Опоры в развитии навыков монологической речи

О характере опор уже было сказано немало, но их роль при формировании продуктивных речевых умений настолько велика, что стоит еще раз остановиться на этом вопросе.

Опоры бывают языковые, речевые и содержательные. Послед­ние подразделяются на вербальные и невербальные. Их1 количест­во и выбор определяются в зависимости от конкретных условий обучения. Что же лежит в основе выбора опор?

1. Возраст и уровень общей образованности обучаемых.

2. Уровень владения языком всего" класса и отдельных учеников.

3. Особенности речевой ситуации.

4. Характер речевого задания/степень понимания речевой задачи всеми участниками общения.

5. Индивидуальные особенности личности обучаемых.

____________________ - -•■__________________ ^_^ ЗАДАНИЕ

Используя материалы данной лекции и лекции 2 об уроке иност­ранного языка или свой собственный опыт, объясните, как каждое из перечисленных положений определяет выбор опор, приведите конкретные примеры.

& ОБУЧЕНИЕ ДИАЛОГУ.

ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ ■ И ХАРАКТЕРИСТИКИ. . ПУТИ ОБУЧЕНИЯ

|В обучении монологу и диалогу есть много общего, но тем не менее следует признать, что для учебного общения диалогическая речь представляет гораздо больше трудностей, чем монологичес­кая. Безусловно, многое зависит от ситуации, психологических особенностей учащихся, множества других факторов, но у данного утверждения есть вполне объективное обоснование.

В основе специфики формирования именно диалога лежат трудности, обусловленные его характеристиками. |

[Можно, выделить..следующие основные характеристики диа­лога:

• реактивность;

• ситуативность.

Рассмотрим подробнее каждую из них и определим, как данная характеристика диалога предопределяет объективные и субъектив­ные сложности для учителя и ученика.

/■ Соловова Е. Н.

178 Обучение говорению

Реактивность.Именно данная черта диалогической речи обу­словливает объективные трудности овладения данной формой об­щения на иностранном языке для учащихся. В основе этих труд­ностей лежат следующие причины.

• Реакция партнера по общению может быть совершенно непред­
сказуема, ,например, он может неожиданно перевести разговор
в другое русло. Не менее трудно справиться и с ситуацией,
в которой реакции нет вообще. И в том и в другом случае не­
обходимо по ходу общения изменять первоначально намеченную
логику разговора,, подключать разнообразные дискурсивные

.. приемы для осуществления намеченной цели общения.

• Нередки случаи, когда у учащихся нет необходимых социаль-
. ных навыков диалогического общения не только на иностран­
ном, но и на родном языке, а следовательно, учитель иност­
ранного языка должен уметь их формировать практически
заново. Отсутствие этих навыков проявляется не столько в не­
знании лексики, грамматики и т. д., сколько в неумении вхо­
дить в контакт с людьми, вежливо отвечать на вопросы, про­
являть заинтересованность в том, что говорит собеседник,
поддерживать разговор с помощью простых реплик реагирова­
ния, адекватно использовать мимику, жесты, интонацию и дру­
гие паралингвистические средства.

• В отличие от монолога, где автор сам определяет не только
логику высказывания, йо и выбор языковых и речевых
средств, в диалоге мы всегда зависим от партнера. Помимо
умения говорить, диалог предполагает умение аудировать.
Здесь вступают в силу новые группы объективных труднос­
тей, обусловленных индивидуальными особенностями речи го­
ворящего, о которых подробно говорилось в лекции о фор­
мировании умений аудирования. Для успешного ведения
диалога в этой связи необходимо иметь определенный уро:
вень развития речевого слуха, компенсаторных умений, веро­
ятностного прогнозирования и т. д.- Таким образом, учащимся
необходимо овладеть определенным набором реплик реагиро­
вания, сформировать готовность к взаимодействию, в неожи­
данных ситуациях, овладеть необходимыми компенсаторными
технологиями.

Ситуативность.Как уже не раз отмечалось, речь не бывает вне ситуации. И в монологе, и в диалоге, именно ситуация определяет, мотив говорения, который, в свою очередь, является источником порождения речи, Учебное общение имеет свою специфику, учеб­ные монологи и диалоги не всегда протекают по тем же законам, что. и в реальном общении. Однако если установки типа «Расска­жи нам о своей семье, любимом герое и т.д.» могут спровоциро11 вать более или менее успешное монологическое высказывание, то. вне заданной ситуации аналогичная установка на диалог явно не будет иметь успеха.




Обучение говорению_______ :_________ 179

___________ _^_________________________________ __ ЗАДАНИЕ

А Попробуйте спонтанно на русском или иностранном языке сО-
ставить диалогу товарище*^ по следующей установке: «Пого­
ворите о cnopte/кино/здоровОм образе жизни/развитии науки
и т. д.». / '

Ф% Оцените получившийся диалог с точки зрения эффективности
речевого взаимодействий обоих партнеров; содержательной
ценности общения, разнообразия использованных речевых
структур и лексического наполнения. .

£к Попробуйте сформугг'ировать те трудности, с котОбыгйй вы столкнулись при выполнений, данного задания.

0к Сформулируйте речевую установку так, чтобы была понятна ис-^ ходная речевая ситуация, а главное, речевая задача общения

для каждого из,его участников. Попробуйте составить диалог

заново и сравните результаты.

Ситуативность как одна из характерных черт диалога предпола­гает, что успешность диалогического общения на уроке во многом зависит от заданной ситуаций и. понимания учащимися' речевой задачи общения. В противном случае никакие опоры не помогут, успешно выполнить задание.

Ситуативность составляет суть и предопределяет тлргику
данной формы общения. Г '."!.': .

РАЗНОВИДНОСТИ ДИАЛОГА

В отличие от монолога при обучении диалогу обычно, выделя­ются всего две разновидности; свободные и стандартные (ти­повые).

Почему-то на вопрос о том, какие разновидности диалога наи­более часто.встречаются в реальном общении, большинство людей называет свободные диалоги. Мне,же представляется, что это не так. Давайте вспомним тс социальные роли, которые нам в жиз­ни приходится «играть» практически ежедневно. Все мы. выступа­ем в роли родителей или детей, покупателей или продавцов, пас­сажиров или водителей, учителей или учеников, врачей или пациентов. Думается, что та:или иная роль достаточно жестко рег­ламентирована типичной ситуацией общения и «вариации на те­му» действительно возможны, но очень ограничены. .С сожалени­ем можно утверждать, что даже в роли детей и,родителей мы чаще ведем стандартные диалоги, чем свободные. Очень часто все об­щение 'Сводится к репликам: «Как дела? Как дела в школе? Ты по­ел? Уроки сделал? Быстро мой руки/чисти зубы и садись обе­дать/ложись спать. Опять телевизор смотришь/лежищь \ на диване/играешь на компьютере/забыл купить хлеб?»



Обучение говорению

- ■■■..-.■:__________________________________________ ЗАДАНИЕ

А Составьте список реплик, характерных для роли покупателя, , пассажира, больного.

£Ъ Сравните свой список с аналогичным списком товарища.

£Ь Определите, насколько сильно они отличаются друг от друга и в чем заключается причина различий.

Что же такое свободные диалоги и.бывают ли такие вообще? Традиционно к свободным диалогам относятся беседы, дискуссии, интервью, т.е. те формы речевого взаимодействия, где изначаль­но содержательные границы общения каждого из партнеров, а зна­чит, и общая логика развития разговора жестко не фиксируются социальными речевыми ролями. Следует* однако,, признать, что граница между свободными и стандартными диалогами в реальном общении очень подвижна, эти разновидности диалогов могут лег­ко трансформироваться в ходе развития речевого общения в зави­симости от изменений речевой ситуации..

Наши рекомендации