Характеристика экспериментального класса

Для проведения эксперимента преддипломной практики были выбран 4 «а» класс. Класс разделен на две подгруппы, в выбранной подгруппе 9 человек, 5 мальчиков, 4 девочки. Английский язык изучается со 2 класса.

По словам учителя, класс довольно сильный и активный в общем, отстающих мало. Иногда возникают проблемы с дисциплиной, но это происходит тогда, когда урок идет в медленном темпе или однообразен. С первых наблюдений стало понятно, что дети действительно активны, более того, заинтересованы в учебе, им нравится английский язык, и они легко идут на контакт с учителем. Учащиеся общительны и дружелюбны, с интересом активно участвуют в различных играх, постановках, проектах. В то же время, если не комбинировать деятельность детей, они начинают отвлекаться и шуметь.

У учащихся хорошо развиты познавательные процессы, они легко находят правильные ответы, быстро реагируют на наводящие вопросы. Атмосфера на уроке рабочая, когда что-либо непонятно, дети стараются найти правильный ответ, либо спрашивают учителя.

Следует сказать, что в группе есть один ярко выраженный лидер, Соня К. Понаблюдав за ней, можно отметить, что это очень активный ребенок, часто изъявляет желание ответить на уроке, что можно объяснить и тем, что у нее хорошие способности к изучению языка. Практически все дети в группе имеют с ней дружеские отношения.

Основные сложности в обучении детей этого возраста заключались в правильной организации внимания и деятельности на уроке. У младшего школьника преобладает непроизвольное внимание и быстрая переключаемость на другой вид деятельности. Поэтому требовалось включать в урок разные виды деятельности и различные способы организации внимания.

С точки зрения иноязычных навыков класс неоднозначный. У большинства учащихся уровень знаний хороший, хорошее знание грамматики и неплохой лексический запас, что сочетается с низким уровнем сформированности фонетических навыков. Вероятно, на предыдущем этапе учитель уделял большее внимание развитию других навыков речи учащихся. В классе можно выделить 5 успевающих: навыки этих учеников находятся на хорошем для данного этапа уровне, но и у них фонетические навыки развиты не на должном уровне. Есть в классе и отстающие. Один ученик нетвердо знает грамматические правила и не может выполнять задания наравне с одноклассниками. К нему требуется индивидуальный подход, который будет выражаться в дополнительных заданиях на уроке и дома, менее сложных, чем для остальных.

В целом можно сказать, что в языковом плане все остальные ученики находятся на среднем уровне.

Наблюдения показали, что основным пробелом в знаниях в данном классе являются навыки произношения, что создает благоприятные условия для проведения эксперимента и требует большой работы по их развитию.

Исследование исходного уровня развития

Фонетических навыков учащихся

С целью выявления уровня сформированности фонетических навыков учащихся 4 «а» класса было проведено их тестирование на материале стихотворения:

The cat

On Sunday I sleep,
On Monday I peep,
On Tuesday I watch TV,
On Wednesday I drink milk and tea
On Thursday I catch mice,
On Friday I eat rice,
On Saturday I have a rest -
These are things I like best.

Условия проведения:

В начале урока детям выдали текст стихотворения, затем, следя по тексту, они прослушали в качестве образца чтение этого стихотворения учителем. После этого были сняты лексические трудности – дети выписали незнакомые слова и совместно с учителем нашли их значения. Следующим заданием для каждого учащегося было прочесть стихотворение полностью.

Результаты работы:

Ученик Ошибки Отметка
Ира Небольшая интерференция, наличие интонационных ошибок.
Миша Нарушена плавность чтения, сильная интерференция, замена звуков в словах [w] на [v]. Наличие интонационных ошибок.
Витя Сильная интерференция, чтение неплавное, нарушена интонация.
Сережа Небольшая интерференция, замена звуков [w] на [v], ошибки в произнесении межзубных звуков, нарушена интонация.
Валентин Сильная интерференция.
Соня К. Небольшая интерференция, ошибки в произнесении межзубно-щелевых звуков.
Соня М. Наличие интонационных ошибок, небольшая итерференция.
Надя Небольшая интерференция, некоторые интонационные ошибки.
Илья Чтение затруднено, сильная интерференция многих звуков.


Выводы.

У половины учащихся наблюдается сильное влияние родного языка на произношение английских звуков. Это выражается в недостаточной (или отсутствующей) аспирации звуков [p], [t]. Двое учеников неверно произносили межзубные звуки. Также у большинства учащихся наблюдалось прочтение стиха с неправильной, типичной для русского языка, интонацией и отсутствие плавности чтения.

Из результатов проведенного тестирования можно выделить основные направления дальнейшей работы с детьми. К ним также мы можем отнести и работу по устранению вышеуказанных ошибок.

Наши рекомендации