Имя прилагательное (the Adjective)

2.1 Степени сравнения, особые случаи образования степеней сравнения прилагательных

Упражнение 3.

Образуйте степени сравнения следующих прилагательных и переведите их:

short, famous, little, rich, difficult, good, easy, bad, far, new, old.

Местоимение (the Pronoun)

3.1 Виды местоимений: личные, притяжательные, возвратные, указательные, вопросительные, относительные, неопределённые

3.2 Личные, притяжательные и возвратно-усилительные местоимения

Личные местоимения Притяжательные местоимения Чей? Чья? Чьё? Чьи? Возвратно-усилительные местоимения -ся себя сам
Именительный падеж кто? что? Объектный падеж кого? чего? кому? чему? и др. Основная Форма (присоединяемая) чей? + сущ. Абсолютная Форма (неприсоединяемая) чей?
me мне, меня my мой mineмой myself
you ты youтебе, тебя your твой yours твой yourself
he он him его, ему his его his его himself
she она her ее, ей herее hers ее herself
itон, она, оно itего, ее, ему its его, ее its его, ее itself
weмы us нам, нас ourнаш oursнаш ourselves
you вы you вам, вас your ваш yours ваш yourselves
they они them их, им theirих theirsих themselves

Упражнение 4.

Выберите правильное местоимение:

1. There are 5 faculties at (ours / us / our) Institute.

2. Alex and (I / me / myself) go to college.

3. Mary wants to buy (himself /herself / she) a new dress.

4. John cut (him / his / himself) yesterday.

5. These keys are (themselves / theirs / their).

6. He is waiting for (us / our / we).

7. (Them / they / their) like to go to the theatre.

3.3 Неопределённые местоимения some, any, no, every и их производные

В утвердительных предложениях В вопросительных предложениях В отрицательных предложениях В предложениях всех типов
some несколько, какое-то, какие-нибудь any несколько, какое-то, какие-нибудь not… any никакой, никакие, ни один noникакой, никакие, ни один every каждый, всякий
something что-то, что-нибудь anything что-то, что-нибудь not… anything ничего nothing ничего everything всё
somebody someone кто-то, кто-нибудь anybody anyone кто-то, кто-нибудь not… anybody, not… anyone никто nobody, no one, none никто everybody, everyone все
somewhere где-то, где-нибудь, куда-то, куда-нибудь anywhereгде-то, где-нибудь, куда-то, куда-нибудь not… anywhere нигде, никуда nowhere нигде, никуда everywhere везде, всюду

3.4 Местоимения «much / many», «little / few», «a little / a few» и их синонимы

Исчисляемые существительные Неисчисляемые существительные
many a lot of + сущ. во множ. числе lots of много plenty of many books, a lot of cars much a lot of + сущ. в ед. числе lots of много plenty of much money, plenty of time
few + сущ. во множ. числе мало (недостаточно) few magazines little + сущ. в ед. числе мало (недостаточно) little milk
a few + сущ. во множ. числе несколько (достаточно) a few words a little + сущ. в ед. числе немного (достаточно) a little jam


Упражнение 5.

Переведите местоимение в скобках на английский язык:

1. We have (мало) bread. Go and buy some.

2. It’s very dark here. I don’t see (ничего).

3. (Все) will ask me questions.

4. She doesn’t have (много) free time.

5. I’m going to tell you (что-то) interesting.

6. I’d like (немного) coffee.

7. Will you go (куда-нибудь) for the weekend?

8. (Кто-то) has called you up.

9. Tell us (несколько) words about yourself.

4. Глагол (the Verb)

4.1 Основные формы глагола. Правильные и неправильные глаголы

4.2 Времена действительного залога (the Active Voice)

Глагол-сказуемое в действительном залоге показывает, что действие в предложение совершает само подлежащее: I ask (я спрашиваю).

Все глаголы в английском языке делятся на правильные и неправильные. Формы Past Indefinite (V2) и Participle II (V3) у неправильных глаголов образуются не по общему правилу, а различными другими способами. Сравните:

V V2 V3

(Infinitive) (Past Indefinite) (Participle II)

to visit visitedvisited -правильный глагол

to write wrote written -неправильный глагол

Неправильных глаголов около двухсот, но к ним относятся наиболее употребительные глаголы. Их необходимо запомнить в трёх основных формах (см. таблицу неправильных глаголов в «Практической грамматике английского языка» К. Н. Качаловой и Е. Е. Израилевича).

Некоторые глаголы не употребляются во временах группы Continuous и Perfect Continuous. Это глаголы ментальной деятельности (to know, to believe, to feel, to remember и др.), выражающие отношения (to love, to like, to hate и др.), пять чувств (to see, to hear, to smell, to taste, to touch), абстрактные отношения (to be, to have, to contain, to belong, to cost и др.), желание и обладание(to want, to wish, to possess и др.).

Видовременные формы английского глагола в действительном залоге.

Tense Simple (Indefinite) (констатация факта: что делает (делал, будет делать?) Continuous (процесс, незавершённое действие: что делает сейчас? (что делал / будет делать в определённый момент времени?) Perfect (завершённость: что сделал/сделано?) Perfect Continuous (процесс уже в течение некоторого периода времени: как долго, с (в течение) какого времени происходит действие?)
Present V/ Vs (в 3 л. ед.ч.) I write he paints Обычное действие, повторяющееся регулярно usually, generally, always, never, often, seldom, sometimes, every day (year) to be (am, is, are) Ving I am writing He is painting We are reading Действие в развитии, незаконченное, происходящее в настоящий момент now, at present, at the moment have / has V3 I have written He has painted Действие, завершенное к определенному моменту в настоящем. Действие в прошлом, результат в настоящем ever, never, just, already, recently, yet, lately, today, this week (year)   have / has been Ving I have been writing He has been painting Действие, длившееся в прошлом, продолжающееся до сих пор или закончившееся непосредственно перед моментом речи for a month, for a long time, since 5 o’clock, How long…? Since when…?
Past V2 I wrote He painted Действие в прошлом, никак не связанное с настоящим yesterday, last week (month), 3 days ago, in 1945 was / were Ving I was writing We were paintingДействие в развитии, происходившее в определенный момент в прошлом at 5 yesterday, from 5 to 6 yesterday, all day long / the whole day, when we came had V3 I had written He had painted Действие, завершенное к какому-то определенному моменту в прошлом by 5 o’clock yesterday, by the end of the month (year), before he came had been Ving I had been writing He had been painting Действие, начавшееся в прошлом и продолжавшееся до определенного момента в прошлом
Future shall / will V I / we shall write He will paintДействие, которое случится в будущем tomorrow, next week, in 3 days, in 2045 shall / will be Ving I shall be writing He will be painting Действие в развитии, происходящее в определенный момент в будущем at 5 tomorrow, from 5 to 6 tomorrow, all day long tomorrow shall / will have V3 I shall have written He will have painted Действие, которое будет завершено к какому-то определенному моменту в будущем by 5 o’clock tomorrow, by next summer (week) shall / will have been Ving I shall have been writing He will have been painting Действие, которое начнется в будущем и будет продолжаться до определенного момента
Future in the past should / would V I / we should write He would paint should / would be Ving I / we should be writing He would be painting   should / would have V3 I / we should have written He would have painted   should / would have been Ving I / we should have been writing He would have been painting  


Примечание.

Форма Future-in-the-Past служит для выражения будущего действия по отношению к моменту в прошлом и употребляется в придаточных предложениях, если сказуемое главного предложения выражено глаголом в прошедшем времени (согласно правилу последовательности времён). Сравните:

Они поедут туда завтра. – They will go there tomorrow.

Он сказал, что они поедут туда на следующий день. – He said they

would go there the next day.

Упражнение 6.

Выберите правильную форму глагола.

1. We suddenly realized that we (talked / were talking / had been talking) on the phone for two hours.

2. Tim came when we (were dining / dined / was dining).

3. Steve (go / went / has gone) to Italy two months ago.

4. Look! Somebody (have broken / broke / has broken) the vase.

5. I (drinks / drink / am drinking) two cups of coffee every morning.

6. They (come / came / will come) to see us tomorrow.

7. I (has been waiting / have been waiting / am waiting) for you since morning.

8. Paul (had done / has done / did) all his work by 7 o’clock yesterday.

Упражнение 7.

Вставьте вместо пропусков слова и фразы из правой колонки.

1. …she will visit Britain to improve her English. now

2. He bought a new car… for the last few years

3. Jim was ill but he is getting better… always

4. Brenda had left… when Jane entered the room

5. I’ve been living in this flat… last summer

6. We haven’t seen Kate… before we came

7. Ann … falls ill before important exams. next year

8. Everyone was talking but stopped… this week

Упражнение 8.

Переведите на английский язык.

1. Боюсь, завтра весь день будет дождь.

2. Вчера вечером студенты работали в мастерской с пяти до десяти.

3. Я недавно встретил его на выставке.

4. Она уже два года живёт в Петербурге.

5. Он печатал ответ на письмо, когда внезапно погас свет.

6. Мы забыли вчера позвонить родителям.

7. Обычно отец отвозит детей в школу.

8. Они скоро поедут в Лондон.

9. Когда я приехал на вечеринку, Том уже ушёл.

4.3 Страдательный залог (the Passive Voice)

Страдательный залог показывает, что подлежащее не выполняет действие, а подвергается действию другого лица или предмета: I am asked (меня спрашивают), we were invited (нас пригласили).

Страдательный залог образуется при помощи вспомогательного глагола to be(в соответствующем времени)и причастия II (V3) смыслового глагола.

Это выражается формулой to be + Participle II (V3).

Перед дополнением, обозначающим действующее лицо или предмет. стоят предлоги byили with. Дополнение с предлогом byвыражает действующее лицо или предмет, а дополнение с предлогом with– орудие действия. Например:

The composition was written by this student.

The cake was cut with a knife.

В страдательном залоге отсутствуют два времени группы Continuous, а также все времена группы Perfect Continuous. Употребление времён в страдательном залоге соответствует правилам употребления времён в действительном залоге.

Видовременные формы английского глагола в страдательном залоге.

Tense Simple (Indefinite) Continuous Perfect
  be V3 be being V3 have been V3
Present am / is / are V3 I am asked they are asked am / is / are being V3 I am being asked they are being asked have / has been V3 I have been asked he has been asked
Past was / were V3 I was asked they were asked was / were being V3 I was being asked they were being asked had been V3 I had been asked  
Future shall / will be V3 I shall be asked they will be asked - shall / will have been V3 I shall have been asked they will have been asked
Future – in – the - Past should / wouldbeV3 I should be asked they would be asked - should / would have been V3 I should have been asked they would have been asked

Упражнение 9.

Раскройте скобки, выбирая требующуюся форму глагола, измените ее при необходимости

1. She will (meet; be met) them in the hall upstairs.

2. Your luggage will (bring; be brought) up in the lift.

3. You may (leave; be left) your hat and coat in the cloak room downstairs.

4. This text (translate; be translated) at the last lesson.

5. Rome (not to build; not to be built) in a day.

6. The letters (deliver; be delivered) every day.

7. The room (clean; be cleaned) yesterday.

Упражнение 10.

Переведите на английский язык.

1. Мы часто говорим о ней.

2. Каждое утро я даю кошке молоко.

3. Ему дают сок каждое утро.

4. Он пишет много писем.

5. Эти орехи съели вчера.

6. Когда починили машину?

7. Билеты принесут завтра.

8. Ей дали русско–английский словарь.

Упражнение 11.

Употребите правильную форму глагола.

1. Эта картина была написана хорошо известным художником.

a) was being painted

b) has been painted

c) was painted

2. Сейчас в нашем городе строится новое общежитие для студентов.

a) is being built

b) is building

c) is built

3. На этой неделе его пригласили на выставку современного искусства.

a) had been invited

b) was invited

c) has been invited

4. Произведения английских и американских писателей издают во всем мире.

a) are being published

b) is published

c) are published

5. К тому времени, когда он приехал, письмо было уже получено.

a) was received

b) had been received

c) has been received

6. Когда я вернусь домой, все мои чемоданы будут уже уложены.

a) will be packed

b) will have been packed

c) will pack

7. Не беспокойтесь, ему помогут в работе.

a) will help

b) will have been helped

c) will be helped

8. Когда я начал им помогать, они переводили статью уже два часа, но она еще не была переведена.

a) wasn’t translated

b) hasn’t been translated

c) hadn’t been translated

9. Ее слушали невнимательно, и все, что она сказала, было вскоре забыто.

a) is listened to

b) was listened to

c) had been listened to

10. Этот роман уже переведен на пять языков.

a) was translated

b) has been translated

c) had been translated

Упражнение 12.

Передайте следующие предложения в Passive Voice.

1. They publish this magazine in Paris.

2. Rembrandt created a number of individual portraits and group portraits.

3. Somebody built this castle in the 16th century.

4. Constable saw the lovely greens in nature and painted them as he saw them.

5. He has booked the tickets and the clerk will have brought them by 2 o’clock.

6. Vasnetsov drew up the decorative composition for the facade of the Tretyakov Gallery in Moscow.

7. People will talk much about the successful performance of the young actress.

8. Several American artists were absorbing European modernism during their trips to France and Germany.

9. The correspondents are interviewing the participants of the conference.

10. While alive Gainsborough gained considerable success with the public as well as the flattering rewards of academic recognition.

Упражнение 13.

Поставьте вопросы к подчеркнутым словам.

1. The sketches were done directly from nature and they contain freshness and vigour.

2. The first period of Critical Realism was demonstrated at the Circulating Art Exhibition.

3. The balanced connection between precise observation of nature and artistic construction in “The Last Supper” has often been described and admired.

4. The influence of Rossetti can be seen in the figures of women.

5. The second half of the nineteenth century was marked in the European art with a reaction against romanticism and classicism in favour of realism.

6. By the 1960s Pollock had been generally recognized as the most important figure of this century in American painting.

4.4 Модальные глаголы

Модальные глаголы выражают не само действие, а отношение говорящего к действию, так называемые модальности – возможность, необходимость, долженствование, желание, разрешение и т.д.

Модальные глаголы используются, также как и вспомогательные, для образования аналитических (состоящих из нескольких слов) глагольных форм. Но в отличие от последних у модальных глаголов есть ещё и свои собственные значения (вышеуказанные модальности).

К модальным глаголам относятся: can, could, may, might, should, must, have to, need, to be to.

Многие модальные глаголы имеют несколько значений, часть из которых пересекается. Вследствие этого, различать их бывает весьма трудно. Для удобства рассмотрим их основные значения:

can, could – объективная возможность

I can speak English. – Я могу (умею) говорить по-английски.

may, might – разрешение

You may leave early. – Вы можете уйти рано.

should – совет, пожелание

You should do it. – Вам следует сделать это.

needn’t – отсутствие необходимости

You needn't wait. – Вам не нужно ждать.

must – субъективное долженствование (с точки зрения говорящего)

I must go there. – Я должен пойти туда.

have to – объективное долженствование (в силу обстоятельств)

They have to leave. – Они должны уйти.

to be to – договорённость, приказ

He is to bring this book. – Он должен принести эту книгу.

У некоторых модальных глаголов есть эквиваленты:

• can – to be able to

Не is able to play tennis. – Он умеет (может) играть в теннис.

I was able to translate this text. – Я мог перевести этот текст.

He will be able to play tennis. – Он сможет играть в теннис.

• may – to be allowed to

You are allowed to smoke here. – Вы можете курить здесь.

You were allowed to use these books. – Вы могли (вам разрешили) пользоваться этими книгами.

You will be allowed to smoke here. – Вы сможете (вам разрешат) курить здесь.

• must – to be obliged to

Не was obliged to be on duty yesterday. – Он должен был дежурить вчера.

He will be obliged to be on duty tomorrow. – Он должен будет дежурить завтра.

You are obliged to do it at once. – Вы должны сделать это немедленно. (в настоящем употребляется редко)

Свойства модальных глаголов

Модальные глаголы:

• не используются в форме инфинитива. Если нужно использовать именно эту форму, то вместо модального глагола используется его эквивалент

You have to be able to type at least 60 words a minute. – Ты должен уметь печатать по крайней мере 60 слов в минуту.

• не употребляются без смыслового глагола. Смысловой глагол стоит после них в форме инфинитива без частицы to (кроме have to, be to и ought to, которые всегда употребляются с to)

I can speak English. – Я могу (умею) говорить по-английски.

• не изменяются по лицам и числам. Например, в 3 лице ед. ч. не имеют окончания –(e)s

He may go. – Он может идти.

• вопросительную и отрицательную форму образуют без помощи других вспомогательных глаголов

May I ask? – Могу я спросить?

• не имеют неличных форм – инфинитива, герундия и причастия

• не имеют форм будущего и прошедшего времени (за исключением could для can и might для may). Could и might также используются в настоящем времени. В этом случае они являются более вежливыми формами и обозначают меньшую вероятность совершения действия.

Упражнение 14.

Сопоставьте вопросы с ответами:

Can you play the guitar? Yes, I can, but I only know one song.

Could you help me with this exercise? I’m sorry, but I can’t. I’m too busy.

Can you tell me the time? No, I couldn’t. We didn’t study it at school.

Could you speak English Alright. How much do you need?

when you were younger?

Could you lend me some money? No, I can’t. I haven’t got a watch.

Упражнение 15.

Выберите подходящий вариант:

  1. I have an appointment at 4.00. Would I / May I leave half an hour early?
  2. John, you’re nearest to the window. Could you / Could I open it please?
  3. Those books must be heavy. Shall you / Shall I carry some of them?
  4. I don’t think you should spend / Why don’t you spend so much time playing computer games?
  5. Would you like / Do you mind more ice?
  6. Can you / May you let me have your project tomorrow?

Упражнение 16.

Выберите подходящий вариант:

  1. Are you good at athletics? How fast … you run?
  2. You … take some money with you in case you need it.
  3. You … look at other students’ work. It’s against the rules.
  4. Sorry, my train leaves at 6.00. I … leave now.
  5. You … eat so many sweets. They aren’t good for you.
  1. should must need can
  2. have to shouldn’t can should
  3. had better not needn’t don’t have to mustn’t
  4. have to shouldn’t mustn’t can
  5. can’t don’t have to shouldn’t needn’t

II. Синтаксис

1. Порядок слов в повествовательном предложении

Английское предложение имеет строго определённый порядок слов. Оно обязательно должно иметь подлежащее и сказуемое, которые занимают первое и второе места соответственно.

Запомните следующую схему:

0 1 2 3 4

обстоятельство подлежащее сказуемое дополнение обстоятельство

He speaks English well.

Yesterday she bought a new dress.

Определение не имеет постоянного места и может стоять при любом члене предложения, выраженном существительным.

2. Вопросительные предложения: общий, альтернативный, специальный (1. к подлежащему; 2. к другим членам предложения), разделительный вопросы

Упражнение 17.

Поставьте все возможные типы вопросов к следующим предложениям:

  1. Falconet, an accomplished sculptor, arrived in Saint Petersburg in 1767.
  2. The sculptor had made a profound study of the period of Peter the Great’s reign before he set to work on the statue.
  3. The statue of Peter I has been called the Bronze Horseman since Alexander Pushkin wrote his famous poem with this title.

3. Повелительные предложения

Open the window please. – Откройте окно, пожалуйста.

Look at me. – Посмотри на меня.

Don’t read this letter. – Не читайте это письмо.

4. Оборот «there is / there are»

Грамматический комментарий: оборот «there is / there are» имеет значение «имеется, находится, существует» и употребляется для того, чтобы сообщить о наличии или отсутствии в определённом месте или отрезке времени предмета, факта, явления, ещё не известного собеседнику. Оборот может употребляться в настоящем, прошедшем и будущем времени. Переводить такие предложения на русский язык следует начинать с обстоятельства, которое находится в предложении на последнем месте.

There are a lot of English books in this library. – В этой библиотеке много английских книг.

There hasn’t been any rain for some days. – В течение нескольких дней не было дождя.

Если в предложении есть несколько подлежащих, то глагол to beвсегда согласуется с подлежащим, которое следует непосредственно за ним.

There is a table and six chairs in the room. – В комнате стол и шесть стульев.

Упражнение 18.

Переведите на английский язык.

1. Существует пять основных жанров живописи.

2. Рядом с нашим домом будет аптека.

3. От моего друга нет новостей.

4. На столе книга и три журнала.

5. Есть ли картины Левитана в этом музее?

III. Словообразование

Образование одного слова из другого в английском языке происходит при помощи аффиксов: префиксов (стоят в начале слова) и суффиксов (в конце слова).

Наши рекомендации