Эксплицитный подход (с объяснением правил)


Эксплицитный подход (с объяснением правил) - student2.ru Эксплицитный подход (с объяснением правил) - student2.ru Эксплицитный подход (с объяснением правил) - student2.ru Дедуктивный метод

Индуктивный метод ^



От общего — к частному.' Отправила— к действию.

Последовательность действий

1)Изучается правило, сформу­лированное обычно с исполь­зованием специфических грам­матических терминов.

2) Учащиеся находят данное грамматическое явление или структуру в предложениях или в тексте, называют его форму, объясняют, в каком значении оно употребляется в данном контексте.

3) Выполняются подстановоч­ные упражнения по аналогии с образцом.

4} Затем происходит переход к упражнениям на трансформа­цию в соответствии с правилом.

Например:

• раскройте скобки;

• поставьте прилагательные/ глаголы в нужной форме;

• перефразируйте предложения, используя данное начало/ указанное слово;

• найдите ошибки и исправьте их.
5) Переводные упражнения с

родного языка на иностран­ный.

От единичного — к общему. Учащиеся сами формулируют правило, пы­таясь через контекст осмыслить новое грам­матическое явление, определить его форму и выяснить закономерности его употребления.

Последовательность действий

1) Дается текст или набор предложений, где часто встречается новое граммати­ческое явление, в том числе и.на конт­расте с уже известными грамматичес­кими явлениями/формами/структурами. Учитель формулирует речевую задачу, например: «Ознакомьтесь с данным текстом и попытайтесь определить, как образуются сравнительная и превос­ходная степени сравнения прилага -тельных. Сформулируйте правило». В данном случае уместно использовать различные подсказки в тексте, напри­мер подчеркивание или выделение раз­ными цветами особенностей формы данной грамматической структуры, подбор таких предложений, где кон­текст использования данной структуры настолько однозначен, понятен и про­зрачен, что учащиеся смогут с легкос­тью вывести правило. В любом случае задание должно быть посильно для учащихся, иначе оно займет неоправ­данно много времени, а неправильные выводы, сделанные самостоятельно,

114 Формирование грамматических навыков речи

Продолжение

Дедуктивный метод Индуктивный метод
Плюсы; • осуществляет реализацию принципов сознательности, научности; • обеспечивает пооперацион­ ную отработку грамматичес­ кого навыка; • способствует формированию учебных умений и навыков, большей автономии учащих­ ся; • может быть использовал при самостоятельной работе. Минусы: • трудность понимания грамма­ тической терминологии; • часто грамматика отрабаты­ вается на «безликих» пред­ ложениях, вне связного ре­ чевого контекста, вне актуа­ лизируемой лексики и тема­ тики общения, что приводит к тому, что грамматический на­ вык существует словно сам по себе, вне формируемых речевых умений. могут закрепляться в сознании и при­водить в дальнейшем к устойчивым ошибкам, 2) Формулировка учащимися правила об­ разования/использования грамматичес­ кой структуры, корректируемая учителем. 3) Выполнение упражнений на подстановку. 4) Выполнение упражнений на трансфор­ мацию. 5) Переводные упражнения. Плюсы: • обеспечивает реализацию проблемного обучения; • стимулирует самостоятельное языковое наблюдение; • развивает догадку по контексту; • способствует лучшему запоминанию изу­ чаемого материала. Минусы: • может занимать много времени; • не все языковые явления можно объяс­ нить индуктивно; • неверно выведенное правило может приводить к устойчивым ошибкам.

Дифференцированный подход

Дифференцированный подходк обучению грамматике позво­ляет сочетать различные подходы и методы с учетом особенностей обучения.

Очевидно,-что в начальной и средней школе по возможности надо использовать индуктивный метод, поскольку:

• именно на данном этапе активно формируется механизм язы­ковой догадки;

• характер грамматического материала в большинстве случаев допускает выведение правила по контексту самими учащимися;

• при корректировке выведенного учащимися правила учитель может избежать употребления трудных грамматических терми-: нов, свойственных грамматическим справочникам.

При этом очевидно, что для закрепления грамматических на­выков необходимо увеличить количество условно-речевых и собст­венно речевых упражнений и заданий. Наиболее эффективным в данном случае будет использование разнообразных грамматиче­ских игр, направленных на отработку' грамматических навыков




Формирование грамматических навыков речи______ |_[5

в значимом, коммуникативно-ориентированном контексте. Частич­ное сочетание индуктивного и коммуникативного методов в данном случае будет очень эффективным и поможет восполнить минусы одного подхода плюсами другого.

В старшей школе и на продвинутом уровне обучения, как пра­вило, используют дедуктивный метод, поскольку:

• уровень языковой грамотности, академических умений уже до­статочно высок и позволяет эффективно использовать специ­альную справочную литературу как в классе, так и при само­стоятельной работе;

• грамматические структуры, изучаемые на продвинутом уровне, достаточно сложны, и их вряд ли можно понять самостоятель­но, а если и возможно, то временные затраты будут непозво­лительно велики;

• в старшей школе акцент делается па дальнейшее развитие ав­тономности учащихся, формирование умений самостоятельно преодолевать возникающие трудности, проводить самооценку и коррекцию полученных знаний и умений,

Наши рекомендации