Обучение различным формам записи
Данный этап является промежуточным, подготовительным этапом, перед обучением письменной речи как таковой. Именно на этом этапе письмо может выступать и средством, и целью обучения одновременно.
Очень часто учителя дают задания подготовить доклад, сообщение на тему и т.д., не задумываясь.о том^ умеет ли ученик рационально работать с источниками, выделять ключевую информацию, делать выписки; составлять план или тезисы, сокращать текст или расширять его, логически связывать-и грамотно оформлять мысли. А ведь данные мелочи могут стать основательным, а подчас и непреодолимым барьером в выполнении творческих письменных заданий.
Нельзя рассчитывать и на то, что кто-то уже научил ваших учеников делать необходимые записи на родном языке и они могут просто осуществить положительный перенос навыка. Как1 это ни
200 Обучение письму
странно, но чаще такой перенос происходит с иностранного языка на родной, поскольку многие вещи учителя воспринимают как врожденный дар и не уделяют им достаточного внимания даже на уроках развития речи на родном языке. Возможно, в нашей образовательной культуре в целом формированию навыков письменной речи уделяется не так много внимания, как того хотелось бы. Часто можно услышать, что русские предпочитают устную культуру общения письменной настолько, что даже экзамены проводят только'в устной форме и в деловых отношениях пренебрегают перепиской, полагаясь на .устные договоренности. С этим можно и поспорить, особенно если вспомнить о письменных традициях русской интеллигенции, но есть в этом и значительная доля правды.
В англоязычной и общеевропейской культуре обучению письму уделяется значительное внимание. Делается это посдедова-тельно,- от стадии записи идей, ключевых предложений, всевозможных трансформаций текстов к написанию собственных речевых произведений, различных по объему и характеру. Думается, что и нам не стоит пренебрегать данным этапом формирования письменных речевых навыков, тем более что упражнения, используемые для этого, носят многофункциональный характер и с успехом могут решать несколько взаимосвязанных задач обучения и языку, и речи.
Упражнения и задания по формированию навыков записи
1. Списывание с дополнительным заданием.
. Это могут быть различные упражнения лексического, грамматического или иного характера, где. учащиеся списывают текст с доски или из учебного пособия, раскрывая скобки, вставляя пропущенные слова, заменяя выделенные слова на синонимы и т.д. Сюда же можно отнести,и ведение собственных словариков. Как уже говорилось выше, рациональному списыванию текста также надо учить, обращая внимание, увеличивается ли при этом объем запоминаемой, информации или же ученик продолжает механически списывать слово за сло.вом. Если не прослеживается положительная динамика в этом вопросе, то хорошо бы разобраться, почему это происходит: то ли ученик не уверен в прав.описании слов и должен постоянно проверять себя, то ли у него недостаточно, развита зрительная, память, то ли у него плохая моторная реакция. В любом случае учитель.контролирует и правильность, и скорость выполнения подобных заданий.
2. Выписывание из текста или записывание со слуха при
прослушивании текста:
— ключевых слов;
— ответов на вопросы;
Обучение письму
— доводов в защиту или опровержение предложенных утверждений; .
— основных идей;
— примеров.на употребление конкретных слов;
— примеров на употребление конкретных грамматических структур и т. д. ....
Выполнение таких, заданий одновременно способствует развитию навыков поискового чтения, умения выделять главное и а.ргу-ментировать свой выбор со ссылкой, на источник,.а также решению целого ряда других задач. (Каких? Вы могли бы продолжить их перечень?)
__________________________________________________ ЗАДАНИЕ
Приведу пример одного из уроков в начальной школе, Ознакомьтесь с ним и скажите, было ли данное упражнение ориентировано на использование письма как самостоятельного вида речевой деятельности или как средства обучения смежным навыкам, или и того и другого. Прокомментируйте данный фрагмент урока с точки зрения требований к современному уроку, рассмотренных в лекции 2.
Ученики явно не придавали большого значения тому, что при выполнении письменных заданий они делают непозволительно большое количество ошибок, иногда даже мешающих пониманию написанного. Учитель предложил им сыграть в игру. Надо было представить, что по ряду причин временно никто не может говорить вслух и понять друг друга можно только через письменное общение. Цель — отгадать задуманное животное. Учитель на доске писал вопросы, а ученики письменно на них отвечали! Вопросы были примерно такие: «Это дикое или домашнее животное? В каких странах оно водится и какова среда его обитания? Какого оно цвета? Чем оно питается и каков его характер/особые привычки?» Очевидно, что, отвечая на данные вопросы, ученики практически использовали всю выученную лексику по теме, а также получали хорошую опору в виде плана для описания любого животного.
Ученики отвечали на вопросы письменно, работали автономно, .каждый задумывал и описывал свое животное. Предполагалось, что проверять написанное и отгадывать задуманных животных будет учитель. Однако учитель предложил ученикам помочь ему и попробовать отгадать животное, задуманное соседом по парте.
Сколько взаимных обвинений в плохом почерке, неузнаваемом написании слов, невозможности понять написанное последовало за этим!
Обучение письму
Впервые многие ученики поняли важность правописания, несоблюдение которого помешало им успешно выполнить задачу, столь, легко решаемую устно.
Затем учитель спросил, смогут ли они написать небольшой рассказ о задуманном животном, и удивительно, но далеко не все ученики осознали, что они уже это. сделали.
Завершил учитель урок тем, что попросил дома восстановить и записать те вопросы, которые он писал на доске, а также, по возможности, придумать несколько новых вопросов для командной игры «Интервью с биологами, открывшими новый вид животного».
3. Упражнения на трансформации.
Трудно не согласиться с тем, что умение перестроить фразу, легко найти замену слову, передать одну и ту же мысль различными способами может значительно способствовать развитию речевых навыков и на родном языке, а тем более на иностранном, где запас слов и грамматических структур гораздо скромнее. Упражнения на грамматические, лексические, синтаксические трансформации шлифуют различные языковые навыки, формируют большую речевую подвижность и мобильность.
Приведем пример из заданий Всероссийских олимпиад по английскому языку.
Complete the second sentence so that it has a similar meaning to the first sentence, using the key word given. DO NOT CHANGE THE WORD GIVEN.
1 I told you not to do it, but you still have done.
ought
You __________________________ done that.
2 You are going too fast for me.
keep
I____________ !_____ :____ :__ you! '
3 This hook by Arthur Miller is less interesting than his others.
as
This book by Arthur Miller___________________________ his
others.
4 He can't decide where to spend his annual vacation.
mind
He can't_________ .______ ,____ '.____ ._ to spend his annual'
vacation.
На более продвинутом этапе трансформации могут учиты-вать й различные стили речи, и жанры текстов. Так, напри-;; мер, Aien Maley в книге "Short and Sweet" предлагает учащими; ся произвести целый ряд необычных трансформаций, которые^
Обучение письму_________ 203
учителю неплохо бы взять на.вооружение. Например, стихи можно попробовать переделать в прозу и наоборот, пословицы трансформировать в лозунги и призывы, рекламу в пословицы
и т.д. . ■