Исторические хроники Шекспира: проблема власти, связь современности, образ «идеального монарха».

Относятся к 1 периоду творчества—попытка переосмыслить путь страны, сформулировать универсальные истины, вынести из прошлого уроки. «Генрих 8» (1612)—последняя из того, что написал, скорее в соавторстве с Тестчером. Есть несколько пьес под вопросом: 1613 «Корденно--текст не сохранился, «3 добрых родича»--Шек апокроф? Или в соавторстве? Хроники образуют определённые циклы. 1 цикл—3 части «Генриха 6» и «Ричард 3». «Король Джон»—особняком. 2 цикл—«Ричард 2», 2 части «Генрих 4», «Генрих 5». «Генрих 8»—отдельно, не вписывается ни в один из циклов. Хроники—исторические пьесы, использован исторический материал. В те времена историческая наука—1-е шаги. Творческое осознание науки стоит выше исторической науки. Шекспиров восприятие науки совпадает с массовым. Герои превращаются в мифологизированные образы—положительные или резко отрицательные. «Ричард 3»--реальное историческое лицо, злодей из злодеев, отталкивающий внешне, король—убийца, узурпатор трона. Огромное количество жертв на его счету. В реальности Ричард 3 таким злодеем не был, но так его восприняли англичане. Шек меняет возраст персонажей. «король Иоан» (Иоан безземельный) .Персонаж—племянник Иоана—юный принц Артур, Иоан подсылает убийц к нему, т.к. он мог бы стать его соперником. Артур изображён совсем юным—убегая от убийц, выпрыгивает из окна—разбивается. Исторический Артур был на 10 лет старше. Шек намеренно понижает возраст—эффект—Иоан кажется более жестоким. Главная тема хроник—политическая, изображается и внешняя сторона и реальную подоплеку. Историю творят сильные личности. Шек раскрывает политическую жизнь как борьбу сильных и ярких личностей. Яркий, убедительный портрет представителя королевской власти, кот показывает, что не хватает идеальному образу короля. «Генрих 5» становится тем самым идеальным кор, кот так необходим Британии. «Генрих 6»--не самая известная, отражает войну алой и белой розы. Генрих 6 оказывается одним из худших вариантов монарха—слабый король, не способен контролировать события, удержать в рукх происходящее. В итоге ответственность несёт Генрих 6-оказался несостоятельным правителем, не способен к активному действию, может только оплакивать происходящее. Ричард 3 –полная противоположность Генриха 6. Он проложил путь к престолу через многие трупы, способен удержать ситуацию сильной рукой, незаконно захватил власть, не имеет права на неё—не может стать настоящим королём. Характерная черта Елизаветинского сознания: соответствие внутреннего содержания внешней оболочке—если человек привлекательный собой—положительный персонаж, и наоборот, незаконнорождённые воспринимались как злодеи. Ричард 3 внешне вопиюще безобразен, впечатление—гордится своим уродством. Внешне урод—соответствует внутреннему злодейству. В своих намерениях захватить престол не останавливается ни перед чем: сам убивает, подстраивает убийства, обольщает леди Термин--« Отрицательное обаяние»--очередное орудие для достижения цели. Не хватает ему законности—не удерживается на троне, хотя и сильный правитель. «Ричард 3»—единственная хроника, где присутствует фантастический элемент—появление призраков людей, убитых Ричардом, кот желают ему смерти, проклинают его. Но Ричард 3 не перестаёт действовать, но терпит поражение. Его противник Ричмонд восходит на трон как Генрих 7 Тюдор. В пьесах Шек всегда улавливается современный контекст—правит представительница династии Тюдоров и то, что 1-й представитель династии пришёл к власти тоже не совсем законно, необходимо изобразить в нужном ключе. «Ричард 2». Если Ричард 3—насквозь аморален, Ричард 2—представлен как человек неплохой, милый, охотно рассуждает, старается быть справедливым. Но он ещё менее состоятельный монарх—живёт в старых моральных представлениях, ему делать ничего не надо, т.к. в нём воплощено божественное право—много рассуждает вместо того, чтобы активно действовать. Ричард 2 заменяет действие поэзией. Как король он катастрофа—королём быть не в праве. Государственный переворот—время требует другого короля. Рич 2—остаются только слёза. На смену—Генрих 4—узурпатор, кот способен действовать. Показав вереницу монархов, кот таковыми быть не способны, Шек рисует идеального монарха. «Генрих 5»—идеальный король. Немало о его биографии в хронике «Генрих 4». Ничем себя не проявляет, его зовут «принц Гарри». Там появляется герой Фальстаф—пузатый племянник и дебошир—«отрицательное обаяние». При дворе будущего короля все осуждают, его там не бывает, развлекается по-своему—в кабаках. Но будущий Генрих 5 поступает мудро, узнаёт народ изнутри, простых людей, на кот будет опираться в последствии. Финальная сцена –примеряет корону, осознаёт ответственность. Став королём проводит чёткую границу королём и былыми друзьями, кот отдалены на достаточное расстояние. Т.о. в пьесе «Генрих 4» будущий король сформировался как личность и как правитель. Это очень умный правитель, идеальный правитель по всем характеристикам. Идеальн правитель и идеальный человек—разные понятия. Война с Францией—разумно объявить войну соседнему государству, чтобы сплотить своих вельмож. Он занял трон абсолютно законно, хотя его отец –нет. Генрих 5 знает, что есть сила, есть закон. Закон надо поддерживать силой, а силу—законом. идя войной на Францию, находит доказательства, где говорится, что англ короли имеют право на фр трон. Г5 лишён простых человеческих слабостей, не позволяет себе быть милосердным. Никакие привязанности, личные симпатии относительно гос власти веса не имеют. Отвергает своего друга Фальстафа, говорит ему :»Я тебя не знаю». Тот умер, т.к. сердце разбито.





Генрих 5 опирается на ту силу, на кот надо опираться—свободных йоменов, простой народ. Переодевается солдатом, беседует с воинами и находит те слова, кот им нужны—сигнал в атаку, все воины идут за короля в атаку—битва при Азенкуре, где Англия одерживает победу. Г 5 стоит за объединение страны. Его воины—представители Уэльса и Шотландии, его войско многонационально. Ненавязчивая демонстрация преимущества Уэльса над всей остальной Британии. Г5—блестящий актёр, подстраивается к ситуации, находит то, что нужно в данной ситуации. Знает, что от него ждут ( сватовство к фр принцессе Екатерине—«рубаха-парень», она соглашается, выбран верный тон.). последние строчки диалога Г 5 и Екатерины звучат иронией, оптимистично. Наследник Г 5-Г 6-слабый монарх. Историческая декорация—лишь фон для разрешения философских проблем—сущность королевской власти.

Литература английской буржуазной революции. (Общий обзор).

Особенности определяются английской буржуазной революцией 1640 -1660г. В 1660г. республика оказывается неспособной существовать, перестала существовать. На троне Стюарты до 1689г., затем Вильгельм III.

Поэт Джон Мильтон (1608-1674) Идеология английской буржуазной революции- пуританство. Золотой век английской драматургии остался в прошлом. Жанры XVII века начиная с гражданской войны 1640-50-ых годов. (первая половина XVII – публицистика (политический трактат и памфлета) Авторы XVII века чужды экспериментам с формой. По-прежнему в почете поэзия, но уже другая (серьезный белый стих без иронии).

Мильтон выбирает белый стих. («Потерянный рай”, «Рай обретен (вариант перевода: Возвращенный Рай)», «Самсон-борец»). Основная функция поэзии не развлекательная, а назидательная (преподать урок достойной христианской жизни). Ключевой прием аллегория. Авторы охотно обращаются к библейским героям и сюжетам.

Мильтон – поэт, мыслитель, политический деятель, оставивший богатое художественное наследие. В том числе и на латыни. Мильтон – автор политических, философских и социальных трактат.

Прозаик Джон Беньян – второй автор литературы XVII века. «Путь паломника» Начиная с XVII века до XX – это настольная книга высших кругов. Сейчас она забыта. Написан в тюрьме, находился там за несанкционированные проповеди. Герой «П.п.» уснул и увидел события, которые описаны в книге. Он прочитал, что город его обречен, ему надо двигаться к небесному городу. Он видит многих людей на своем пути. Он видит Ярмарку Тщеславия, болото Сомнения, леди Притворство, мадам Болтунья, мистера Великодушие. Основные функции книги преподать пример правильного христианского поведения.

Наши рекомендации