Эксплицитный подход (с объяснением правил)
Дедуктивный метод
Индуктивный метод ^
От общего — к частному.' Отправила— к действию.
Последовательность действий
1)Изучается правило, сформулированное обычно с использованием специфических грамматических терминов.
2) Учащиеся находят данное грамматическое явление или структуру в предложениях или в тексте, называют его форму, объясняют, в каком значении оно употребляется в данном контексте.
3) Выполняются подстановочные упражнения по аналогии с образцом.
4} Затем происходит переход к упражнениям на трансформацию в соответствии с правилом.
Например:
• раскройте скобки;
• поставьте прилагательные/ глаголы в нужной форме;
• перефразируйте предложения, используя данное начало/ указанное слово;
• найдите ошибки и исправьте их.
5) Переводные упражнения с
родного языка на иностранный.
От единичного — к общему. Учащиеся сами формулируют правило, пытаясь через контекст осмыслить новое грамматическое явление, определить его форму и выяснить закономерности его употребления.
Последовательность действий
1) Дается текст или набор предложений, где часто встречается новое грамматическое явление, в том числе и.на контрасте с уже известными грамматическими явлениями/формами/структурами. Учитель формулирует речевую задачу, например: «Ознакомьтесь с данным текстом и попытайтесь определить, как образуются сравнительная и превосходная степени сравнения прилага -тельных. Сформулируйте правило». В данном случае уместно использовать различные подсказки в тексте, например подчеркивание или выделение разными цветами особенностей формы данной грамматической структуры, подбор таких предложений, где контекст использования данной структуры настолько однозначен, понятен и прозрачен, что учащиеся смогут с легкостью вывести правило. В любом случае задание должно быть посильно для учащихся, иначе оно займет неоправданно много времени, а неправильные выводы, сделанные самостоятельно,
114 Формирование грамматических навыков речи
Продолжение
Дедуктивный метод | Индуктивный метод |
Плюсы; • осуществляет реализацию принципов сознательности, научности; • обеспечивает пооперацион ную отработку грамматичес кого навыка; • способствует формированию учебных умений и навыков, большей автономии учащих ся; • может быть использовал при самостоятельной работе. Минусы: • трудность понимания грамма тической терминологии; • часто грамматика отрабаты вается на «безликих» пред ложениях, вне связного ре чевого контекста, вне актуа лизируемой лексики и тема тики общения, что приводит к тому, что грамматический на вык существует словно сам по себе, вне формируемых речевых умений. | могут закрепляться в сознании и приводить в дальнейшем к устойчивым ошибкам, 2) Формулировка учащимися правила об разования/использования грамматичес кой структуры, корректируемая учителем. 3) Выполнение упражнений на подстановку. 4) Выполнение упражнений на трансфор мацию. 5) Переводные упражнения. Плюсы: • обеспечивает реализацию проблемного обучения; • стимулирует самостоятельное языковое наблюдение; • развивает догадку по контексту; • способствует лучшему запоминанию изу чаемого материала. Минусы: • может занимать много времени; • не все языковые явления можно объяс нить индуктивно; • неверно выведенное правило может приводить к устойчивым ошибкам. |
Дифференцированный подход
Дифференцированный подходк обучению грамматике позволяет сочетать различные подходы и методы с учетом особенностей обучения.
Очевидно,-что в начальной и средней школе по возможности надо использовать индуктивный метод, поскольку:
• именно на данном этапе активно формируется механизм языковой догадки;
• характер грамматического материала в большинстве случаев допускает выведение правила по контексту самими учащимися;
• при корректировке выведенного учащимися правила учитель может избежать употребления трудных грамматических терми-: нов, свойственных грамматическим справочникам.
При этом очевидно, что для закрепления грамматических навыков необходимо увеличить количество условно-речевых и собственно речевых упражнений и заданий. Наиболее эффективным в данном случае будет использование разнообразных грамматических игр, направленных на отработку' грамматических навыков
Формирование грамматических навыков речи______ |_[5
в значимом, коммуникативно-ориентированном контексте. Частичное сочетание индуктивного и коммуникативного методов в данном случае будет очень эффективным и поможет восполнить минусы одного подхода плюсами другого.
В старшей школе и на продвинутом уровне обучения, как правило, используют дедуктивный метод, поскольку:
• уровень языковой грамотности, академических умений уже достаточно высок и позволяет эффективно использовать специальную справочную литературу как в классе, так и при самостоятельной работе;
• грамматические структуры, изучаемые на продвинутом уровне, достаточно сложны, и их вряд ли можно понять самостоятельно, а если и возможно, то временные затраты будут непозволительно велики;
• в старшей школе акцент делается па дальнейшее развитие автономности учащихся, формирование умений самостоятельно преодолевать возникающие трудности, проводить самооценку и коррекцию полученных знаний и умений,