Периодизация творчества Шекспира. Отражение в нем социальной эволюции Англии в конце 16 начале 17 веков.

Творческий путь его можно разграничить на три этапа:

· Исторические хроники, ранние комедии, кровавые трагедии и поэмы. Этап заканчивается первыми бессмертными трагическими шедеврами "Ромео и Джульетта" и "Юлий Цезарь". Это - 1590 - 1599 годы.

· От "Гамлета" до "Тимона Афинского" (1600 - 1608).

· Романтичные, сказочные драмы, последняя хроника "Генрих VIII" (1609 - 1613).

Первый этап - этап исторических хроник, охватывающих английскую историю со времен короля Иоанна Безземельного до Генриха VIII, отца королевы Елизаветы, при которой прошла юность Шекспира, рассказывает о подъеме Англии, росте ее государственной монолитности и величия. Здесь творчество Шекспира вполне отвечает требованиям эстетики Ренессанса. Тогда же Шекспиром созданы 10 веселых комедий. Это вовсе не сатирические произведения, это действительно просто веселые пьесы, в которых Шекспир, как бы устав от кровавых войн исторических хроник, наслаждается счастливой жизнью на лоне природы. И эта жизнь весела и прекрасна, почти беззаботна.

К концу века, к 35 годам жизненного пути, оформляется трагическое мироощущение Шекспира. Если первые трагедии выражают трагедию индивидуальных судеб, то, начиная с "Гамлета", "прерывается связь времен".

Разговор о втором, в большей степени маньеристском, периоде творчества начинать следует, видимо, с "Юлия Цезаря", пьесы рубежа веков. Назовем ее трагедией-хроникой, как бы концентрирующей внимание на политической истории переломной эпохи и трагической судьбе ее великих деятелей, обнажающей объективную основу движения исторического времени, непреклонность исторического процесса и реальные следствия субъективных устремлений и воли.

Ведущей линией шекспировских трагедий является, скорее всего, ход большого времени или даже разных времен, наслаивающихся и сталкивающихся между собой.

Каждая из его трагедий - трагедия "своего времени", произошедшая из противоречий магистрального хода истории в эпоху Возрождения. Больше того, сам ренессансный гуманизм оказывается чреват глубокими противоречиями. Посмотрите внимательно на героев Шекспира - все они едва ли не анахроничны, все живут не вовремя, то, как Гамлет, напичканный ученостью и гуманистическими идеалами Ренессанса, опережающий эпоху, попадают в самое мрачное средневековье, тот, как идеальный рыцарь Лир, отстают от времени и попадают в мир политиканов и нуворишей.

Время, история - вот главный герой Шекспира, герой, разрушающий уклад жизни, убивая и прекрасных, и ужасных, и милых сердцу персонажей.

Общеизвестно: пьесы позднего периода слабее. Но зрелость и мудрость сказываются здесь в описаниях, отдельных строфах, в остром конфликте главного вопроса Шекспира: что есть человек? какова его природа

В XVI веке Англия быстро развивалась. Именно в это время окончательно сложилась и вскоре достигла замечательного расцвета английская ренессансная культура. Страну перестали сотрясать феодальные междоусобицы, которые достигли трагического накала в XV столетии. Сильная королевская власть содействовала экономическому подъему государства, уверенно выходившего на просторы мировой торговли. В самых различных сферах жизни происходили глубокие сдвиги, расшатывавшие вековые феодальные устои.

Большое значение для последующих судеб Англии имел исход феодальной смуты 1455-1485 гг. На смену буйной феодальной знати, ввергавшей страну в состояние хаоса, пришло новое дворянство, связанное с буржуазией, ставившее перед собой одинаковые с ней цели и отчасти происходившее из средних сословий. С конца XV века в Англии утвердился абсолютизм.


Во второй половине XVI века Англия заметно окрепла. Ее торговля и промышленность находились в цветущем состоянии. Победа над Испанией в 1588 году, упрочившая морское могущество островной державы, необычайно подняла патриотический дух английской нации.


Сонеты и поэмы Шекспира на фоне англ. поэзии 16 века. Русские переводы сонетов.

Поэмы Шекспира

Создавая поэмы, Шекспир исходил из иных художественных принципов, чем те,которыми он руководствовался при создании пьесВ поэмах все выглядит иначе. Настоящей жизни и движения в них нет, характерыусловны и вся обстановка какая-то тепличная.Однако, поэтические произведения Шекспира, взятые в целом, не притязают нато, чтобы быть изображением действительности. Их цель - не изображение, авыражение мыслей и чувств по поводу различных явлений действительности.Сюжеты поэм бедны действием. Шекспира, который в драмах нагромождает массусобытий, здесь не узнать. В поэмах все служит не для действия, а для еготорможения. Малейшего повода достаточно, чтобы развертывание сюжетаостановилось.Шекспир отбирает для развития сюжета те элементы, которые дают повод дляпоэтических пейзажей и лирических излияний. Если описания действительности ивторгаются в стихотворные произведения Шекспира, то составляют лишь частьпоэтического украшения.Содержанием лирики Шекспира являются размышления о природе многих явленийжизни. Как правило, выражение чувств всегда облечено в сложную форму,связанную с бесконечной цепью различных ассоциаций.Сюжеты поэзии Шекспира имеют многовековую давность. Шекспир сознательно выбиралименно такие, которые уже были в кругу внимания других поэтов, ибо искусствоздесь состояло не в том, что сказать, а в новизне подхода к теме иновизне выразительных средств.Персонажи поэм подобны статуям. Шекспир все время располагает их перед намивыразительными скульптурными группами: бегущий Адонис и догоняющая егоВенера, скорбная фигура богини над трупом прекрасного юноши, спящая Лукрецияи взирающий на нее жадным взором Тарквиний, Лукреция, вздымающая руки в гореили заносящая кинжал. В поэмах обнаруживается огромное богатство мысли Шекспира. Он создает образыбольшой поэтической красоты, и, хотя непосредственного изображениядействительности мы здесь не находим, все в поэмах проникнуто чувством жизни,пониманием ее сложности и стремлением постичь законы, управляющие миром.И все же считается, что большая поэтическая форма Шекспиру не удалась.Вероятно, он и сам это почувствовал, ибо больше не возвращался к этой форме,а нашел жанр, более органичный для своего лирического дарования - сонет. Концепция трагического характерна для всего раннего творчества Шекспира.Во всех трагических произведениях молодого Шекспира изображается могуществозла, попирающего добродетель и справедливость. Крайности, до которых доходятносители зла, возбуждают против них всеобщее негодование. Возмездие приходит нес небес, а из мира людей.Шекспир отвергает морализаторский принцип средневекового искусства,согласно которому нравственно злое должно было в художественном изображениивыглядеть безобразным, а доброе - внешне прекрасным .Сонеты Форма сонета была изобретена давным-давно. Ее создали, вероятно,провансальские поэты, но свое классическое развитие сонет получил в Италииэпохи Возрождения.И именно Петрарка поднял искусство написания сонетов на величайшую высоту.В сонете всегда 14 строк. Классическая итальянская форма сонета строитсяследующим образом: два четверостишия и два трехстишия с определенной системойрифм: авва aвав ccd ede или авав авав ccd eed. Сонет недопускает повторения слов (кроме союзов и предложных слов или артиклей). Первоечетверостишие должно содержать экспозицию, то есть изложение темы, причем ужесамая первая строка должна сразу вводить читателя в тему стихотворения. Вовтором четверостишии дается дальнейшее развитие темы, иногда по принципупротивопоставления. В трехстишиях дается решение темы, итог, вывод изразмышлений автора.Трудность формы, строгость композиционных принципов увлекли поэтов эпохиВозрождения. В Англии сонет ввел Уайет. Однако он долго оставалсявторостепенной по значению формой, пока пример Филиппа Сидни не увлек другихпоэтов, и тогда, в конце XVI века, сонет на короткое время занял первенствующееместо в лирике.Сначала английские поэты следовали итальянской схеме построения сонета, затемвыработалась своя система его композиции. Английская форма сонета состоит изтрех четверостиший и заключительного двустишия (куплета). Принятый порядокрифм: авав cdcd efef gg. Эта система является более простой посравнению с итальянской схемой Петрарки. Так как ею пользовался Шекспир, то онаполучила название шекспировской.Как правило, Шекспир следует обычной схеме: первое четверостишиесодержит изложение темы, второе - ее развитие, третье - подводит к развязке,и заключительное двустишие в афористической лаконичной форме выражает итог.Иногда это вывод из сказанного выше, иногда, наоборот, неожиданноепротивопоставление всему, о чем говорилось раньше, и, наконец, в некоторыхслучаях просто заключение, уступающее в выразительности предшествующимчетверостишиям - мысль как бы затихает, успокаивается.Обратимся теперь к тому, что составляет его внутреннюю форму.Еще Петрарка определил основу внутренней формы сонета, его образной системы. В основе ее лежало сравнение. Для каждой темы поэт находил свойобраз или целую цепь образов. Чем неожиданнее было уподобление, тем выше оноценилось. Сравнение доводилось нередко до крайней степени гиперболизма. Нопоэты не боялись преувеличений.Множество образов, возникающих в каждом сонете Шекспира, спаяны внутреннимединством. Сущность ее в том, что мысль, чувство, настроение, все неуловимые и трудно выразимые душевные движения выражаются через конкретное инаглядное, и тогда оказывается, что между духовным и материальным миромсуществует бесконечное количество аналогий.Содержание сонета составляет чувство или настроение, вызванное каким-нибудьфактом. Сам факт лишь глухо упоминается, дается намеком, а иногда у сонета ивовсе отсутствует непосредственный повод- стихотворение служит выражениемнастроения, владеющего поэтом. Главное - в выражении эмоций, в нахождениислов и образов, которые не только передадут душевное состояние лирическогогероя, но и заразят этим настроением читателя.В сонетах, как и в поэмах, частные случаи служат поводом для широкихобобщений, касающихся всей жизни. Поскольку порядок, в котором дошли до нас "Сонеты", несколько перепутан,содержание их яснее всего раскрывается, если сгруппировать стихотворения потематическим признакам. В целом они распадаются на две большие группы: первые126 сонетов посвящены другу, сонеты 127-154 - возлюбленной.Сонетов, посвященных другу, гораздо больше, чем стихов о возлюбленной. Ужеэто отличает цикл Шекспира от всех других сонетных циклов не только ванглийской, но и во всей европейской поэзии эпохи Возрождения.Сонеты к другу и сонеты к возлюбленной - это как бы два отдельных цикла,между которыми есть связь. Но в целом "Сонеты" не выглядят как заранеезадуманный и планомерно осуществленный цикл лирических стихотворений."Сонеты" Шекспира принадлежат к выдающимся образцам лирической поэзии. Влирике, как правило, привыкли видеть выражение личных чувств и переживанийпоэта. Многие исследователи Шекспирарешили, что "Сонеты" в самом точном смысле автобиографичны. Второе лицо, упоминаемое в "Сонетах", - возлюбленная поэта. По имени она неназвана Шекспир не позаботился даже дать своей возлюбленнойусловное поэтическое имя. Из "Сонетов" мы узнаем только, что она смугла,черноволоса и не отличается верностью в любви. За ней утвердилось имя"Смуглой дамы Сонетов" . В сонетах Шекспира есть внутренняя двойственность. Идеальное и реальное сосуществуют в сонетах Шекспира в сложном сочетании, как и в его драматургии.Шекспир предстает здесь то как поэт, отдающий долг возвышенной и иллюзорнойромантике аристократической поэзии, то как поэт-реалист, вкладывающий втрадиционную форму сонета глубоко жизненное содержание, которое подчас требуетобразов, далеких от галантности. Если бы можно было быть уверенным в том, что расположение сонетов отвечаетхронологии событий, то итог всей этой лирической истории был бы трагическим,потому что завершается весь цикл проклятиями той любви, которая принижаетчеловека, заставляет мириться с ложью и самого быть лживым. Прибежищем отперенесенных страданий является возобновление дружбы, которую испытания сделалиеще прочнее. Платоническая идея любви как чувства духовного одерживает в "Советах" Шекспира полную победу.


Наши рекомендации