гибели. Самоубийство говорит о том, что то человеческое, что осталось в герое, возмутилось против зла и жестокости. Персонаж разрушает сама себя.

В своих стихотворениях Редьярд Киплинг, творчество которого, также относится неоромантической «лит-ре действия», воспевает беззаветное служение истине- Британской империи- британский империализм. Предпринимает попытку воспитать время белых. Долг белого человека отправиться просвещать и завоёвывать. Это были его собственные идеалы. В одном из лучших стихотворений «Если»- прославление стойкости, воли и мужества человека. Тот, кто способен вынести все испытания и остаться самим собой-достоин быть человеком на земле. Воспевает жертвенность ради общегосударственной цели. « Награда и феи» «Пак с хамсов Пэха», «Ким»- шпионский роман. «Казарменные баллады». Лексика под разговорную речь разных сословий в частности военных, сленг, жаргон- как поэтические средства. Долг англичанина служить Родине, чего бы ему это ни стоило. Действие придаёт смысл существованию- «Быть, а не казаться». Противостояние востока и запада – «Любовь-Вражда». Противостояние востока и запада- начало деятельное. Стремясь доказать цивилизаторскую миссию британских колониальных чиновников, Киплинг вместе с тем объективно показал непримиримость интересов британских империалистов и порабощенных индейцев. Он изобразил жизнь британской колонии и с сочувствием показал индийцев, передал колорит Индии, где слились 2 культуры. «Книга Джунглей и Вторая книга джунглей» использован богатейший материал индийского фольклора. Ощутимы идеи Киплинга настаивающего на абсолютном характере закона джунглей, где выживает и властвует сильнейший.



Наши рекомендации