III. Выразите несогласие со следующими утверждениями.
Example. It’s a pen. (pencil) – It isn’t a pen. It’s a pencil.
1. It’s a desk. (table)
2. It’s a hat. (tie)
3. It’s a sad man. (happy)
4. It’s Nell. (Liz)
5. It’s a test. (text)
6. It’s a lazy man. (neat)
7. It’s an apple. (cake)
8. It’s ten. (six)
9. It’s a lake. (sea)
10. It’s a map. (stamp)
11. It’s milk. (meat)
12. It’s a man. (lady)
13. It’s a city. (lake)
14. It’s big. (little)
15. It’s bad. (nice)
16. It’s a dentist. (typist)
IV. Сделайте предложения вопросительными.
Example. It’s a pen. – Is it a pen?
a) 1. It’s a plane.
2. It’s a table.
3. It’s a plan.
4. It’s a sea.
5. It’s a desk.
6. It’s milk.
7. It’s Kate.
8. It’s tea.
9. It’s a pencil.
10. It’s ten.
11. It’s a happy man.
12. It’s a bad name.
13. It’s a sick man.
14. It’s a clean apple.
15. It’s a black table.
16. It’s a busy lady.
b) 1. He is happy.
2. Ben is ill.
3. He is lazy.
4. Bill is late.
5. Nell is six.
6. Kate is in bed.
7. He is in a city.
8. Liz is pale.
9. He is ten.
10. Ted is neat.
11. He is in Spain.
12. Steve is sad.
13. Ann is a baby.
14. He is a busy man.
15. Ben is a dentist.
16. Kate is nice.
V. Прочитайте текст. Составьте 5 отрицательных и 5 вопросительных предложений по тексту.
It’s a nice day. It’s ten. Tim is in. Tim isn’t happy. He is ill. He is in bed. Tim is pale. He is sad. It’s bad.
Ted isn’t in. He is in Spain. He is busy. Ted isn’t ill. It’s nice.
VI. Переведите предложения.
1. Это печальное лицо. 2. Это глубокое озеро? 3. Это не чистая тарелка. 4. Это просто. 5. Это стол. 6. Тим – ленивый. 7. Теду 10 лет. 8. Кейт не больна. 9. Это карандаш? 10. Это черная ручка? 11. Он счастлив. 12. Это не мясо. 13. Это чай. 14. Это тест. Он легкий. 15. Билл в Испании. 16. Лиз занята. 17. Это чистый город?
Р А З Д Е Л II
Звуки.Гласные [ʌ], [ɑ:], [ıə], [eə].
Согласные [f], [v], [w], [j].
Звуковые явления.Ассимиляция в сочетаниях согласных со звуком [w].
Интонция.Ритм, особенности фразового ударения. Нисходяще-восходящий кинетический тон. Интонация обращений. Интонация побудительных предложений.
Правила чтения.БуквыFf, Rr, Uu, Vv, Ww.
Грамматика.Структура повелительного предложения. Множественное число существительных. Притяжательный падеж существительных.
ЗВУКИ
гласные - [ʌ], [ɑ:], [ıə], [eǝ]
согласные - [f], [v], [w], [j]
[л] – краткий ненапряженный гласный звук. При его произнесении язык слегка оттянут назад, расстояние между челюстями значительное.
[ɑ:] – долгий напряженный гласный звук. При его произнесении язык далеко оттянут назад, расстояние между челюстями большое, губы нейтральны. По своему звучанию [ɑ:] напоминает протяжное русское [ааа], произносимое басом.
[ıǝ] – дифтонг, ядро которого – звук [ı]. Скольжение происходит к звуку [e], если дифтонг находится в начале или середине слова, или к звуку [л], если дифтонг занимает конечную позицию в слове.
[eǝ] – дифтонг, ядро которого, звук [e], является более открытым, чем ядро дифтонга [eı]. Второй элемент дифтонга [eǝ] – звук, схожий с [ǝ], если дифтонг находится в начале или середине слова, или с [л], если дифтонг занимает конечную позицию в слове.
[f], [v] – согласные звуки, при произнесении которых верхние зубы касаются нижней губы. Звук [f] – глухой сильный, звук [v] – звонкий слабый.
[w] – губно–губной сонант, при произнесении которого губы округляются и несколько вытягиваются вперед, а затем переходят в положение, необходимое для произнесения последующего гласного.
[j] – звук, напоминающий русское [й], но менее шумный и напряженный.
Звуковые явления
В сочетаниях согласных [t],[k],[s],[g],[d] с сонантом [w] предшествующий сонанту согласный становится огубленным (лабиализованным). Кроме того, в сочетаниях [w] с глухими [t],[k],[s] сонант оглушается, e.g.[skweǝ], [twi:d].
Звуковые упражнения
I. Произнесите слова, соблюдая правильное произношение звука [ʌ]. Соблюдайте краткость и ненапряженность звука.
hлg | bлg | gлl | kлm | stлk | nлt | `bлdı |
dлb | kлb | gлm | hлm | pлp | tлk | `stлdı |
nлb | dлz | gлn | sлn | hлt | sлp | `sлmǝ |
dлg | pлb | sлm | hлl | sлk | kлs | `hлnı |
mлd | lлg | dлl | nлm | gлt | bлs | `pлpıt |
II. Произнесите слова, соблюдая позиционную долготу звука [ɑ׃].
ɑ׃ – ɑ׃m – ɑ׃t | kɑ: – kɑ:d – kɑ:t | mɑ: – mɑ:l – mɑ:k |
bɑ׃ – bɑ׃n – bɑ׃k | fɑ: – fɑ:m – fɑ:st | pɑ: – pɑ:m – pɑ:t |
tɑ׃ – tɑ׃n – tɑ׃t | hɑ: – hɑ:m – hɑ:t | skɑ: – skɑ:d – skɑ:f |
bɑ׃ – bɑ׃d – bɑ׃sk | lɑ: – lɑ:d – lɑ:k | stɑ: – stɑ:z – stɑ:t |
III. Произнесите слова со звуком [ɑ:]. Помните о долготе и напряженности звука.
lɑ: | lɑ:d | hɑ:d | ɑ:m | pɑ:k | pɑ:s | `hɑ:vıst |
dɑ: | gɑ:b | gɑ:d | dɑ:n | ɑ:k | nɑ:k | `gɑ:lık |
stɑ: | mɑ:z | sɑ:d | hɑ:m | hɑ:p | hɑ:k | `pɑ:tı |
bɑ: | bɑ:d | bɑ:b | tɑ:n | kɑ:p | ɑ:sk | `mɑ:kıt |
kɑ: | kɑ:d | tɑ:d | fɑ:m | tɑ:t | pɑ:st | `ɑ:tıst |
IV. Произнесите пары слов со звуками [ʌ] и [ɑ:]. Помните о различиях между этими звуками по напряженности и долготе.
bлd – bɑ:d | mлl – mɑ:l | dлk – dɑ:k | pлk – pɑ:k |
kлd – kɑ:d | pлt – pɑ:t | hлk – hɑ:k | tлsl – tɑ:sl |
hлm – hɑ:m | hлf – hɑ:f | tлt – tɑ:t | tлsk – tɑ:sk |
dлn – dɑ:n | bлk – bɑ:k | lлk – lɑ:k | mлsk – mɑ:sk |
bлn – bɑ:n | kлp – kɑ:p | hлt – hɑ:t | mлst – mɑ:st |
V. Произнесите слова с дифтонгом [ıə]. Помните о различиях в произнесении дифтонга в начале, середине и в конце слова.
ıǝ | mıǝ | gıǝ | fıǝ | spıǝ | stıǝd | sı`vıǝ |
dıǝ | nıǝ | hıǝ | sıǝ | snıǝ | bıǝd | ǝ`pıǝ |
tıǝ | pıǝ | lıǝ | smıǝ | sfıǝ | wıǝd | aı`dıǝ |
VI. Произнесите пары слов. Сравните произнесение звука [i:] и дифтонга [ıə].
i: – ıǝ | mi: – mıǝ | ni: – nıǝ | ji: – jıǝ | wi:d – wıǝd |
si: – sıǝ | di: – dıǝ | ti: – tıǝ | fi:d – fıǝd | sti:d – stıǝd |
hi: – hıǝ | fi: – fıǝ | pi: – pıǝ | bi:d – bıǝd | `mi:lı – `mıǝlı |
VII. Прочтите слова с дифтонгом [eǝ]. Помните о различных вариантах произнесения дифтонга в начале, середине и конце слова.
eǝ | feǝ | meǝ | deǝ | steǝ | fleǝ | dıs`peǝ |
beǝ | leǝ | peǝ | neǝ | skeǝ | bleǝ | kǝm`peǝ |
keǝ | heǝ | teǝ | weǝ | sneǝ | speǝ | `welfeǝ |
VIII. Произнесите пары слов. Сравните артикуляцию первых элементов дифтонгов [eı] и [eǝ]. Помните, что в дифтонге [eǝ] ядро [e] – более открытый звук, чем в дифтонге [eı].
eı – eǝ | heı – heǝ | weı – weǝ | deı – deǝ |
beı– beǝ | meı – meǝ | steı – steǝ | ǝ`weı – ǝ`weǝ |
keı – keǝ | peı – peǝ | kleı – kleǝ | leıd – leǝd |
IX. Прочтите пары слов. Сравните произнесение дифтонгов [ıǝ] и [eǝ].
ıǝ – eǝ | fıǝ – feǝ | pıǝ – peǝ | bıǝ – beǝ | wıǝ – weǝ |
dıǝ – deǝ | mıǝ – meǝ | hıǝ – heǝ | tıǝ – teǝ | stıǝ – steǝ |
skıǝ – skeǝ | spıǝ – speǝ | klıǝ – kleǝ | snıǝ – sneǝ | flıǝ – fleǝ |
X. Произнесите слова со звуками [f], [v]. Следите за сильной артикуляцией звука [f] и слабой артикуляцией звука [v].
а) fɑ: | fez | fæn | feık | vaı | vım | væt | `fılıp | ||||
feı | fæd | fel | feıt | vɑ:z | væl | væk | `fænsı | ||||
faı | fæg | feım | fɑ:s | veıg | vım | vaıs | `velvıt | ||||
fleı | feıd | fлn | fi:t | vaız | væn | veks | `vælıd | ||||
fli: | fi:d | fen | fıǝs | vлg | veıl | vaıs | `vızıt | ||||
b) fi: – vi: | faın – vaın | felt – velt | faıf – faıv | lлf – lлv | |||||||
fıǝ – vıǝ | fæn – væn | feıs – veıs | li:f – li:v | kɑ:f – kɑ:v | |||||||
feın – veın | fi:l – vi:l | fæt – væt | laıf – laıv | hɑ:f – hɑ:v | |||||||
feıl – veıl | fend – vend | fɑ:st – vɑ:st | seıf – seıv | stɑ:f – stɑ:v | |||||||
XI. Произнесите слова с сонантом [w]. Следите за тем, чтобы после произнесения [w] органы речи мгновенно переходили к положению для следующего гласного.
weı | weıd | wed | weıl | wel | waıp | weıf | `wлndǝ |
waı | weıv | wæg | wen | wлn | waıt | weıt | `welkǝm |
weǝ | web | waıl | weın | waıld | waıf | weıst | `westǝn |
XII. Произнесите слова со звуками [ı], [i:] после сонанта [w]. Избегайте палатализации сонанта.
wi: | wi:z | wi:l | wıg | wınd | wi:p | `wıntǝ |
wi:d | wi:v | wın | wıp | wi:k | wi:ld | `wındı |
XIII. Произнесите а) пары слов и б) словосочетания, соблюдая различия в произнесении звуков [v] и [w].
а) vi: – wi: | vi:l – wi:l | vent – went | vest – west |
vıǝ – wıǝ | vaın – waın | veıl – weıl | væk – wæk |
vız – wız | veın – weın | vaıs – waız | `vi:lǝ – `wi:lǝ |
væl – wel | vaıl – waıl | vet – wet | `vaıpǝ – `waıpǝ |
б) hǝv `wлn | ˈtwelv `wi:lz | ˈlлv `wıntǝ | ˈlaıv `weıt |
ˈfaıv `wi:ks | ˈfaıv `wımın | ˈseıv `wel | bıˈheıv `waızlı |
XIV. Произнесите следующие слова. Помните о различиях между звуками [f], [v] и [w].
fi: – vi: – wi: | faın – vaın – waın | fi:l – vi:l – wi:l |
fıǝ – vıǝ – wıǝ | feın – veın – weın | fın – vi:n – wın |
fız – vız – wız | feıl – veıl – weıl | fel – væl – wel |
fæg – væk – wæk | faıl – vaıl – waıl | feık – veıg – weık |
felt – velt – weld | fend – vent – went | fæt – vet – wet |
XV. Произнесите слова, соблюдая быстрый переход от сонанта [j] к следующему гласному звуку.
а) i: – ji: | eǝ – jeǝ | el – jel | elp – jelp | es – jes | æk – jæk |
eı – jeı | ıǝ – jıǝ | en – jen | i:ld – ji:ld | et – jet | i:st – ji:st |
б) ji: | jıǝ | jel | jelp | jæk | ji:st | `jæmǝ |
jeı | jɑ:d | jen | ji:ld | jes | `jestǝ | `jıpı |
jeǝ | jɑ:n | jæm | jet | jæp | `jetı | `jлpı |
XVI. Произнесите а) слова и б) словосочетания, содержащие сочетания согласных [t], [k], [s] с [w]. Соблюдайте ассимиляцию, имеющую место в данных сочетаниях.
а) kweı | kwıd | swım | swaın | kwest | swet | `twaılaıt | |||
sweı | kwız | twın | kwi:n | swıft | kwaıt | `twentı | |||
sweǝ | swi:d | swлm | swel | kweık | twıst | `swi:tı | |||
kwıǝ | swæg | kweıl | sweın | twaıs | kwıt | `swetǝ | |||
б) ˈkwaıt `wel | ˈkɑ:t `wi:l | ˈwaıt `waın | ˈles `wındı | ||||||
ˈwet `wıntǝ | ˈnaıs `weı | ˈlaık `weıvz | ˈhaık `west | ||||||
XVII. Произнесите слова, соблюдая явления а) бокового взрыва; б) носового взрыва; в) потери взрыва.
a) gɑ׃gl | bлbl | wægl | feıtl | bлkl | `hɑ:dlı |
feıbl | vændl | wi:dl | wıtl | gлtl | `лglı |
bɑ:bl | fi:bl | hлdl | vıtl | kлtl | `ɑ:tıkl |
fлdl | fıdl | hлmbl | kлpl | wımbl | `pлblık |
gɑ:bl | gлgl | pлdl | vaıtl | fıkl | `mлltıpl |
б) hɑ:dn | kɑ:tn | tɑ:tn | waıtn | waıtnıs | |||||
gɑ:dn | fætn | bлtn | kwıtns | `fıtmǝnt | |||||
pɑ:dn | mɑ:tn | mлtn | swi:tn | `pɑ:tnǝ | |||||
в) swept | mлlkt | tлkt | `vıktım | `ɑ:kıtekt | `dлstbın | ||||
fækt | sлkt | dлkt | `vıktǝ | `pлmpkın | `kлtbæk | ||||
ИНТОНАЦИЯ