Задачи обучения иноязычному общению дошкольников
Качество знаний может свидетельствовать об эффективности процесса обучения только в единстве с достигнутым уровнем интеллектуального развития обучаемых.
В процессе приобретения языковых знаний дошкольник должен достигать качественно нового уровня интеллектуального развития. Технология усвоения заданного содержания должна превращаться в технологию интеллектуального развития учащихся (Мильруд, 1992). Важнейшей целью дошкольного обучения является развитие личности ребенка, что предполагает формирование потребностей и мотивов познавательной деятельности, любознательности и специальных интересов, сообразительности и нестандартности мышления, творческого воображения и учебных способностей.
Однако в настоящий период методико-педагогический потенциал развивающего воздействия иностранного языка на личность ребенка используется недостаточно, обучение иностранному языку еще не превратил ось в механизм развития личности будущих взрослых граждан страны (И.Л. Бим, 1989). В дошкольном образовании еще недостаточно присутствует развивающий аспект - важнейший фактор всестороннего развития личности ребенка; общеобразовательное и развивающее значение иностранного языка на ранней ступени до сих пор полностью не раскрыто.
Л. С. Выготский подчеркивал зависимость развития мышления учащихся от педагогических условий: "Там, где среда не создает соответствующих задач, не выдвигает новых требований, не побуждает и не стимулирует с помощью новых целей развитие интеллекта, там мышление подростка не развивает всех действительно заложенных в нем возможностей, не доходит до высших форм или достигает их с крайним опозданием" (Л. С. Выготский, 1972, т. 2, с. 134). Идея Выготского сводилась к тому, что само по себе накопление языковых Знаний, ассоциаций и связей никогда не приводит к появлению высших форм интеллектуальной деятельностu (Л. С. Выготский, 1982). Овладение речевыми средствами иностранного языка лишь в том случае может способствовать интеллектуальному развитию учащихся, если этот процесс неразрывно связан с развитием мыслительных функций.
Методический поиск должен быть направлен на то, чтобынайти способы стимулирования речемыслительной активности и активизации коммуникативно-познавательной деятельности дошкольников, способствующей их интеллектуальному развитию.
Ведущими при раннем обучении являются воспитательный и развивающий аспекты. Только развив различные способности учащихся, можно заложить основу, которая в дальнейшем поможет ребенку успешно овладеть любым иностранным языком, а при необходимости стать полиглотом.
В процессе обучения иноязычному общению на ранней ступени обучения педагог должен решать следующие задачи:
1. В развивающем аспекте:
а) развитие психических функций ребенка: внимания (произвольного/непроизвольного), памяти (произвольной/непроизвольной), мышления (наглядно-образного и логического), воображения (репродуктивного и творческого);
б) развитие специальных способностей, необходимых для обучения иноязычному общению: фонематического слуха, звуковысотного слуха, имитационных способностей, способности к догадке, способности к различению.
2.В воспитательном аспекте:
- воспитание понимания, уважения и толерантности к другой культуре;
- воспитание чувства собственного достоинства; воспитание правильной оценки себя и других;
- воспитание уважительного отношения к людям;
- воспитание бережного отношения к природе;
- воспитание чувства справедливости;
- воспитание чувства товарищества, дружбы, гуманизма; воспитание чувства прекрасного;
- воспитание культуры умственного труда;
- воспитание уважительного отношения к труду; воспитание навыков самостоятельности.
-
3. В познавательном аспекте:
- знакомство с праздниками, с традициями и обычаями стран изучаемого языка;
- знакомство с достопримечательностями стран изучаемого языка;
- знакомство с растительным миром; знакомство с литературными героями; знакомство с литературой;
- знакомство с любимыми игрушками детей; знакомство с музыкой (песнями); знакомство с выдающимися людьми;
- знакомство с пословицами и поговорками.
4. В учебном аспекте:
а) учебных умений;
б) перцептивных навыков;
в) речевых навыков;
г) моторно-графических навыков;
д) умений вести себя в типовых ситуациях:
- вступать в контакт,
- привлекать внимание,
- представлять себя, членов своей семьи и друзей, вежливо здороваться с ровесниками и людьми, которые старше по возрасту,
- вежливо прощаться,
- вежливо выражать согласие/несогласие, организовывать деятельность,
- выражать понимание/непонимание, вежливо выражать просьбу,
- выражать намерение что-либо делать, выражать пожелание,
- выражать мнение о чем-либо (о. сказке, кто злой/добрый и т. д., кто понравился/не понравился),
- приносить извинения,
- рассказывать о своей семье, игрушках, домашних животных, об увлечениях,
- кратко описывать свой дом, свой день.
Все аспекты обучения иноязычному общению тесно взаимодействуют, в результате чего "изучение иностранного языка и обучение ему вносит свой вклад в формирование личности учащегося, его моральных качеств и интеллектуальных способностей" (Г.В.Рогова, 1991) .
Приложение 7
Как научить дошкольников говорить по-английски.
(Шолпо И.Л. Как научить дошкольника говорить по-английски. - СПб., Специальная литература, 1999 – с. 15 ).