Для актуализации грамматического навыка

В отечественной методике предполагается, что при обучении различным аспектам языка учитель должен обеспечить:

• ознакомление с материалом;

• тренировку материала;

• выход в речь изучаемого материала.

При обучении грамматике именно последний этап зачастую иг­норируется. Многие ученики и учителя считают, что процесс отра­ботки грамматических навыков требует особого внимания, усидчиво­сти, терпения и не может быть «развлекательным» элементом урока.

Коммуникативный характер отработки грамматических структур вызывает недоверие не только у учителей, но часто и у учащихся, которые считают это «несерьезными играми» и требуют привыч­ных грамматических упражнений и последовательного исправления ошибок.

Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что далеко не все грамма­тические упражнения должны быть подлинно коммуникативными. При этом тренировочный характер упражнений отнюдь не исключает, а предполагает содержательную, речевую, социокультурную ценность заданий.

В практике обучения иностранному языку, как, впрочем, и лю­бому другому предмету, нельзя разорвать практические, образова­тельные, развивающие цели обучения. Формирование языковой компетенции не стоит, противопоставлять, формированию речевой и социокультурной компетенций.

для актуализации грамматического навыка - student2.ru 116Формирование грамматических навыков речи

Применительно к обучению грамматике это может иметь ре­альное выражение в:

• содержательной и социокультурной ценности предложений;

• сочетании доречевых и собственно речевых упражнений.

Терминологическая справка

Вотечественной и зарубежной методике часто используют раз­личные термины, имеющие непосредственное отношение к фор­мированию грамматических .навыков. Приведем толкование не­которых из них, связанных с обсуждаемой проблемой.

Usage— усвоение норм употребления

Использование языка в искусственных ситуациях (в тренировоч­ных упражнениях) с целью повторения структур и моделей. В этом случае учащиеся демонстрируют скорее свои знания языка, но не практические умения его использования в реаль-' ных ситуациях общения.

Use— реальное использование

Использование языка в реальных условиях, в целях подлинного

. речевого общения/взаимодействия.

Drill— тренировка

Использование тренировочных упражнений на усвоение и за­крепление языкового материала путем повторения, изменения или трансформирования выделенных и отрабатываемых моделей.

Meaningful drill— тренировочные упражнения, имеющие смыс­ловую значимость для обучаемых

Такие упражнения предусматривают частое повторение отраба­тываемых моделей и структур, по не бессознательно, а с уче­том их смысловой значимости, при достаточно высокой степени мотивации у обучаемых. Так. например, в играх на отгадывание учащиеся будут постоянно использовать однотипные вопроси­тельные структуры, но делать это будут не механически, а со­знательно выбирая и частично видоизменяя их по собственному усмотрению для решения речевой задачи. Важной особенностью такой тренировки является возможность выбора,.хотя и ограни­ченная определенными рамками.

Антиподом такой тренировки можно считать упражнения, в ко­торых учащиеся практически ничего не отбирают самостоятель­но, а лишь механически повторяют предложенные правильные модели. Вероятность ошибок здесь практически равна нулю, но и вероятность того,.что учащиеся точно понимают, что и зачем они делают, не выше. Такие упражнения можно смело назвать бесполезной тренировкой — meaningless drill.

Controlled exercises— тренировочные упражнения; упражнения с жесткой установкой, заданным механизмом выполнения Упражнения данного типа обычно предполагают один правиль­ный ответ и направлены на отработку языковых навыков, дове­дение их до автоматизма. Часто такие упражнения ассоцииру-

Формирование грамматических навыковречи 117

ются с механической отработкой, выполнением действий но об­разцу/на подстановку с заданным выбором.

Guidedexercises — тренировочные упражнения условно-комму­никативного характера

Упражнения, где, помимо установки, даются советы и разъясне­ния о том, как это упражнение выполнять. В этих советах ак­цент может быть сделан как на чисто грамматические правила, например отличия в употреблении перфектного и простого про­шедшего времени, так и на композиционные умения оформлять высказывание и т. д. В упражнениях данного типа учащиеся имеют определенную свободу, могут принимать самостоятельные решения, их творчество не ограничено одним жестко заплани­рованным ответом {сравни: controlled exercises).

Овладение грамматикой предполагает не столько знание пра­вил, сколько умение не задумываясь реализовывать их в процессе речевого взаимодействия.

Не отрицая чисто тренировочных упражнений на грамматику, хотелось бы закрепить в качестве обязательного элемента и ис­пользование условно-коммуникативных и собственно коммуника­тивных, упражнений для закрепления грамматических навыков.

Наилучшим способом решения данной задачи представляется использование различных игр на уроке.

Как известно, игры на уроке иностранного языка могут подраз­деляться на разные группы в зависимости от того, какой принцип является главенствующим. Игры бывают:

• языковые (лексические, грамматические) и коммуникативные (language games and communicative games);

• направленные па совместное решение проблем и соревнова­тельного характера (cooperative and competitive');

• ориентированные на фронтальную/групповую/парную форму работы (whole class/group/pair-work activity) и т. д. Рассмотрим несколько примеров грамматических игр.

__________________________________________________ ; ЗАДАНИЕ

Определите:

• тип/разновидность данной игры;

• языковую/речевую/социокультурную ценность данного задания;

• возможность использования формата игры для закрепления другого грамматического материала. Если да, то какого? Как это реализовать?

Идеи игр взяты из книги "Grammar Games and Activities for Teachers" (Peter Watcyn-Joncs.— Penguin English). В этой книге приводятся 11 5 игр, каждая из которых направлена на отработку конкретных грамматических структур в значимом и интересном контексте.

118_____ Формирование грамматических навыков речи

Наши рекомендации