Домашняя контрольная работа по разделу «Лексика»

ВАЖНО! Список использованных словарей должен быть приведен в начале или в конце работы.

Задание № 1. Виды парадигматических отношений в лексике

  1. Укажите тип каждой лексической группировки русских слов, приводимых далее.
  1. Дайте определение соответствующих терминов.
  1. Там, где это возможно, продолжите ряды слов 2-3 собственными примерами:

1) вал (насыпь) – вал (стержень в механизме) – вал (общий объём продукции);

2) близкий – ближний;

3) молодость, скорость, видимость, радость;

4) дом, домой, домашний, домострой, домовитый, бездомный;

5) жалюзи, шоу, шланг, горизонт, соло, дисплей, петит, пикник, шаверма, алкоголь, альтернация*;

6) грядущий, возмездие, свершиться, недуг, кончина, отчизна, предтеча;

7) хворать, хворый, болтаться (где-то гулять), болтовня, разгильдяй, невзначай, пятерня, работяга, невпопад;

8) хазары, ямщик, целовальник, роброн, земство, целинник, ваучер;

9) звучать, шуршать, скрипеть, скрежетать, шелестеть, грохотать;

10) бабочка, капустница, крапивница, махаон, белянка;

11 бабочка, порхать, цветы, нектар, лето, ловить, сачок, большая, красивая, много;

12) государство, страна, держава (офиц. и приподн.), земля (высок., устар.), царство (устар. и нар.-поэт.);

13) красивый – безобразный.

ВНИМАНИЕ!

а) для слов п. 5 установите по словарю иностранных слов язык-источник;

б) коннотацию слов пп.6 и 7 обязательно проверьте по толковому словарю.

Задание № 2. Заполните следующую обобщающую таблицу по материалам задания № 1, отметив знаком + (плюс) признак, положенный в основу каждой группировки; если основание не одно, плюсы ставьте в нескольких графах.

Основание группировки Группировки
Звуковая форма                          
Морфемный состав                          
Денотативная семантика                          
Коннотации                          
Своё – чужое                          
Устаревание                          

Задание № 3. Приведите, используя иноязычные словари, ряды слов английского (немецкого, французского, испанского) языка всех 13 типов лексических группировок. Русский перевод приведенных вами слов обязателен!

ВНИМАНИЕ!

а) простой перевод русских материалов из зад. 1 исключается;

б) совпадение лексического материала задания № 4 в работах разных студентов оценивается как его невыполнение.

СМ. ДАЛЕЕ!

СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНА

по дисциплине «Основы науки о языке»

Курс завершается письменным трехчасовым (180 мин.)экзаменом, на котором проверяется:

· усвоение теоретического материала (два вопроса из предлагаемого далее списка, с. 38);

· усвоение базовых лингвистических понятий (предлагается самостоятельно дать дефиницию одного и опознать по предложенной дефиниции три термина - всего, таким образом, проверяется знание четырех из100 обязательных терминов (см. список на с. 41-43). К каждому из проверяемых терминов необходимо привести примеры из разных языков.

Практические умения и навыки контролируются с помощью следующих заданий

1) по фонетике:

· фонетическое транскрибирование словосочетания или фразы,

· характеристика всех отмеченных фонетических изменений,

· фонематическое транскрибирование выделенного слова с позиций ПФШ и МФШ – с объяснением причин возможных различий,

· описание входящих в это слово гласных и согласных фонем по классификационным признакам (в строгом порядке!);

2) по грамматике:

· анализ словоформ с точки зрения способов и средств выражения грамматических значений по предлагаемой схеме:

·

Словоформа Грамматический способ Грамматические средства Грамматические значения
Синтетиче-ский Аналитиче-ский
         

·

Проверяется также знание генеалогической классификации языков мира:

· распределить по семьям и группам десять языков,

· установить «лишний» в ряду из пяти языков (т.е. принадлежащий к другой семье или группе/подгруппе).

Примечание: минимально необходимый для выучивания список языков дается далее (см. с. 41).

БОНУСНОЕ ЗАДАНИЕ!

Для студентов, набравших учебный (допускной) балл не ниже 60, по их желанию в структуру экзамена включается бонусное домашнеезадание.

Оно предусматривает

• подбор СВОЕГО иллюстративного материала по одной из тем курса и подготовку презентации в программе Power Point (не менее 10 слайдов)

ИЛИ

• составление заданий в тестовой форме по двум любым темам из раздела «ЛЕКСИКА» (см. Рабочую тетрадь) – по 10 заданий к каждой из тем.

ОЦЕНКА РАБОТЫ

Максимальное количество балловза экзаменационную работу =10, минимальное = 4.Количество балловза бонусное задание = 2, нотолько при условии его соответствия указанным выше требованиям. Бонусное задание не засчитывается, если экзаменационная работа выполнена на неудовлетворительную оценку.

Оценка работы каждого студента в течение семестра на практических занятиях проводится по 100-балльной системе и складывается из суммы баллов за различные виды работы, обозначенные в «Технологической карте дисциплины». Максимальный допускной балл – 90(9 по 10-балльной шкале), минимальный балл – 40 (4).

Студент, не набравший минимального допускного балла по результатам текущей работы, получает неудовлетворительную оценку и должен перед письменным экзаменом пройти тестирование по темам практических занятий.

Итоговая оценка, вносимая в зачетную книжку, складывается как средний балл из суммы допускного и экзаменационного баллов и переводится деканатом в обычную систему оценок по установленной шкале. При этом за преподавателем остается право несколько снизить или повысить средний балл в зависимости от качества работы студента в семестре.

НАПОМИНАЕМ!!! ОЧЕНЬ ВАЖНО!!!

2 теоретических вопроса (28 и 33): «Письмо как система фиксации речи. Основные типы письма» и «Генеалогическая классификация языков. Индоевропейская языковая семья» – готовятся к экзамену самостоятельно по предложенным учебникам. Литературу, ориентировочный план ответа и систему базовых терминов по каждой из тем см. далее, на с. 39-40.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

Наши рекомендации