Обсуждение вопросов/утверждений до прослушивания.
Безусловно, определить правильность ответа можно будет, только после прослушивания, но разве не интересно предвосхитить события, используя свой жизненный опыт и догадку? После такого упражнения даже скептически настроенные студенты будут слушать внимательнее, ведь дело уже касается не просто какого-то текста, но и их прозорливости. Задание становится личностно значимым.
Каков же методический «подтекст» такого задания? Как оно помогает сформировать необходимые навыки аудирования и насколько оно предвосхищает возможные сложности?
Упражнения и вопросы не столько запрашивают информацию, сколько несут ее. Знакомясь с ними, и обсуждая ответы, наши студенты слышат те слова, которые затем будут использованы в тексте, ведь контекст уже определен, а вместе с ним определено и семантическое поле. Здесь вступает в силу как смысловое и лингвистическое прогнозирование, так и речевой слух, которому, в свою очередь, помогает предварительное проговаривание значимой части информации; Во время прослушивания уже не надо отвлекаться на незначительные детали, а можно сконцентрироваться на тех..моментах, которые будут важны для повторного выполнения того же задания.
Здесь хотелось бы отметить, что сама установка — это еще не все. Многое зависит от содержания вопросов и утверждений, их смысловой и лингвистической ценности, С их помощью можно выделить и снять те языковые сложности, которые встретятся в тексте; обратить внимание на прецизионные слова, которые иначе могут ускольз-. путь от внимания неопытного слушателя; подчеркнуть те нюансы содержательного, и смыслового порядка, которые в дальнейшем будут достойны обсуждения. Если же предлагаемые утверждения и вопросы слишком прямолинейны, безлики или примитивны, то это настораживает учащихся, лишает'задание смысла, а вместе с ним и интереса.
Приведу примеры вопросов из книги.для чтения на английском языке (Ольховая О. В., Соловова Е. Н. Читаем с удовольствием.— М.: Просвещение, 1997). (Вопросы переведены на русский.) Ка-
Обучение аудированию_____________ 137
кие из них вам нравятся больше и почему? Смогли бы вы.предвосхитить содержание данных текстов?
A. Hols are done, school has begun. (Кончились каникулы,
начались занятия.)
1. Почему 1 сентября остается желанным днем для многих учеников?
2. Почему, с другой стороны, многие считают школу несимпатичным местом?
3. Хотят ли дети учиться, познавать что-то новое? Почему?
4. Что могут сделать учителя, чтобы ученье стало удовольствием? '
B. A Disappointed Alien (Разочарованный пришелец)
1. Кого мы называем пришельцами?
2. Вы верите в возможность контактов: с иными космическими цивилизациями? На чем это основывается?
3. Вы рассматриваете пришельцев из космоса как угрозу нашей цивилизации или как силу, способную оказать помощь врешении наших проблем?
4. Почему текст.имеет такое название?
C. Первое мая
1.Этот день отмечается во всем мире?-
2. Для вас это праздник весны или День международной солидарности трудящихся?
2. Догадка по заголовку/новым словам/возможным иллюстрациям.
Учитель может предложить учащимся догадаться о .примерном содержании текста по заголовку, по незнакомой лексике,, которую предварительно объяснил, или по иллюстрациям. Давайте попробуем поэкспериментировать на себе и проверить, насколько данное задание готовит к восприятию текста'и помогает в преодолении возможных трудностей.
Итак, название текста — "Fast Food" («Еда быстрого приготовления»). Как вы думаете, о чем пойдет речь в данном тексте? Какие вопросы и проблемы, связанные с этой темой, будут обсуждаться? (Перечень этих вопросов обычно включает названия блюд,, ресторанов быстрого питания в мире и в России, рост популярности этой еды, ставшей, почти интернациональной, способы ее приготовления, ее .плюсы и минусы для современного человека с его бешеным ритмом жизни и т.д.)
А теперь я предложу небольшой список слов,, которые могут быть.вам незнакомы, а вас попрошу прокомментировать, насколько они помогают развитию догадки исужают.круг проблем:
• ритм жизни — расе of life;
• перекусить на бегу — to grab a quick snack;
• увеличить срок хранения — to prolong the. shelf life;
138_____ ______ Обучение аудированию
• способствовать развитию болезней — to induce diseases;
• ожирение — obesity.