Задачи обучения иноязычному общению дошкольников

Качество знаний может свидетельствовать об эффективности процесса обучения только в единстве с достигнутым уровнем интеллектуального развития обучаемых.

В процессе приобретения языковых знаний дошкольник должен достигать качественно нового уровня интеллектуального развития. Технология усвоения заданного содержания должна превращаться в технологию интеллектуального развития учащихся (Мильруд, 1992). Важнейшей целью дошкольного обучения является развитие личности ребенка, что предполагает формирование потребностей и мотивов познавательной деятельности, лю­бознательности и специальных интересов, сообразительности и нестандартности мышления, творческого воображения и учебных способностей.

Однако в настоящий период методико-педагогический потен­циал развивающего воздействия иностранного языка на личность ребенка используется недостаточно, обучение иностранному языку еще не превратил ось в механизм развития личности будущих взрос­лых граждан страны (И.Л. Бим, 1989). В дошкольном образова­нии еще недостаточно присутствует развивающий аспект - важ­нейший фактор всестороннего развития личности ребенка; об­щеобразовательное и развивающее значение иностранного языка на ранней ступени до сих пор полностью не раскрыто.

Л. С. Выготский подчеркивал зависимость развития мышле­ния учащихся от педагогических условий: "Там, где среда не со­здает соответствующих задач, не выдвигает новых требований, не побуждает и не стимулирует с помощью новых целей развитие интеллекта, там мышление подростка не развивает всех действи­тельно заложенных в нем возможностей, не доходит до высших форм или достигает их с крайним опозданием" (Л. С. Выготс­кий, 1972, т. 2, с. 134). Идея Выготского сводилась к тому, что само по себе накопление языковых Знаний, ассоциаций и связей ни­когда не приводит к появлению высших форм интеллектуальной деятельностu (Л. С. Выготский, 1982). Овладение речевыми сред­ствами иностранного языка лишь в том случае может способство­вать интеллектуальному развитию учащихся, если этот процесс неразрывно связан с развитием мыслительных функций.

Методический поиск должен быть направлен на то, чтобынайти способы стимулирования речемыслительной активности и активизации коммуникативно-познавательной деятельности дош­кольников, способствующей их интеллектуальному развитию.

Ведущими при раннем обучении являются воспитательный и развивающий аспекты. Только развив различные способности уча­щихся, можно заложить основу, которая в дальнейшем поможет ребенку успешно овладеть любым иностранным языком, а при необходимости стать полиглотом.

В процессе обучения иноязычному общению на ранней ступе­ни обучения педагог должен решать следующие задачи:

1. В развивающем аспекте:

а) развитие психических функций ребенка: внимания (произвольного/непроизвольного), памяти (произвольной/непроизвольной), мышления (наглядно-образного и логического), воображения (репродуктивного и творческого);

б) развитие специальных способностей, необходимых для обучения иноязычному общению: фонематического слуха, звуковысотного слуха, имитационных способностей, способности к догадке, способности к различению.

2.В воспитательном аспекте:

- воспитание понимания, уважения и толерантности к дру­гой культуре;

- воспитание чувства собственного достоинства; воспитание правильной оценки себя и других;

- воспитание уважительного отношения к людям;

- воспитание бережного отношения к природе;

- воспитание чувства справедливости;

- воспитание чувства товарищества, дружбы, гуманизма; воспитание чувства прекрасного;

- воспитание культуры умственного труда;

- воспитание уважительного отношения к труду; воспитание навыков самостоятельности.

-

3. В познавательном аспекте:

- знакомство с праздниками, с традициями и обычаями стран изучаемого языка;

- знакомство с достопримечательностями стран изучаемого языка;

- знакомство с растительным миром; знакомство с литературными героями; знакомство с литературой;

- знакомство с любимыми игрушками детей; знакомство с музыкой (песнями); знакомство с выдающимися людьми;

- знакомство с пословицами и поговорками.

4. В учебном аспекте:

­а) учебных умений;

б) перцептивных навыков;

в) речевых навыков;

г) моторно-графических навыков;

д) умений вести себя в типовых ситуациях:

- вступать в контакт,

- привлекать внимание,

- представлять себя, членов своей семьи и друзей, вежливо здороваться с ровесниками и людьми, которые старше по возрасту,

- вежливо прощаться,

- вежливо выражать согласие/несогласие, организовывать деятельность,

- выражать понимание/непонимание, вежливо выражать просьбу,

- выражать намерение что-либо делать, выражать пожелание,

- выражать мнение о чем-либо (о. сказке, кто злой/добрый и т. д., кто понравился/не понравился),

- приносить извинения,

- рассказывать о своей семье, игрушках, домашних живот­ных, об увлечениях,

- кратко описывать свой дом, свой день.

Все аспекты обучения иноязычному общению тесно взаимо­действуют, в результате чего "изучение иностранного языка и обучение ему вносит свой вклад в формирование личности уча­щегося, его моральных качеств и интеллектуальных способнос­тей" (Г.В.Рогова, 1991) .

Приложение 7

Как научить дошкольников говорить по-английски.

(Шолпо И.Л. Как научить дошкольника говорить по-английски. - СПб., Специальная литература, 1999 – с. 15 ).

Наши рекомендации