Послетекстовый этап (Follow-up activities)
Прослушав текст и выполнив ряд упражнений, к нему, можно и дальше использовать его для развития навыков устной и. письменной речи. Об этом мы поговорим подробнее на следующей лекции, посвященной вопросам развития навыков, чтения. Там же мы рассмотрим и вопросы, связанные с возможными формами контроля этих двух .видов речевой деятельности. Их многое объединяет, поскольку оба являются рецептивными, т. е. основанными на понимании передаваемой информации.
Образцы контрольных заданий на аудирование из международных экзаменов UCLES (уровни PET и FCE) см. в Приложении № 2. " '
ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ |
В данной лекции мы рассмотрим следующие вопросы:
задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности и использование чтения как средства обучения смежным языковым и речевым навыкам;
особенности формирования техники чтения на начальном этапе обучения;
различные виды чтения, их роль в процессе обучения и реального общения;
задания, направленные на контроль разнообразных технологий чтения;
этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста.
ЧТЕНИЕ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СМЕЖНЫХ ЯЗЫКОВЫХ И РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ
■_________ \____________________________ ЗАДАНИЕ
Посмотрите на следующие утверждения и скажите:
• согласны.ли вы с ними (полностью/частично/не согласны);
• относятся ли они к использованию чтения как самостоятельного вида речевой деятельности или в качестве средства формирования смежных речевых навыков.
Впишите номер утверждения в нужную графу таблицы, приведенную ниже.
Мы читаем для того, чтобы:
1) получить подробную информацию по интересующему нас вопросу;
2) найти ошибки в тексте;
3) выполнить домашнее задание;
4) развлечься;
5) понять, поможет ли данный текст получить необходимую нам информацию;
Обучение чтению 141
6) понять основную мысль или определить, о чем идет речь в данном тексте;
7) найти ответы на конкретные вопросы;
8) научиться быстро читать вслух с соблюдением базовых норм произношения;
9) научиться использовать различные интонационные модели;
10) написать аналогичный текст самим;
11) подготовить устный или письменный доклад по заданной теме;
12) найти новые слова и догадаться об их значении по контексту;
13) найти изучаемое грамматическое явление в тексте и использовать предложение из текста в качестве иллюстрации его употребления в речи;
14) выполнить тест на проверку уровня сформированности лекси-ко-грамматических навыков и умений; "^
15) выполнить контрольное задание на проверку навыков аудирования, письма;
16) узнать что-то новое;
17) найти заведомо необъективную информацию, а затем апеллировать к ней в устной или письменной полемике и т. д.
Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности | Чтение как средство обучения и контроля |
Очевидно, что чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности в том случае, когда мы читаем для того, чтобы получить необходимую информацию из текста. При. этом нужно уточнить, что в зависимости от ситуации полнота и точность извлечения информации могут быть различными.
Таким образом, задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в следующем: научить учащихся извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи,.используя определенные технологии чтения.
Чтение может выступать и как средство формирования и контроля смежных речевых умений и языковых навыков, поскольку:
• использование чтения позволяет учащимся оптимизировать процесс, усвоения языкового и речевого материала;
• коммуникативно-ориентированные задания на контроль лексики и грамматики, аудирования, письма и устной речи предполагают умение читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций;
• упражнения на формирование и отработку всех языковых и- речевых навыков и :умепий также строятся с опорой на текст и письменные установки к упражнениям и заданиям.
142___________ Обучение чтению_________________ ■
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ,
ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ
НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ-
РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ
К ФОРМИРОВАНИЮ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ. .
СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ
НА ФОРМИРОВАНИЕ ДАННЫХ
РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ
.Существуют различные подхрды к определению того, когда и как надо начинать обучение чтению на начальном этапе. .
'-'.■..'."______________________ '■ ЗАДАНИЕ
А Определите свое отношение к данной проблеме. Используйте - приведенные ниже альтернативы в качестве опор для формулирования аргументов в защиту собственной позиции.
Оптимальное время для начала обучения чтению | Последовательность действий |
• С самых первых уроков ' • Одновременно с форми рованием всех осталь ных навыков и умений • После достаточно ,про- . должительного устного . вводного курса • После небольшого уст ного вводного курса • После того, как будут , освоены базовые рече вые модели, в рамках нескольких учебных тем | • Последовательно обучать алфавиту с разгра ничением названия буквы и звуков, ею пере да в аемых • Обучать буквам, которые чаще всего встреча-. . ются в тех речевых моделях^ которым мы . обучаем (включая согласные и гласные) . • Начинать обучение с согласных букв в тех ре чевых моделях, которыми овладевают .учащи еся. Сформировать . звуко-буквенные соот ветствия на уровне согласных, которые в английском языке составляют «костяк» сло ва, а затем переходить к чтению гласных в .различныхтипах слогов • Обучать чтению слов, не выделяя отдельные буквы, закрепляя лить графический образ сло ва в целом • Читать интернациональные слова, одновре менно, изучая буквы и звуки, ими передавае мые, а также устанавливая их различия в родном и иностранном языках |
Проанализируйте существующие учебники по иностранным языкам для начального этапа обучения и скажите, какой путь обучения чтению выбрали авторы в каждом конкретном случае.
Определите, в какой степени выбранный авторами путь обучения чтению может повлиять на ваш выбор того или иного УМК.
Обучение чтению______________ ___ 143
Традиционно в методике обучения ИЯ говорят о формировании языковых навыков и речевых умений. Считается, что при обучении любому виду речевой деятельности учитель должен формировать не просто навыки, но умения, которые определены конкретной учебной программой и соответствуют реальным потребностям образования и развития личности. При этом, как уже отмечалось в лекции, посвященной содержанию обучения ИЯ, далеко не каждый обучаемый может овладеть всем комплексом речевых умений. В основе любого речевого умения лежат определенные навыки, т. е. те действия, которые человек совершает автоматически, не задумываясь о том, как и что он делает.
Если говорить о чтении, то к речевым умениям в данном случае можно отнести владение различными технологиями извлечения информации из текста, их адекватное использование в зависимости от поставленной задачи. Однако в основе всех этих умений лежит техника чтения. Если не сформировать ее в достаточной мере, не добиться автоматизации данного навыка, то все эти технологии или виды чтения будут поставлены под угрозу.
П В. Рогова и И. Н. Верещагина в своей книге «Методика обучения английскому языку на начальном этапе» (М.: Просвещение, 1998) говорят о чтении как о единстве содержательного и процессуального планов.
Поскольку навыки первичны, а умения вторичны, очевидно, что на начальном этапе обучения чтению речь идет в первую очередь о формировании техники чтения, т. е. «процессуального плана».
Учащийся может и не знать, что лежит в основе того или ино
го навыка,, но учителю понимать это абсолютно необходимо для
того, чтобы выбрать оптимальный путь достижения поставленных
практических задач, обучения. <,
В основе формирования техники чтения лежат следующие операции: .
• соотнесение зрительного/графического образа речевой едини
цы с ее слухоречедвигательным образом; .
• соотнесение слухоречедвигатсльных образов речевых единиц
с их значением.
Речевой единицей может быть и слово, и синтагма, и абзац.
Р. К. Миньяр-Белоручев выделяет три основных компонента техники чтения:
А. Зрительный образ речевой единицы.
В. Речедвигательный образ речевой единицы.
С. Значение.
Ассоциации А — В относятся им к навыкам первой группы. Ассоциации В — С — к навыкам второй группы.
Когда техника чтения недостаточно сформирована, то все три компонента чтения последовательно задействуются в процессе чтения. Даже при чтении текста про себя плохо читающие люди, как
144________________ Обучение чтению
правило, шевелят губами,, проговаривая прочитанное. Без прого-варивания у них.не наступает стадия понимания.
Задачи учителя.при формирований техники чтения заключаются в том, чтобы:,
• как можно скорее миновать эту промежуточную-стадию прого-варивания и установить прямое соответствие между графическим образом речевой единицы и. ее. значением.;
• последовательно увеличивать единицу воспринимаемого текста и довести ее как минимум до синтагмы уже к концу первого года обучения;
• сформировать нормативное чтение с соблюдением приемлемого темпа, норм ударения, паузации и интонирования.
ЧТЕНИЕ ВСЛУХ И ПРО СЕБЯ
В зависимости от этапа обучения, от индивидуальных особенностей обучаемых и реальных условий обучения может изменяться процентное соотношение чтения вслух и про себя па уроке и дома. Тем не менее считается, что данное процентное соотношение различных форм чтения является наиболее оптимальным.
Форма чтения | Начальный этап | Средний этап | Старший этап |
Вслух | 90% | 50% | 10% |
Про себя | 10% | . 50% | 90% |
Вряд ли стоит убеждать учителей и родителей в том, что на начальном этапе чтение вслух явно предпочтительнее, чем чтение про себя. Начиная формировать технику чтения, на иностранном языке, особенно в начальной школе, трудно предположить, что необходимость в промежуточном этапе проговаривания отпадет сама собой и очень быстро. Чтение вслух, обеспечивает не только последовательное формирование данного навыка, но и.достаточную степень само- и взаимоконтроля.
На среднем этапе еще. нельзя игнорировать чтение вслух, поскольку идет закрепление навыка и без постоянного контроля он может очень быстро «сползти». Помимо формирования техники чтения и контроля данных навыков, чтение вслух необходимо как средство формирования и контроля других 'языковых и речевых навыков и умений. К сожалению, на родном языке дети'мало читают вслух, отсюда мы часто сталкиваемся с недостаточно сформированными навыками и умениями в чтении на родном языке, и переноса этих навыков не происходит. Тем не менее на среднем этапе обучения акценты уже смещаются в сторону развития технологий чтения. Чтение все чаще выступает как самостоятельный вид речевой деятельности, и чтение вслух заменяется чтением, про себя.
На.старшем этапе чтение становится одним из основных источников получения информации, акцент. смещается в сторону активной самостоятельной работы, но это не означает, что чте-
____________________ Обучение чтению__________________ 145
ние. вслух полностью исчезает. На данном этапе можно исполь-' зовать чтение вслух для формирования причинногследственных связей, логики, аргументации и т. д.,,а для этого необходимо просить прочитывать релевантные отрывки или предложения из текста. .Коррекция навыка нужна и на старшем этапе обучения, иначе почему бы полностью не перейти на.зачетную или заочную систему обучения?
При формировании техники чтения па начальном этапе мы говорим о чтении главным образом как о средстве обучения, В самом начале обучения ИЯ невозможно осуществлять аспектное обучение. Каждое из предлагаемых заданий в идеале является полифункциональным и в комплексе формирует лексические, фонетические, грамматические навыки устной и письменной речи. В зависимости от того какой путь обучения чтению выбирают авторы УМК и учитель, зависит и «набор» навыков и умений, кото-, рые могут комплексно отрабатываться На этапе формирования техники чтения.
Рассмотрим лишь один из возможных вариантов формирования техники чтения на английском языке, который предлагается в УМК И. Н. Верещагиной и др.. Мне эта система очень близка, и результаты, достигаемые уже к концу первого года обучения, говорят о ее высокой эффективности. При систематической работе и необходимом уровне требовательности со стороны учителя к концу первого года обучения дети могут читать достаточно продолжительные фабульные тексты'в хорошем темпе, с соблюдением норм ударения и интонирования.
___________________ г_____________________________ *_ ЗАДАНИЕ
А Ознакомьтесь с системой формирования техники чтения на началь-ном этапе, предложенной И. Н. Верещагиной, и заполните таблицу. Определите, как чтение может служить средством формирования смежных языковых и речевых навыков в данном случае.
Этап | Связь с аспектами языка (лексикой, фонетикой, грамматикой) | Связь с другими видами речевой деятельности (аудированием, письмом, говорением) | Комментарии |
1. Изучение согласных букв. Установление первичных графем-но-фонемных соответствий | |||
2. Чтение гласных в различных типах слогов |
Обучение чтению
Продолжение
Этап | Связь с аспектами языка (лексикой, фонетикой, грамматикой) | Связь с другими видами речевой деятельности (аудированием, письмом, говорением) | Комментарии |
3. Чтение словосочетаний, предложений, мини-текстов | |||
4. Чтение более продолжительных фабульных текстов |
Определите свое отношение к системе в целом и к каждому из этапов в отдельности.
iCb Сравните данную систему формирования навыков чтения с си-стемами, предложенными в других УМК.
I. В начале обучения дети знакомятся с согласными буквами и теми звуками, которые они могут передавать. Буквы предъявляются не в той последовательности, как они представлены в алфавите, а в зависимости от частотности их появления в речевых моделях, которыми овладевают дети. На данном этапе обучение чтению и обучение письму практически невозможно отделить друг от друга. Подробнее о том, с какими сложностями могут столкнуться учащиеся и учитель на данном этапе установления звуко-буквенных соответствий, говорится в лекции 10, посвященной вопросам обучения письму. Там же даются ответы на вопросы о том, почему не надо учить прописным буквам; как предотвратить/минимизировать неизбежную путаницу между похожими буквами и звуками родного и иностранного языков; какие упражнения и задания предлагать на данном этапе установления графемно-фонемных соответствий, Опыт показывает, что па этом этапе можно также минимизировать многие трудности фонетического, лексического плана. Иногда ребенок не может со слуха воспринять и повторить по памяти сложное слово или словосочетание. Записав его звуковой «каркас» на доске, можно, подключив зрительную память, снять определенные трудности. Например: "an engineer, he is an engineer, my father is not an engineer". Если одновременно проговаривать эти словосочетания и записывать согласные звуки буквами, то' такая опора значительно, сократит количество потенциальных ошибок: "п ngnr; h s n ngnr; га fthr s nt, n ngnr".
.2. Изучив все согласные буквы, параллельно увеличив свой словарный запас и.речевой репертуар по нескольким учебным си-
Обучение чтению_____________ 147
туациям общения; ученики приступают к чтению гласных букв
в различных словах. , ■ . .
В учебниках И. Н. Верещагиной учащиеся сразу знакомятся с понятием «открытый/закрытый тип. слога», с транскрипцией. Важно то, что чтение в данном случае опирается на определенные навыки устндй речи. Дети/читают и пишут то., о чем они говорят. Происходит вторичное, закрепление речевых моделей и перенос навыков устной речина формирование определенных компенсаторных умений при чтении. Зная звуковой образ слова, умея определить согласные буквы/звуки, составляющие каркас слова, видя картинку, иллюстрирующую определенный контекст, дети могут ■ сами впервые прочесть слово или догадаться о том, что это за слово. Формирование речевой'догадки может идти разными способами, для учителя важно максимально использовать любую возможность, не игнорировать мелочи, которые на поверку могут оказаться самыми устойчивыми навыками. Здесь же хотелось бы отметить, что в данном, случае дети читают реальные слова, а транскрипционные значки лишь помогают установить определенные соответствия между графическим и звуковым образом различных слов.
В некоторых УМК все идёт наоборот. Сначала дети читают транскрипцию,'а затем, спустя полгода или год, переходят к чтению слов.
Уметь причесть слово по транскрипции очень важно,, поскольку это обеспечивает большую автономию для. ученика и является гарантией успеха в самостоятельной работе.. Однако в реальной жизни мы никогда не читаем тексты, написанные транскрипцией. При чтении, как мы уже отмечали выше, идет перенос от графического образа слова к зв.укоречедвигательному, а затем к его значению. Как.перейти от звукового образа [mi:t] к значению данного слова без реального графического образа "meat" или "meet", да и стоит ли идти таким сложным и искусственным путем?
Практически одновременно с чтением отдельных слов начина
ется работа по увеличению, единицы воспринимаемого текста. Уча
щиеся читают слова - и словосочетания; а затем предложения
с ними или. учебные мини-тексты. Слова последовательно «на
низываются» одно на другое, при .этом отрабатывается не толь
ко правильное прочтение слов,, но и целый ряд фонетических
и лексических навыков. В фонетическом плане учащиеся артику
лируют слова.отдельно и в сочетании с другими словами, что ино
гда требует появления соединительных звуков, которые.на письме
не отображаются, например: "My father is an engineer. Where are
you from?" Здесь же формируются такие важные составляющие
техники чтения, как темп, интонация, ударение, паузы и т.д. Роль
таких упражнений, как хоровое, и индивидуальное ироговаривание
текста за учителем в классе и повторение того же текста за дик
тором в паузу дома, трудно переоценить. Из собственного опыта
работы.и. из опыта наблюдения.;за разными, учителями я сделала
следующие выводы.: .'
Обучение чтению
• Если учитель требует не просто правильного "произношения читаемых слов, по соответствующего темпа, соблюдения норм ударения, адекватной паузации, мелодики и т. д., то техника чтения формируется быстрее. В некоторых случаях перенос идет не с родного языка на иностранный, а наоборот. Часто бывает так, что на родном, языке еще присутствует слоговое чтение, а на иностранном уже идет чтение на уровне словосочетаний или синтагм.
• Если учитель не обращает внимание ни на что, кроме правильного проговаривания читаемых слов, то.техника чтения редко выходит на нормативные требования к установленному сроку.