Мильтон утверждает идею свободы воли и ответственности людей за
свою судьбу. Человек наделен разумом, он свободен в своем выборе между
добром и злом, божественное предвидение не влияет на человеческий
выбор. Соблюдение христианских заветов делает человека свободным от
внешних, земных авторитетов. Мильтон размышляет о природе человека.
Человек могуществен и слаб в одно и то же время. Все в мире для человека,
он «рожден повелевать, а не повиноваться», но он «обитатель крохотной
частицы Вселенной», возможности его ограничены, всемогущ лишь Творец.
Человек – создание одновременно телесное и духовное, чувственное и
рациональное, однако разум занимает высшее положение, чувства, страсти
должны повиноваться ему. Адам и Ева – образы идеальных людей: Адам –
воплощение силы, мужества, он создан для высоких помыслов и доблестных
деяний; Ева – воплощение женского совершенства и обаяния, создана для
«нежности и прелести манящей». Отношения Адама и Евы основаны на
взаимном чувстве, в них идеально сочетаются духовная общность и
физическое влечение. Человек у Мильтона органично слит с природой, в
поэме множество картин прекрасного Эдема.
В образах Бога и Сатаны Мильтон отражает вечную борьбу Добра и
Зла в мире. Бог вечен, бесконечен, непознаваем, но образ его схематичен,
имеет откровенную дидактическую направленность. Сатана – титаническая
натура с непокорным духом и свободолюбием. Рядом с этим ярким образом
тускнеют все остальные персонажи поэмы. Английский поэт конца XVIII в.
У. Блейк заметил, что Мильтон должен был чувствовать себя в кандалах,
когда писал о Боге и ангелах, и свободно, когда речь шла о дьяволах. Бог –
свет, гармония, Сатана – тьма, хаос, он нигде не может обрести покой («Ад –
я сам»); страсти, гордыня ослепили разум Сатаны. 9 дней длится падение
побежденных с Небес в Ад, и это духовное падение означаяет, что «…Добро
и Зло, познаваемые нами на почве этого мира, произрастают вместе и почти
нераздельно; познание Добра настолько связано и переплетается с
познанием Зла, в них столько коварного сходства, что их трудно отличить
друг от друга…». Бог «допускает существование зла, использует его для
достижения высшего блага», поэтому Сатана становится косвенной
причиной великих перемен во Вселенной, с изгнания Адама и Евы
начинается история человеческого рода, зло порождает движение. Человек,
познав добро и зло, отвергнет познанное зло во имя добра. Перед изгнанием
из райской обители архангел Михаил по повелению Бога показывает Адаму
будущее человечества (нужда, бедствия, войны, катастрофы), однако
искупительная жертва Христа откроет людям путь к спасению, духовному
совершенству.
Синтез эпического (тема), лирического (описание Рая, Адама и Евы) и
драматического (ситуации, диалоги) начал в «Потерянном рае» проявлен
четко. Эпопея не ограничивается национальным, но стремится к
всечеловеческому. Здесь же присутствует синтез классицистических
(главенство и торжество разума) и барочных (образ Сатаны, описание
будущих несчастий) тенденций. В основе поэмы «Возвращенный рай» (Paradise Regained,1671)
евангельская легенда об искушении Христа Сатаной. Христос без колебаний
отвергает почести, власть, богатство. Несмотря на одиночество и всеобщее
непонимание, он противостоит злу, царящему в мире, и этим возвращает
себе Рай.
В истории английской культуры велика роль театра. Если с эпохой
Возрождения связан расцвет английской драматургии и театра, то в XVII в.
театр подвергается гонениям со стороны пуритан. Написание пьес,
исполнение их на сцене, посещение театра объявляются греховными
занятиями. В 1642 г. английский парламент закрыл театры и запретил
театральные представления.
Основное место в литературе занимали прозаические и поэтические
жанры с нравственно-этической и философской проблематикой. В период
Реставрации театры были вновь открыты, на сцене богатые декорации,
пышные костюмы, в репертуаре преобладали пьесы, рассчитанные на более
или менее образованного зрителя. Понятие «комедия Реставрации» связано
С именами Уильяма Уичерли (William Wycherley (1640-1716) и Уильяма
Конгрива (William Congreve,1670-1729).
Ирония, сарказм, яркие, остроумные диалоги, мастерство комедийной
Интриги – ряд этих и других особенностей «комедии Реставрации» вошли в