Фонетические изменения гласных в потоке речи

ОЛ: Реформатский: 193-198; (196-201); (226, 271 – сингармонизм)

Кодухов: 127-129 (сингармонизм) (140-142)

УМК: 178-179, 181, 182-183

Маслов: 146 (аккомодация)

Основные термины: позиционные изменения, комбинаторные изменения, редукция, количественная редукция, качественная редукция, сильная редукция, слабая редукция, аккомодация, заднерядная аккомодация гласных, переднерядная аккомодация гласных, сингармонизм (гармония гласных) (= 11).

Задание 4. Редукция гласных.

Используя таблицу редукции гласных (табл. II «Качественная редукция», c. 12) запишите в транскрипции следующие слова: коробок, коробка, короб, орехи, за окном; осень, весна, перепёлка, пéрепел.

Задание 5. Переднерядная и заднерядная аккомодация гласных.

Обращаясь за справками к таблице II, затранскрибируйте слова глядеть, мяукать, мясорубка, синяя, жена, цеховой, житьё, цемент, цирковой, шиковать, целовать, шептать, шипеть, шестьдесят, желанный.

Таблица II

Качественная редукция (сильная и слабая редукция; редукция, осложненная аккомодацией*)

Слабая позиция гласного Позиции в слове Фонемы   Примеры Фонетический процесс  
<о> <а> <э>
Безударный гласный в комбинаторно сильной позиции а) абсолютное начало слова     [Λ] (вариантный знак – [α])       [и] оборот [ΛбΛр˚óт] апатит [ΛпΛт’´ит] седьмой [с’ид’м˚õj] зеркало [з’´эркълΛ] вата [вáтΛ]˚ горе [г˚óр’и]     Слабая редукция Зона редукции  
б) 1-ый предударный слог
в) абсолютный конец слова (полный стиль произношения, «´икающая» норма)
а) 2-3-й предударный слоги [ъ] [ь] карандаши [къръндΛш´ы] косоворотка [късъвΛр˚óткъ] перебежать [п’ьр’ьб’ижáт’] город [г˚óрът] осень [óс’ьн’] горе [г˚óр’ь] вата [вáтъ]   Сильная редукция  
б) заударные слоги
в) абсолютный конец слова (неполный стиль произношения – разговорный)
Безударный гласный в комбинаторно слабой позиции а после мягкого согласного и между мягкими согласными (орфографическое Я)       [’и]   лягушка [л’игýшкΛ/ъ]   мятеж [м’ит’´эш] Слабая редукция + переднерядная аккомодация (см. табл. 2) Зона редукции и аккомодации по ряду
[’ь]   лягушонок [л’ьгуш˚óн˜ък]   мятежа [м’ьт’ижá]   Сильная редукция + переднерядная аккомодация
э в абсолютном начале слова и после твердого согласного     [ы] этаж [ытáш] жестянка [жыс’т’∙áнкΛ/ъ] Слабая редукция + заднерядная аккомодация
[ъ] жестяной [жъс’т’ин˚õj] Сильная редукция + заднерядная аккомодация
                 



Аудиторная самостоятельная работа

Транскрибируйте слова* и дайте характеристику фонетических изменений гласных русского языка, заполняя графы следующей таблицы:

Слова (в транскрипции) Изменение гласных в слове
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
Образец выполнения задания: [тр◦удъл’◦•уб’´ивыj] 1 2 3 4 колич. редукция сильная качеств. редукция колич. редукция + передне-рядная прогрес. аккомода-ция колич. редукция  

Тема IV. Консонантизм: классификация согласных

И их изменения в потоке речи

Классификация согласных фонем

ОЛ: Реформатский: 168-177 (172-181)

УМК: 173-177

ДЛ: Баранникова: 47-53

Головин: 40-43

Основные термины: способ образования согласных, фрикативные (щелевые), смычные, взрывные, аффрикаты, боковые (латеральные), носовые (назальные), дрожащие (вибранты), место образования согласных, губно-губные, губно-зубные, переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные, увулярные (язычковые), фарингальные (глоточные, зевные), гортанные, дорсальные, апикальные, какуминальные, двухфокусные, палатальный, палатализованные (мягкие), непалатализованные (твердые), сонорные, шумные звонкие, шумные глухие (= 27).

Задание 1. Классификация согласных по способу образования

Сопоставьте две классификации согласных по способу образования, представленные в разных вузовских учебниках по введению в языкознание:

А. А. Реформатский Б. И. Головин

фрикативные (щелевые) щелевые (фрикативные)

смычные смычные (взрывные)

взрывные смычно-щелевые

аффрикаты смычно-проходные

носовые носовые

боковые боковые

дрожащие дрожащие

Задание 2. Характеристика согласных по совокупности классификационных признаков

Заполните согласными фонемами русского и английского (немецкого, французского) языков таблицу III «Классификация согласных фонем» (стр. 15).

• Чем объясняется богатство русского консонантизма по сравнению с консонантизмом английского (немецкого, французского и др.) языков?

Задание 3. Дифференциальные признаки согласных фонем

Обозначьте в таблице ДП согласных пяти языков.

Язык Способ образования Место образования Участие голоса и шума Палатали-зация Долгота
Русский          
Английский          
Немецкий          
Французский          
Финский          

Таблица III

Наши рекомендации